Понедельник, 23 Декабря, 2024
Железногорск, Красноярский край

Взгляд из приемной «Сибхимстроя»

17 августа 2019 / История города / 0
В книге «Сибхимстрой: 50 лет в строю» ее автор - исследователь А.А.Фролов - считает началом его создания дату 26 февраля 1950 года, когда вышло Постановление Совмина СССР под №862. Идея же великой стройки по производству оружейного плутония в реакторах в скалах возникла в 1948 году.

Изыскания шли в Красноярском крае и в Томской области. Летом 1949 года стало ясно, что по всем параметрам предпочтение имеет Атамановский кряж. И в Красноярске ровно 70 лет назад был создан первый строительный штаб.
О грандиозных свершениях в стране, в крае и в городе читатели могут узнать из интернета и из книг. Нам же много интересного о больших главных людях стройки расскажет Людмила Ивановна Кондратьева, проработавшая в приемной Сибхимстроя 20 лет.  

Она работала секретарем в приемной Вячеслава Ивановича Пануса в 1978-1987 годах, когда он был главным инженером, а уже в 1988-1993 годах - начальником предприятия. После еще пять лет трудилась под руководством В.П.Баронина и Н.В.Ерощука.

«Мне приходилось общаться с секретарями наших градообразующих предприятий, - вспоминает Людмила Ивановна. - Мы как подруги переговаривались с секретарем генерального директора ГХК, а очно встретились только через 15 лет. Шутили: секретарь - это участник совещаний от слова «секрет». Но, как говорится, в каждой шутке есть доля правды. 
Я была, конечно, в курсе многих больших и малых дел, потому что печатала доклады, записки руководителей. У Петра Тихоновича Штефана почерк был плохо разборчив, слова с сокращениями. Я однажды осмелилась и сказала ему: «Я боюсь ваши доклады печатать с рукописей, вдруг ошибусь, а это чревато». «Не бойся, Люда, - успокоил он, если что-то не поймешь - приходи, вместе разберемся».

Работы у секретаря было много. Постоянные совещания по спискам №1 и №2, а это телефонограммы в 22 подразделения. Ежедневно в 8 утра короткие планерки внутри учреждения, в 17 часов по селекторной связи со всеми участками и отделами - что и как сделано, чего не хватает. Уходили с работы в 18 часов 10 минут. Приходилось задерживаться. Для семьи времени оставалось мало. Муж настоял - Людмила Ивановна окончила факультет промышленно-гражданского строительства в нашем техникуме. Поработала два месяца в отделе кадров СМУ-10. Но, как оказалось, не тот масштаб. И Вячеслав Иванович настоял на ее возвращении.

«Это были лучшие годы моей жизни. Большим делам соответствовали и большие люди - профессионалы высокого класса, дружный, в основном мужской коллектив. Вячеслав Иванович Панус прошел весь путь - от мастера до начальника. Главным инженером у него работал с таким же послужным списком В.П.Баронин, избранный руководителем в 1993 году после смерти Вячеслава Ивановича, - вспоминает Кондратьева. - Все 20 лет, когда я работала секретарем, сохранялся стиль Средмаша, внедренный министром Е.П.Славским. Панус не раз называл его уникальным, умнейшим человеком.
Одна сторона - это строгая полувоенная дисциплина, ведь основные работы выполняли солдаты-срочники и сверхсрочники. Другая особенность - это постоянные ежедневные посещения первыми лицами подразделений, рабочих мест. И была большая забота со стороны руководителей о людях: доставка на рабочие места, прекрасные дешевые обеды в столовых, всяческие поощрения. Постоянно приходилось печатать представления к наградам. Каждый Новый год корпоративный праздник в Доме офицеров. Перед праздничными днями чествование лучших в Доме техники, в ДК - с подарками, с концертами. Помнили дни рождения сотрудников, у меня в эти дни всегда стояли букеты цветов».
По рассказам Людмилы Ивановны, первые лица Сибхимстроя по характеру, по привычкам отличались друг от друга. Но одинаковыми были в главном - в ответственности за дела и в скромности. 

«Без всякого преувеличения - настоящие герои. Петра Тихоновича Штефана мы все побаивались, хотя случаев какого-то своеволия с его стороны не было. Внешне выглядел всегда строго, иногда сурово, с твердой неторопливой походкой уверенного в себе человека. Самодисциплина на самом высоком уровне. Не позволял отклонения от правил и привычек даже в мелочах».

Например, принесет ему зарплату с ведомостью. «Считай, - говорит, - при мне точно!» Она посчитает, он деньги ладонью сгребет в стол, тут же его замкнет, прилепит какой-то густой раствор и выдавит на нем круглую печать. Вообще все сейфы, шкафы, тумбы находились у него под печатью. Требовал соблюдать субординацию.
Однажды где-то возле СМУ его шофер посадил на переднее сиденье знакомую. Петр Тихонович увидел и на другой день отправил его водителем на грузовик - знай каждый свое место и статус.

Себя он не жалел и в пожилом возрасте. Темперамент Вячеслав Иванович имел холерический. Когда его назначили главным инженером, тяжело заболел (рак горла). Подлечили врачи, по слухам какой-то кореец. Панусу поставили аппарат с кнопкой. Представьте, как ему было тяжело на планерках и во время селекторных совещаний. Горячился, ведь ситуации возникали разные. 

«Помню его диалоги с заведующим секретным отделом А.П.Батыревым, с уже пожилым и глуховатым человеком. Один плохо слышит, другой торопится, форсирует звук, и речь становится не такой понятной. Бывало, исполняла роль переводчицы. Оба вытирают пот. Но они - люди с огромным опытом - не бросали работу. Тоже болел и рано умер В.П.Баронин».

У всех руководителей любящие, верные жены обеспечивали тыл, болели за успехи предприятия, успешно работали на нем. 
«Однажды в большой мороз жена Валерия Ивановича осмелилась позвонить в гараж личному шоферу мужа и попросила отвезти дочь Светлану в Краевой центр в вуз на занятия, - вспоминает Людмила Кондратьева. - Когда отец узнал об этом, не стесняясь меня, стал распекать супругу: «Что это за выдумка! Ну и что, если мороз, в Сибири живем! Чтобы было в последний раз! Пусть одевает валенки и едет в маршрутном автобусе».
Скажем спасибо Людмиле Ивановне за смелые откровения, за добрую память о больших людях - руководителях Сибхимстроя. 
«Думаю, что проработала 20 лет рядом под началом государевых, неординарных людей потому, что соблюдала субординацию, не лезла куда не надо, вела себя спокойно, ровно, ответственно, не люблю болтать». 

Виктор Аференко, краевед, член Союза журналистов России
Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения