В последних числах декабря я прогуливалась возле Центра досуга и заметила, как возле здания из сугроба торчат с десяток живых елок. Знающие люди пояснили: работает специализированная предновогодняя ярмарка «Елочный базар». Ярмарка выглядела скудно и скучно. В продаже только укутанные сеткой деревья, воткнутые в снег словно солдаты. Ни тебе мишуры, ни елочных игрушек, даже сладостей никаких нет. А это точно торговля предновогодними товарами? Может, напутали чего?Это вам не тутПосле посещения базара, который, кстати, точно в таком же варианте был представлен напротив торгового центра «Силуэт», мне вспомнился герой Александра Ширвиндта из фильма «Ирония судьбы, или с легким паром». Когда во время поисков 3-й улицы Строителей он приобретает на улице бутылку шампанского с апельсинами, и уличные прилавки буквально ломятся от изобилия новогодних подарков. Такого больше не встретишь.
Теперь шампанское продавать можно только в специальном месте и в определенное время. Апельсинами, наверное, тоже нельзя торговать на улице из-за каких-нибудь СанПиНов, а для реализации новогодней атрибутики, вероятно, необходим целый пакет документов. Сегодня принято ругать советские время, тогда, мол, все ходили строем, а сейчас - свобода. Гуляй - не хочу! Правда, денег ни на что нет, вот и на фейерверк в минувшую новогоднюю ночь решили не тратиться.
На одной из последних редакционных планерок мы вспоминали, как встречали праздник в нашем городе раньше. Как украшали улицы и магазины, как устраивали вечера на предприятиях, как школьники шили и клеили игрушки для главной елки, а потом искали их среди десятков других самодельных украшений. И между прочим, вспоминать о прошлом любят не только в нашей редакции…
В минус 50 непривычноНакануне Нового года из Муниципального архива нам прислали уникальный документ, датированный 1971 годом. Первостроитель Никита Павлович Козел рассказывает корреспонденту городского радио, как он и его коллеги встречали первый Новый год в городе - 1951-й.
«Город наш существует без малого 20 лет. За это время усилиями славного краснознаменного коллектива строителей он вырос в красивый и удобный для тружеников социалистический город. Мне, как одному из зачинателей этого города, Новый год приходится встречать уже 21-й раз.
1951 год мы вместе с первыми строителями, проектировщиками и моими коллегами изыскателями встречали совершенно в иных условиях. Жили в деревнях, по частным квартирам, и на работу добирались грузовым, не приспособленным для перевозки людей автотранспортом. Города такого еще не было. Собираться всем вместе нам тоже было негде. К слову сказать, зима 1950-1951 года была по-настоящему суровая - сибирская морозы до минус 50 градусов, и нам, в большинстве приехавшим с Запада, непривычно было. Поэтому Новый год встречали малыми группами в семейных условиях. Правда, особой трудности в приобретении елок мы не испытывали - их было много везде, непосредственно на рабочих местах. Постепенно с годами, пользуясь бесконтрольностью, их вырубали, но посадок не делали. Поэтому сейчас достать елку к Новому году уже проблема. На пороге нового 1971 года у меня нет сомнений, что к концу этой пятилетки труженики нашего города намного дальше уйдут вперед. Что они еще больше преобразят город, еще краше и благороднее будет жизнь в нем».
Робот в калошахВетеран городского образования, бывший педагог школы 101 Нелли Сергеевна Кузина рассказала про встречу 1962 года.
«В новогодние праздники все - и взрослые, и дети - всегда ждут какого-то чуда. Вспоминаю свой первый Новый год в городе. Мальчишки тех лет мечтали стать космонавтами, а девочки бесконечно смотрели фильм «Девять дней одного года». Одним словом, росли физики и лирики, романтики шестидесятых.
Это был первый год моей работы в школе. И как-то раз в конце декабря в учительскую постучали. Открываем дверь, а на пороге… чудо! А точнее, самый настоящий робот. Он поднимает руку и металлическим голосом произносит: «С Новым годом!»
