совместный проект с Муниципальным архивом
В этом году Железногорску исполняется 70 лет, и, несмотря на столь почтенный возраст и доступность информации, для многих город в сибирской тайге по-прежнему остается загадкой. Да и статус закрытой территории пока никто не отменял. Поэтому в преддверии юбилея - а он случится в июле - «ГиГ» совместно с Муниципальным архивом начинает проект «Открытый город», в рамках которого будет открывать ЗАТО миру. Справедливости ради стоит отметить, что у нашего проекта есть и третий, пускай уже и не существующий, партнер - радиокомитет. Ведь благодаря начиткам радиопередач разных лет, которые хранятся в архивных фондах, не только гости города, но и его жители могут узнать много интересного про свою малую Родину.
ТАСС уполномочен заявить
Несколько дней назад на редакционную электронку пришло письмо от ТАСС*:
«Уважаемые коллеги, здравствуйте!
В 2020 году город Железногорск отметит 70 лет с даты основания. В связи с этим предлагаем вашему вниманию подборку архивных материалов. Они находятся в фотобанке ТАСС, изображения и права на их использование предоставляются после заключения договора».
Мол, платите, и уникальные фотографии будут вашими. К письму было прикреплено несколько фото, так сказать, для ознакомления. Практически на всех снимках фигурировал Железногорск, но Курской области. Это улыбнуло, тем более что нас часто путают и в социальных сетях то и дело предлагают разместить информацию из других Железногорсков. Мы указали коллегам на географическую неточность, напомнили, что находимся в Сибири. Надо отдать должное ТАСС, он извинился, и ответил, что предыдущее сообщение было отправлено с техническими ошибками, а далее - прежний текст «все материалы в фотобанке и предоставляются после заключения договора…».
К письму были прикреплены уже другие фотографии, на этот раз ретро, на которых запечатлен… неизвестный город. В частности, на улице Ленина возвышался 9-этажный дом, а на площади вместо привычного глазу Дворца культуры находилось какое-то административное здание.
Мы расстроились, и даже обиделись. Ну как так?! Наш Железногорск иногда даже инновационной столицей края называют, а федеральная пресса нас не идентифицирует. Поэтому, когда раздался звонок из архива с предложением о совместном проекте, мы сразу откликнулись. Ведь окунуться в историю любимого города и рассказать о нем не только интересно, но и чрезвычайно познавательно. Итак, мы начинаем!
Добрая традиция
А вы знаете, что в 60-х прошлого века в Красноярске-26 специально разводили голубей?
И не где-то на Станции юных натуралистов* или при дворовых голубятнях, а прямо на чердаке Дома культуры*. Об этом 30 апреля 1960 года горожане узнали из субботней радиопередачи*:
«Кто в Москве не любовался на тысячные стаи мирных птиц на Красной и Манежной площадях? Добрая традиция столицы и крупных городов нашей страны скоро найдет продолжение и в нашем молодом городе. Уже начато разведение голубей. 60 птичьих новоселов поселилось на чердаке Дома культуры. Здесь они под руководством голубевода Владимира Крохина пройдут, так сказать, «стажировку», привыкнут к новому месту и уже через три недели, освоившись, будут делать первые вылазки на площадь. Всего предполагается развести более полутысячи голубей, которые будут местожительствовать не только на чердаках Дома культуры, но и на чердаках строящегося горсовета, центральной гостиницы и дома со шпилем. Недалеко то время, когда над площадью закружатся голубиные стаи, когда они мирно будут принимать корм из добрых рук горожан. Голуби на площади придадут нашему городу вид еще более приятный и красочный».
С тех пор прошло много лет и, возможно, вальяжно гуляющие по сегодняшнему городу сытые птицы - потомки тех самых шестидесятников с чердака Дома культуры.
Мы строили, строили…
Даже во время разведения голубей жители соцгорода не забывали о главной задаче своего времени - строительстве коммунистического общества. Которое, как известно из истории КПСС, включало в себя не только гигантский рост производства, но и всестороннее развитие человека.
«В процессе создания материально-технической базы коммунизма формируется
новый тип человека, гармонически сочетающего умственный и физический труд, - сообщило 4 июля 1961 года городское радио. - Главное сейчас во всей идеологической работе - научить трудящихся строить коммунизм, жить по-коммунистически».
