В СССР умел петь каждый. Начиная с 1924 года во всех без исключения школах, несмотря на крайне трудную жизнь, в расписании стоял урок пения (музыки), сохранившийся до сих пор. Старожил ЗАТО, учитель с большой буквы Валентина Александровна Шаповалова (Скирдова) вспоминает: «В год Победы мне исполнилось девять лет. Помню, каждое послевоенное лето, возвращаясь с полей вечером на телегах, женщины, в большинстве случаев вдовы, всю дорогу пели, широко и красиво, щемяще и задушевно». Думаю, это была потребность души коллективистов, но не единоличников. Предлагаю читателям «ГиГ» интересные эссе на эту тему.
Вторая Русланова
25 октября этого года по каналу «Культура» в прекрасной передаче «Романтика романса» транслировался концерт в память о Л.А.Руслановой, одна из народных оценок которой звучит гордо: генералиссимус сцены. В годы финской кампании 1940 года и Великой Отечественной войны она дала в боевой обстановке тысячу концертов.
В.Д.Жильцов - ветеран, прошедший войну «от сих до сих», с тяжелым ранением, отец десяти детей рассказывал: «В начале 1942 года застопорились у реки Рузы. Гитлеровцы укрепили ее западный берег. Их и наши позиции рядом, сквозь колючую проволоку видно друг друга. Мы встретили здесь Новый год, выпили спиртного, вспомнили погибших земляков - от батальона осталась одна треть, а то и меньше. Пришло известие, что стали мы гвардейцами. Приехала с концертом на передовую Лидия Русланова. Клуб был устроен в большой траншее с потолком в три наката. Пела она часа три, что мы заказывали. Молодец! Разбередила души! И немцы подключили аппаратуру, слушали. Только закончился концерт, как загремели с той и с другой стороны орудия»…
* * *
Есть чудеса в мире - и даже рядом с нами. В городе 60 лет живет обладательница такого же удивительного голоса Тамара Павловна Коренькова. У тех, кто хоть раз слышал ее, мнение однозначно: «Вторая Русланова».
Тамара Павловна рассказывает о себе: «Я родилась в 1944 году в с.Партизанском в трудовой семье Полох. С младенчества впитывала мир музыки. Отец играл на баяне, мать хорошо пела. Появилась у меня страсть - привычка уходить в лес и там копировать, повторять песни с грампластинок и звучащие по радио. Помню, в 6 классе учительница музыки предложила: спой нам, Тамара, хоть раз, не стесняясь, от души, я тебя, собирая грибы, подслушала! И я запела старинную русскую песню «Вдоль по Волге-реке, с Нижня Новгорода, снаряжен стружок - как стрела летит!» Здание школы небольшое, деревянное, резонирует…
И вот во всех классах пооткрывали двери, прекратили уроки и слушали меня минут десять! Подруга матери принесла грампластинку с записью Лидии Руслановой: «Попробуй петь, как она, твой голос очень похож!» Я стала в лесу репетировать под певицу. Казалось бы, путь жизненный впереди ясен - музыкальное училище. Но в 1959 году умерла при родах четвертого ребенка мать, я стала бабушке помогать как старшая.
Окончила 9 классов, и в 1960 году меня привезла в Красноярск-26 тетя. Поступила я в Промышленный техникум на отделение КиПиА, после работала в основном в контрольно-измерительных лабораториях. И пела, конечно, на концертах, на смотрах. Кличка «вторая Русланова» ко мне прилипла. Музыковед стала готовить меня для поступления в консерваторию, но не сложилось».
Думаю, что еще не поздно прослушать Т.П.Коренькову отделу культуры (голос-то звучит, не угас), и она порадует чудесными песнями хотя бы по радио…
Город мой, город чудесный
В 50-80-е годы при открытии праздничных шоу, концертов, вечеров звучала красивая, непростая по структуре песня, которая начиналась словами «Город мой, город чудесный».
Десятки лет ее представлял артист театра Виктор Иванович Волков, заслуженный артист РСФСР, по мнению высоких специалистов, лучший голос музыкальных театров закрытых городов.
Он исполнял главные партии героев-любовников в опереттах. Горожане с восхищением слушали его громкий, сочный, очень красивый лирический баритон, пока он не уехал в Санкт-Петербург.
Какие были хоры!
С 1973-1974 учебного года по инициативе инструктора предметов эстетического цикла гороно Марии Александровны
Аннинской (жены заведующего и сестры известных в мире писателей-фантастов Стругацких) стали проводиться смотры самодеятельности и кружковой работы школ по жанрам - сначала пробно хоров, вокальных групп, чтецов. Но идея настолько понравилась всем - и верхам, и учащимся, что в течение двух десятков лет число «ристалищ» перевалило за десяток. Танцы народные, танцы современные бальные, ритмика, ВИА, сценическое искусство…
Помню первый смотр хоров (тогда я работал организатором в школе 176, то есть замдиректора по воспитательной работе). Открывается занавес - и на сцене ДК на подиумах стоят дети (белый верх, черный низ), на 80 процентов девочки разных классов. Вперед выходит руководитель хора - Раиса Степановна Скурихина, и исполняются 2-3 песни. Удивительное зрелище!
В центре зала заседает солидная комиссия. Мне лично тогда понравились хоры школ 99 и 182. Помню, в 99-й в два ряда выстроились 50-60 человек, почти одни девочки. Звучание - чистейшее трехголосие.
По просьбе исполнителей последним выступал хор школы 182. Ушел в бок занавес - и во всю ширину сцены на пяти ярусах стоят, замерев, не менее полутора сотен учащихся. Весь верхний ряд - более 25 человек - старшеклассники. Вошел учитель музыки и географии Г.И.Новиков, что-то поколдовал, настроил, встал сбоку. Напористо, громко, с «мужской приправой» ворвались в зал мощные песни.
Комиссия заседала около часа, но мы дождались ее решения. Первое место занял хор школы 99, второе - школа 104 поселка Подгорного, третье - коллектив 91-й. А школа 182 только пятая! Я страшно возмутился. В Даурском и Сухобузимском районах, где отработал 16 лет, проходили смотры школьной самодеятельности. В родной Атамановской СШ уроки пения в 1-4 классах вели сами учителя, в 5-7 классах - играющий на баяне тракторист. Весь коллектив помогал ему, больших трудов стоила агитация в хористы юношей 9-10 классов.
У выхода я дождался главу комиссии Владимира Чернышова - хормейстера и режиссера театра оперетты. Выразил возмущение. Выложил ему все доводы. «Меня, - упирался он, - волнует главное - звучание, а не громкость. Выйдите с предложением о поощрении педколлектива 182-й за привлечение к пению юношей».
* * *
Прошло более сорока лет. Все знают ныне, что Геннадий Иванович Новиков - одареннейший человек. За плечами сотни концертов, театр учительских миниатюр (ТУМ), поездки с концертами в США, Болгарию, две уникальных книги-эссе о больших артистах, с кем он встречался, о знаменитых горожанах. Геннадием Новиковым сочинены около сотни песен на слова местных авторов, известных поэтов Э.Асадова, С.Есенина и других. Он - автор гимна города.
Воспитанник Новоселовского детского дома, Геннадий Иванович стал курировать окрестные детские дома.
Спасибо тебе, мой друг, за многое хорошее, что делал для меня! За яркие памятные песни на мои слова!
Продолжение следует...
Виктор АФЕРЕНКО, краевед
Фото в тексте:
1. Тамара Павловна Коренькова (1964г)
2. Раиса Степановна Скурихина (руководитель хора 176 школы)