Первое впечатление - шок! Какой может быть робот в 62-м году? Откуда он взялся?! Оказалось, что такой оригинальный подарок педагогам приготовили старшеклассники под руководством учителя физики Генриетты Степановны Унинской. Робот был ростом с человека, одежда - из картонных коробок, вместо глаз - мигающие лампочки, а на ногах огромные рыбацкие калоши. Жаль, фотографий нет. Мобильных телефонов ведь тогда у нас не было».
Дубленки на самолетеОльга Васильева давно москвичка. Но долгое время жила в Красноярске -26, а трудилась в Управлении рабочего снабжения. Своими воспоминаниями о торговле в советское время Ольга частенько помогает нам во время подготовки прогулок по Железногорску в прямом эфире. В этот раз мы попросили ее рассказать что-нибудь про новогодние хлопоты.
«Живые елки продавали на рынке Северном. Привозили их плоскими, сплющенными, в пачках. Деревья ставили в сугробы, где они понемногу расправлялись, становились круглыми. Много было сломанных веточек, которые горожанам отдавали просто так.
Все предприятия старались порадовать горожан. К примеру, 31 декабря в столовых готовили праздничные блюда, а в «Арктике» предлагали даже бутерброды с красной икрой!
Для нас, работников, это было горячее время. Одних подарков для детворы на новогодних елках надо было скомплектовать тысячи! Отработав в первую смену, девочки в продмагах шли на фасовку. Садились в большой круг, перед каждой 3-4 коробки с весовыми конфетами, каждая накладывала в пакет по одной или по две конфеты, передавая пакет другой. К концу круга пакет был полный. А мы и напоемся, и нахохочемся, и наговоримся во время фасовки. Весело было!
Как-то перед самым Новым годом 100-я база в Москве (центральная база Главка Минсредмаша) отправила нам для выполнения плана дубленки. Их привезли на самолете (такого никогда не было), выгружали сразу в машины и развозили по магазинам. И пока не продали последнюю дубленку, магазины не закрывали.
Праздновать вместе не получалось, как правило, часы работы были продлены - товар принять, вынести в зал, разложить. Много предновогодней суеты было.
Однажды вся Промконтора накануне 1987 года собралась в ресторане «Тель»: мы сами готовили костюмы, номера художественной самодеятельности, даже праздничную лотерею провели с настоящими подарками».
И ГИПы в простыняхЗаведующая техническим архивом ВНИПИЭТ с 45-летним стажем Людмила Чеботарева вспоминает, какие веселые новогодние корпоративы проходили у них в институте. Причем все номера художественной самодеятельности сочинялись и разыгрывались самими сотрудниками. В обязательном порядке с привлечением руководства!
«Особенно мужская часть коллектива всегда радовала. То в цыганок наши мужчины нарядятся, то в маленьких лебедей из «Лебединого озера». Как-то раз, во второй половине 70-х, как раз после выхода на экраны фильма Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или с легким паром!», ГИПы приготовили сценку из кинофильма. Ту, где друзья выпивали в бане. И вот, представьте, главные маститые инженеры проекта (в будни - вполне себе серьезные мужики!), вышли перед коллегами полуголые в простынях и начали шутить. Помню, как мы смеялись до слез!
Правда, не знаю, кому в голову пришла гениальная мысль, делать все, так сказать, взаправду, и во время выступления пить на сцене не воду, а настоящую водку. Разумеется, к концу концерта некоторых актеров эта вольность слегка подкосила».
***
Впечатлившись этими рассказами и собственными воспоминаниями, мы запустили в группах «ГиГ» в «ВКонтакте» и «Одноклассники» фотоконкурс
«Моя игрушка». Толчком послужил и рассказ нашей сотрудницы Алисы Сбитневой про уникальную коллекцию новогодних украшений, изготовленных в 50-х-60-х годах прошлого столетия. Раритеты, доставшиеся от бабушки, семья нашей коллеги бережно хранит, иногда наряжая ими елку. Только за первые три дня железногорцы опубликовали в альбомах более сотни фотографий елочных украшений и праздничных упаковок. Причем не только фабричных, но и сделанных своими руками. Конкурс продлится до 30 января, победители получат сладкие призы, а подписчики и гости пабликов - прекрасную возможность вспомнить или узнать, чем наряжали елки их мамы и папы, а быть может, и бабушки с дедушками. Тогда, еще в пришлом веке…