А осуществить данную задачу помогали - лекции. В советское время они устраивались везде и всюду, привлекали много слушателей (в том числе и добровольно-принудительно) и давали возможность уяснить волнующие вопросы.
С большим интересом горожане посещали лекции инженера Сергея Павловича Кучина*, который увлекательно
рассказывал о проблемах межпланетных сообщений, первом полете человека в космическое пространство и беспримерном подвиге Юрия Гагарина. Свои выступления лектор иллюстрировал наглядными пособиями, одним словом, доходчиво нес слово в массы.
С лекциями на научно-просветительские темы «Реакционная сущность сектантства», «Вера в судьбу и приметы», «Советская наука в борьбе с религиозными суевериями», «Атеистическое воспитание в школе и семье» и другими выступали учителя 99-й школы Клавдия Николаевна Юшкевич, Валентина Дмитриевна Виноградова, Нина Петровна Коломникова, Анатолий Васильевич Фролов и другие товарищи.
А лектор-общественник Василий Иванович Волков рассказывал добровольцам-комсомольцам, что при коммунизме будут жить «духовно красивые люди». Поэтому, чтобы его (коммунизм. - Авт.) все-таки построить, «необходимо научиться жить красиво здесь и сейчас».
По-моему, мы учимся этому до сих пор, и для многих, к сожалению, данная наука вообще недосягаема. Конечно, в советские годы в приоритете оставались лекции на тему внешней политики СССР и международных отношений. И если в 1960 году лекторами горкома КПСС и городского отделения общества по распространению политических и научных знаний было прочитано 1303 таких лекций, то за первое полугодие 1961-го их было уже семьсот.
«Большую и полезную работу проводят лекторы-общественники, - резюмировал радиокорреспондент. - Живое слово лектора проникает в гущу нашего народа!»
И лекторское искусство действительно делало свое дело. Проникало в самую гущу!
Из теплых вещей - только шляпа
В 1956 году несколько эшелонов привезли в Железногорск 2252 добровольца, 948 из них были комсомольцами с путевками на руках, в которых значилось: «На стройки Сибири и Дальнего Востока. Пункт назначения п/я №9».
Из воспоминаний одной из участниц первого комсомольского десанта: «Я оказалась в поезде Москва-Красноярск. Набилось нас, комсомольцев, тогда 400 человек, плюс обыкновенные пассажиры. Ехали весело, есть особо было нечего, но если у кого выпал в пути день рождения, находилось, чем стол накрыть. Многие слабо себе представляли - куда именно едем, в какой климат. У одного парня в нашем вагоне из теплых вещей была только фетровая шляпа…
…Миновали КПП. Въехали в город, который скорее был огромной стройплощадкой. В качестве первого общежития нам служил дом по Школьной, 40. Многоквартирный дом, а не какой-нибудь барак. Мы его окрестили «Бомбей».
В каждую комнату заселялись по три-четыре человека. Все старались сразу сдружиться, делились вещами, готовили по очереди. Главное впечатление от городских продовольственных магазинов - терриконы крабовых консервов в каждой витрине, буквально до потолка! И обязательно в каждом продуктовом стояла бочка с соленой красной рыбой.
Работы было много не всегда квалифицированной, да и мы были кто откуда. Многие без специальностей. Устраивались штукатурами с низшим разрядом. Делали, как могли. Понятно, что настоящие рабочие за то же время, что и мы, выполняли вдвое больший объем. А контроль был 100-процентный. Мастер проходил по дому и сразу вносил все в дефектную ведомость. Назавтра приходилось докрашивать, домазывать».
Житие мое
В феврале 1963-го приехали в Девятку и семнадцать монтажников из Курска, о чьих славных делах в мае 1965 года поведал(а) в своем очерке в эфире городского радио Л.Овочьян: «Их в шутку и всерьез называли сибиряками, а многие даже искренне завидовали им. Ведь они учились в группе, которая готовила специалистов для уникальных строек Сибири. А эти 17 чувствовали себя на высоте. Два месяца ребята проходили практику, показали себя хорошими монтажниками, активными, энергичными и беспокойными.
