Особо впечатлительных читателей сразу спешим успокоить - речь идет не про жителей Запорожья, попавших под подозрение медиков с коронавирусом. «Запорожцы» - это такие легковые автомобили, которые в 60-х глохли в «полурукотворном море» на улице Чапаева. Об этом корреспондент городского радио поведал железногорцам в своем радиорепортаже «Мелочь? Но…только на первый взгляд». А мы, в свою очередь, спустя 55 лет рассказываем об этом в рамках ретропроекта, приуроченного к 70-летию Железногорска.
Мало кто знает, но в 50-е прошлого века на маленькой, всего в два квартала улице Чапаева, денно и нощно пыхтел паровоз. Да-да! Таким образом сюда доставляли строительные материалы для застройки южных кварталов города. Правда, со временем необходимость в железной дороге отпала, и было принято решено ее демонтировать. В марте 1961 года жители выбирали депутатов в городской Совет депутатов трудящихся, которые, как сказано в документе, «явились ярким проявлением советской демократии, крепости нерушимости блока коммунистов и беспартийных, проявлением силы и могущества советского строя и нашей Родины». Было избрано 248 депутатов (кстати, в нынешнем Совете их всего 30. - Авт.), из которых 91 являлись депутатами прошлого созыва и 157 избранных впервые. 10 марта этого же года состоялась первая сессия, которую открыл председатель исполкома горсовета Матвей Алексеевич Черемушкин: «Город у нас хороший. Много трудов, забот и подлинной любви вложено строителями в его создание. Но было бы неправильно тешить себя успехами и не видеть недостатков. Надо сказать, что некоторые принятые проекты домов имеют недостатки, особенно дома с малометражными квартирами - лестничные площадки у них очень узкие, передние до крайности тесны, не решены вопросы с сушкой белья и личными сараями, в домах нет горячей воды, внутренних мусоросборников и мусоропроводов». Председатель предложил проектировщикам над всем этим хорошенько подумать, ведь у сибирского города имелось явное преимущество перед старыми городами: строительство осуществлялось на совершенно свободных площадках - сносов и переносов зданий делать не приходилось. Затем товарищ Черемушкин рассказал о перспективах дальнейшего развития. И напомнил, что в 1959 году исполком горсовета принял решение об очередности поквартальной застройки до Байкала, в связи с чем необходимо было снести проходящую по городу железную дорогу, начать застройку кварталов, расположенных между улицами Свердлова и Горького - по ширине, и двигаться от улицы Андреева в сторону парка - по длине. В начале 60-х рельсы с Чапаева все-таки убрали. Есть версия, что в качестве компенсации для жителей, которые в свое время настрадались от грохота колес и пыли, улицу оставили пешеходной, а в подарок там высадили цветы и установили скамейки. Так на Чапаева появился бульвар. Однако по закону жанра во время демонтажа железной дороги строители оставили на память бугор на перекрестке Чапаева и Ленина, по которому она когда-то проходила. Этот «артефакт» несколько лет доставлял неудобства автолюбителям и общественному транспорту молодого города, ведь во время проливных дождей здесь образовывались огромные лужи.
