В рамках юбилейного для Железногорска года мы продолжаем рассказывать об удивительных людях, принимавших самое непосредственное участие в строительстве города, его становлении и развитии. И сегодня открываем серию очерков об архитекторах - тех, без творческого потенциала и профессионализма которых просто не было бы привычных нам, любимых и родных улиц и проспектов. Автор рубрики - член Союза архитекторов России Виктор Николаевич Бондарь.С задумки архитектораМного лет в нашей стране существовало мнение, что все создается строительными организациями, а те, по чьим чертежам здания возводились, всегда замалчивались и оставались в тени незамеченными. Хочу подчеркнуть несправедливость этого суждения и сказать, что ничего не может быть построено без утвержденной проектно-сметной документации. Все начинается с проекта!
Все начинается с задумки архитектора, с увязки с окружающим ландшафтом и застройкой, с построения объемно-планировочной композиции, с разработки объемно-планировочного решения. Разнообразие и многочисленность задач, стоящих перед проектировщиком, связаны с тем, что конечным продуктом творческой деятельности является создание архитектурно-пространственной среды, предназначенной для труда, быта и общественной жизни человеческого общества. Среда, искусственно создаваемая человеком для человека, должна обеспечивать надежную защиту от нежелательных влияний внешней среды (перепадов температуры, осадков, ветра). И как результат всей нашей проектно-технологической кухни возводятся здания и сооружения, строятся площади, бульвары, парки, дороги, мосты, озеленяется территория. И только от архитектора, от его мастерства зависит, комфортно будет себя ощущать человек в созданной для него среде обитания или нет, захочется ему пройти по бульвару, парку или нет.
И дома, дома, домаАлексей Борисович Васильев был, есть и будет одним из архитекторов, который всю свою жизнь посвятил развитию облика нашего города. Он руководил коллективом проектировщиков, был наставником, под его руководством выросли многие архитекторы, которые так же вкладывали свои души в город.
В филиал №1 Ленинградского государственного проектного института, которым в то время управлял Петр Иванович Фетисов, Алексей Борисович прибыл 9 сентября 1957 года. С этого момента началась трудовая биография архитектора Васильева.
«Работы было море, ее валили навалом. Чертежи рвали из рук и живьем тащили на стройку, - вспоминает Алексей Борисович. - Мне, пацану, буквально со старта посыпались: стадион на 5000 зрителей, городской пляж, лаборатория службы дозиметрии, колбасный завод, спортивный зал, авторский надзор за строительством возводимых по ленинградским проектам дома культуры и городской гостиницы, что на центральной площади города. И жилые дома, дома, дома, со встраиваемыми магазинами, парикмахерскими, кафе. Работали без выходных и отпусков, вечерами, а если надо, то и ночью приходилось. Это было великолепное время и великолепная жизнь. Мы были молоды, творческая энергия архитектора вырывалась из меня и укладывалась на ватман в виде архитектурно-планировочного решения, объемной композиции, которые тут же воплощались в строительство зданий и застройку города. Работа, которая тут же, на твоих глазах превращалась в здания, сооружения, кварталы молодого города, приносила бесконечную радость и реализацию мечты, которая бесконечно бурлила в моей голове во время обучения в институте».
Рос город, росла проектная бригада, росли и мы сами. В 1961 году Васильева перевели на должность начальника архитектурной группы. Проектировать становилось труднее, так как появились более сложные объекты, среди них кинотеатр «Космос», школы, универсам «Тель».
Если заглянуть в прошлое с точки зрения, кто такой Алексей Борисович Васильев, что он запроектировал как автор проекта или руководитель, то я с уверенностью могу сказать, что он настоящий архитектор, который всю свою творческую жизнь посвятил профессиональной деятельности. Он замечательный человек, помимо своего развития помогал развивать творческий потенциал многим архитекторам, которые трудились под его руководством.