Поселили их в общежитие по ул. Маяковского, 14. Пьянки, драки, безынтересное времяпровождение постояльцев общежития монтажного треста взволновали курских парней. Они - бывшие солдаты, умеющие ценить время - не могли пройти мимо этого факта, не могли смириться, да и не хотели. И они пошли в трест, в комитет комсомола.
Вскоре в общежитии состоялось собрание жильцов. Избрали совет общежития, и, к удивлению курских ребят, почти половина их вошла в новый состав совета. Председателем единогласно избрали Ивана Вешкова, его заместителем Александра Лепина.
Время шло. В общежитии многое изменилось. Ребята выпускали газеты, регулярно проводили санитарные проверки, вечера в клубе «Монтажник», выезды. Порой даже удивлялись их энергии, где она только бралась! Придут с работы, покушают, и опять Саша Лепин идет в комнату №30, где жили Рожков и Говоров. Через час в этой комнате становилось тесно. Бурно обсуждали все текущие дела, строили планы на будущее.
- Надо составить список студентов и учащихся, - предлагает председатель Совета, - и как можно быстрее переселить их в двухместные и трехместные комнаты.
- А мы сделаем завтра санитарную проверку комнат, - говорит Коля Павлов, ответственный за бытовой сектор.
- Да не забудьте выставить оценки в график учета, - обращается к Коле Саша Лепин.
- Ну-ну, все будет в порядке, - улыбается Коля. Он знает, что Сашу, молодого коммуниста, очень раздражают недоделки и неисполненные обещания.
- Ребята, - у Коли Говорова загораются глаза, - давайте организуем коллективный выезд на Канские пороги*.
- А что, здорово! - поддерживают его другие комсомольцы.
- …Ну ладно, парни, - Саша Епишев берет с тумбочки книги и кивает в сторону друга Володи Скоромного, - нам пора в школу.
…Уже поздно, очень поздно. В кровати тяжело вздыхает Саша Гнездилов. Скоро приедет жена с маленьким сыном Олежкой. Сам Саша учится в 10 классе школы рабочей молодежи, мечтает стать следователем. И еще думает, что скоро закончится его кандидатский срок, и он будет членом партии.
…Перевалило за полночь. Но в общежитии не спит еще один человек. Закрыв лампу бумагой, чтобы свет не падал на спящих товарищей, над листом ватмана склонился Женя Рыков. Он не только член комитета треста, но и признанный друзьями художник. Жене во что бы то ни стало надо этой ночью нарисовать «колючку» на дебоширов. Завтра будет поздно - надо действовать оперативно!
И в общежитии монтажников с каждым месяцем становится уютнее, интереснее, значительно сократились пьянки. Студенты-заочники и учащиеся переселены в двух-трехместные комнаты, многим комнатам присвоены звания - комнаты коммунистического быта.
А время идет. И курские парни уже имеют четвертые разряды. Шесть человек из них – коммунисты, и почти все ударники коммунистического труда.
- Целая партячейка, - пошутил однажды Саша Епишев.
…Но курских парней в общежитии все меньше и меньше: они обзаводятся семьями, получают квартиры, становятся старожилами, сибиряками. И куда бы судьба не забросила их, они всегда будут помнить свой коллектив и маленький сибирский город. Здесь часть их родного Курска, дела их рук, память. Замечательные люди - эти парни из Курска!»
Все это и наивно, и безумно трогательно. Ведь и москвичи, и куряне, и строители будущего из других городов приезжали сюда вовсе не по принуждению, а по зову сердца. Такое время, такие люди.
Продолжение следует…
Подготовила Маргарита СОСЕДОВА
***
1. ТАСС (первоначально аббревиатура Телеграфное агентство Советского Союза) - центральное государственное информационное агентство России.
2. Детский эколого-биологический центр был открыт 1 января 1978 года и до 2009-го назывался Станцией юных натуралистов.
3. Первая радиопередача вышла в эфир 5 марта 1960 года.
4. 7 ноября 1957 года открылся Дом культуры имени 40-летия Октября. Статус Дворца культуры был присвоен учреждению в 1995 году.
5. Сергей Павлович Кучин - ветеран Великой Отечественной войны, Почетный гражданин Железногорска, летописец Железногорска, автор 32 книг о первопроходцах, горняках, заключенных, строивших город, легендарных руководителях стройки Красноярска-26.
6. Большой Канский порог - крупнейший порог в среднем и нижнем течении Кана.