Прыщик на лице города
Летом 1965 года на печально известный в народе перекресток выехал радиожурналист по фамилии Стаселько с целью подготовить радиорепортаж, так сказать, на злобу дня. Ведь, как говорил товарищ Черемушкин, «неправильно тешить себя успехами и не видеть недостатков». «…Женщинам хорошо известно, как сказываются отдельные, порой самые незначительные, детали на общем виде платья, костюма, пальто… Очень часто они, сшитые по лучшим моделям опытными мастерами, обезображены какой-нибудь безвкусной брошью или плохо подобранными пуговицами. Нечто подобное мы наблюдаем и в архитектуре - в облике города, площади, улицы… Улица имени Ленина. Одна из центральных улиц нашего города. Она хороша во все времена года, но особенно сейчас, летом. Прямая, как стрела, она пересекает весь город с юга на север… Строгая планировка…Фасады домов в строго выдержанных архитектурных стилях. Разросшиеся полосы газонов, буквально закрывающие проезжую часть от тротуаров. Эта улица восхищает всех - как тех, кто недавно приехал в наш город, так и его старожилов. Улица Ленина одна из самых старых улиц нашего города, поэтому здесь нет ничего временного, незавершенного: все сделано продуманно и надолго. Тем большее недоумение на таком общем фоне вызывает перекресток улиц Ленина и Чапаева. Несведущие люди теряются в догадках: кому, когда, и, главное, зачем потребовалось насыпать этот бугор земли и украсить его рельсами? Когда, наконец, кто-нибудь удовлетворит их вполне понятное недоумение, они вполне резонно спрашивают: так зачем так долго этот бугор сохраняется? Но этот вопрос остается без ответа, ибо и сами старожилы хотели бы получить на него вразумительный ответ. А в самом деле, зачем? Зачем сберегается этот бугор? То, что он бесполезен, кажется, ясно всем. Мало того, он вреден. Мы уже не говорим о том, что каждая проезжающая по улице Ленина автомашина исправно подбрасывается этой своеобразной катапультой. Это мелочь. Но вот о том, что из-за этого пресловутого бугорка не закончено оформление двух улиц, поговорить стоит. Это уже поважнее. Понаблюдайте за перекрестком улиц Ленина и Чапаева в дождливый день. Проезжая часть улицы Ленина от магазина «Аквариум» имеет естественный уклон в сторону Байкала. Сюда-то и устремляются дождливые потоки, и вот здесь-то, на перекрестке, они встречают на своем пути преграду. Вода заполняет проезжую часть улицы Ленина, заливает газоны, а через них - улицу Чапаева. Именно такую картину можно было здесь наблюдать в минувшее воскресенье. И если полурукотворное море было не страшно автобусам, то легковые машины, особенно «Запорожцы», подозрительно чихали, грозя остановиться в наиболее глубоком месте. Не раз уже говорили о том, что пора покончить с печально знаменитым бугром. О нем говорили на первой городской конференции по эстетике… А вот, простите, бугор и ныне там. Неудобства, создаваемые им, ясно видны всем, кроме разве дорожников. Ибо если бы они хоть раз задали себе вопрос: «А для чего, собственно, этот бугор нужен?», от него, бугра, уже давно остались бы одни воспоминания. Впрочем, может быть, дорожники его специально сохраняют, берегут для будущих поколений? Представьте себе на минуту такую картину… Ясное солнечное утро одна тысяча такого-то года. При огромном скоплении народа, под звуки оркестра спадает белое покрывало и перед глазами застывших в благоговении жителей предстает плита, на которой высечено что-нибудь такое: «Это остаток проходившей в конце 50-х - начале 60-х годов по улице Чапаева железнодорожной ветки, по которой подвозили кирпич, цемент, пиломатериалы на строительство южных кварталов нашего города. Охраняется как мемориальный памятник…» Это, конечно, ирония. Вряд ли нарисованная нами картина возможна в действительности. Скорее всего, дорожники видят в этом бугорке мелочь и, занятые другими важными и срочными делами, не обращают на него внимания. Но мы глубоко уверены: наступит день, когда перекресток улиц Ленина и Чапаева огласится рокотом моторов. За какой-нибудь час бульдозер сотрет этот бугорок с лица земли, а в течение двух последующих часов место, где он был, будет заасфальтировано. И бугорок, этот прыщик на чудесном лице одной из красивейших улиц нашего города, исчезнет… Исчезнет навсегда».
***
Общими усилиями бугор с перекрестка удалось-таки ликвидировать. (Эх, нам бы те проблемы! - Авт.) Но даже спустя полвека приятно осознавать, что участие в операции по спасению чудесного лица города от угревой сыпи приняли и наши коллеги из радиокомитета.