За разработку проекта генерального плана микрорайона №1, его отдельных объектов и строительство этого района Красноярска-26 Алексей Борисович в составе коллектива проектировщиков стал лауреатом премии Совета Министров СССР. На мой взгляд, застройка микрорайона №1 и города в целом может служить примером правильного подхода профессионала-архитектора к решению задачи создать благоприятную среду, комфортную для человека. Из работ последних лет следует отметить строительство жилого дома на улице Октябрьской, который выделяется из окружающей застройки особенностью архитектурного решения.
«Я бесконечно рад, что судьба распорядилась мной, сделала из меня архитектора, и я всю свою жизнь занимался архитектурным творчеством, которое воплотилось в большое количество объектов в наших сибирских городах». Это сказал Алексей Борисович Васильев, которому 5 марта 2020 года исполняется 87 лет, и 63 из них он прожил в нашем городе.
Генплан определяетНиколай Гаврилович Анипенко - один из тех, кто вложил в создание архитектурного образа нашего Железногорска и других городов свои знания, свою энергетику. Всю творческую жизнь он занимался проектированием генеральных планов городов, микрорайонов, жилых групп, отдельных зданий и сооружений, прошел путь от рядового архитектора отдела генплана института до главного архитектора проекта.
В 1959 году после окончания института в Ленинграде Анипенко был направлен на работу в Красноярск-26, в отдел генплана проектного института, которым руководил Александр Сергеевич Власов, и сразу включился в работу, работы было море.
«Я сразу почувствовал, что в объемной архитектуре ничего хорошего не будет, а в генплане всегда все новое. И вот генплан города я и разрабатывал совместно с Михаилом Сергеевичем Лясковским и Георгием Львовичем Романовским, - рассказывал Николай Гаврилович. - Принципиальная планировочная схема жилого поселка при ГХК, его первые кварталы были разработаны ЛГС в 1950 году, а первый генеральный план развития - в 1956-1957 годах. Генеральный план застройки поселка представлял собой регулярную планировочную структуру с включением объектов соцкультбыта, спортивных объектов, подъездных путей к жилым кварталам, промышленным объектам, обустройство зон отдыха жителей. Строительство первых жилых кварталов велось с огромной скоростью, и это приводило к постоянным корректировкам проектной документации в части размещения зданий, изменения расстояний между ними с учетом проездов, ландшафта, вертикальной планировки территории».
При разработке проекта застройки микрорайона №1 Николай Гаврилович прилагал максимум усилий, выдержки и инженерной мысли, чтобы избегать однообразия, похожести на другие города из-за строгого указания Госстроя СССР максимально использовать типовые проекты жилых домов и объектов соцкультбыта. Очень грамотно, с учетом рельефа, сохраняя лесные массивы между домами, живописно вписывая здания в ландшафт, разрабатывалось проектное решение.
Как раз Анипенко является автором объемно-пространственной композиции застройки проспекта Курчатова: контрастное сопоставление протяженных пятиэтажек и вертикальных 9-этажных жилых домов. При проектировании и строительстве этого микрорайона большое значение имел проект вертикальной планировки. Архитекторы и инженеры-вертикальщики грамотно решили вопросы водоотведения поверхностных вод с территории микрорайона, проезда автотранспорта и противопожарной техники к жилым и общественным зданиям, подведения инженерных сетей, уборки бытового мусора. По итогам творческой работы над этим микрорайоном Николай Гаврилович Анипенко стал лауреатом премии Совета Министров СССР.
Архитектор Владимир Георгиевич Шпонька, который трудился под руководством Анипенко в творческом коллективе генпланистов КО ВНИПИЭТ, вспоминает: «С Николаем Гавриловичем я познакомился в конце сентября 1974 года, когда приехал в Красноярск-26 и был принят на работу в отдел генерального плана. Николай Гаврилович в то время занимал должность главного специалиста-архитектора в отделе. Работа наша заключалась в основном в контроле, а при необходимости оказании творческой помощи, за основными решениями по генеральным планам городских и сельских поселений, за архитектурно-планировочными решениями отдельных проектируемых комплексов, зданий и сооружений.
Кроме этого, Анипенко как главный специалист нашего отдела нес персональную ответственность за качество выполняемой отделом проектной документации на различных стадиях проектирования, подготовку материалов для отраслевых выставок, которые проводились 1-2 раза в год.
Помню Николая Гавриловича как высококлассного архитектора-градостроителя, обладающего несомненным профессиональным талантом. Он пользовался заслуженным авторитетом и среди коллег в нашем отделе №9, и среди специалистов, архитекторов и инженеров всего проектного института».
В период с 1975 по 1989 годы численность проектного подразделения составляла около 60 человек. Объектами проектирования в указанные годы были: генеральные планы городов ЗАТО Краскноярск-26 и Красноярск-45 (ныне Зеленогорск), новые жилые районы и микрорайоны, отдельные комплексы жилищно-гражданского и коммунально-складского назначения, автомобильные и железные дороги, магистральные инженерные коммуникации. Кроме городских поселений, в то время разрабатывались проекты детальной планировки и застройки пригородных населенных пунктов: поселков Тартат, Новый Путь, Подгорный, Додоново и деревни Шивера; поселков Октябрьский, Орловка и жилого поселка совхоза «Искра», входящих в состав ЗАТО Зеленогорск. Институт также занимался разработкой проектно-сметной документации для различных объектов в Красноярске и других населенных пунктах края, в Нижней Туре Свердловской области и прочих. В общем, география проектируемых объектов была очень обширной - от Дальнего Востока до европейской части России.
На мой взгляд, застройка нашего города может служить примером правильного подхода профессионала-архитектора к решению задачи - создать благоприятную среду для человека. Свою лепту, несомненно, внес архитектор Анипенко.
«Все материалы утверждали в 9-м Главке. Замечаний почти не было, все наши разработки были выполнены профессионально и качественно, - рассказывал как-то Николай Гаврилович. - Были предварительные согласования, то есть мы работали совместно. Чтобы нарисовать генплан, должно иметь широкий кругозор, важно учесть все географические особенности, рельеф местности. Быть постоянно на связи со смежниками, городскими властями, с заказчиками, их всех надо собрать воедино, всех ублажить, удовлетворить. Один хочет в центре, и другой хочет в центре, и третий хочет в центре - кому отдать предпочтение? Всех надо помирить».
Имя архитектора Анипенко дважды было занесено на городскую Доску почета и в Книгу почета города.
Жизнь Николая Гавриловича оборвалась 31 октября 2018 года. Но я уверен, что городская среда, созданная им, будет помнить его еще много десятилетий.
Виктор БОНДАРЬ
[досье]Алексей Борисович ВасильевЧлен Союза архитекторов России, заслуженный архитектор РСФСР, лауреат премии Совета Министров СССР.
Родился в 1933 году в Ленинграде. В 1942-м из блокадного города Алешу вместе с мамой эвакуировали и отправили для дальнейшего проживания в Сибирь, в Новосибирск. По окончании школы поступил на архитектурный факультет Ленинградского инженерно-строительного института. После института Васильев решил продолжить свой творческий путь архитектора в сибирской тайге.
Под его авторством создавались Концертно-танцевальный зал, автовокзал, жилой дом по Октябрьской, 4.
[досье]Николай Гаврилович АнипенкоЧлен Союза архитекторов России, заслуженный архитектор РСФСР, лауреат премии
Совета Министров СССР.
Родился в селе Родники Кагальницкого района Ростовской области 10 сентября 1931 года. После окончания художественного училища в Ростове-на-Дону в 1953 году поступил в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина. Проходил обучение, в том числе, у преподавателей И.И.Фомина и С.Б.Сперанского.
Является соавтором проектов мемориала Победы, комплекса на площади Решетнева (именно Николай Гаврилович предложил дополнить памятник М.Ф.Решетневу спиралью и шаром - символами предприятия), площади Королева с установкой памятника и декоративного фонтана.