Воскресенье, 22 Декабря, 2024
Железногорск, Красноярский край

В поисках упавшего истребителя

11 апреля 2016 / История города / 0
В первой половине мая молодые специалисты ИХЗ и РЗ ГХК планируют отправиться в экспедицию в район деревни Балчуг - Подпороги, чтобы отыскать место, где во время Великой Отечественной войны упал истребитель «Аэрокобра». Поисковикам нужна любая информация от горожан.

По долгу памяти


- Говорят, война не может считаться законченной, пока не будет похоронен последний солдат. Это наш священный долг перед павшими в боях, - считает ветеран ГХК Юрий Ольхин.

Когда к нему в конце прошлого года обратились краевые поисковики с просьбой помочь найти сведения о месте крушения в 1944 году истребителя, следовавшего по трассе «Аляска-Сибирь» из Америки, он даже не сомневался, браться ли за это дело. Охотно откликнулась и молодежная организация ГХК, стали готовить экспедицию. Тем временем Ольхин начал разыскивать и опрашивать возможных свидетелей происшествия и жителей тех мест.

Тема эта близка Юрию Владимировичу. Он уроженец села Снежница, что в 35 километрах от Красноярска. В детстве стал свидетелем крушения двух самолетов. Помнит, как в марте 1943-го в их доме останавливались члены поискового отряда. А подростком и сам видел остатки истребителя и запомнил, как хоронили троих членов экипажа.

Трасса «Аляска-Сибирь»

Ноябрь 1942 года. Первые американские самолеты приземлились в аэропорту Красноярска, чтобы потом отправиться на запад. Перегон боевых машин из США проходил по территории Сибири и Дальнего Востока от Аляски до Красноярска. Эта дорога на войну известна как «Алсиб». Или «Красноярская воздушная трасса ВВС Красной Армии», а с июня 1943-го - «Воздушная трасса Красноярск-Уэлькаль». Мандат на строительство этой секретной трассы по поставкам союзнической помощи по ленд-лизу Сталин лично выдал опытнейшему полярному летчику, генерал-майору Василию Молокову. В течение 9 месяцев с октября 1941 года были расширены аэропорты в Якутске, Красноярске и Киренске, построены новые в Уэлькале и Маркове на Чукотке, в Сеймчане на Колыме, созданы запасные и промежуточные в десятке городов. Были возведены узлы связи, радионавигаторы, метеорологические станции. Построено 17 аэродромов в США и 15 в Канаде. В ноябре 1942 года начались поставки самолетов Советской армии из США через Сибирь.

Летчики отбирались тщательно, из пяти проходил только один. Тем не менее только на территории Красноярского края случилось 60 авиационных катастроф, погибло 123 человека. Группы поисковиков из Сибирского федерального университета, Военно-инженерного института и отряд «Трасса» ищут остатки разбившихся самолетов, устанавливают на местах падения памятные знаки.

На Троицком кладбище в Красноярске есть мемориал с именами всех погибших в годы войны авиаторов. Но до сих пор большинство не достигших пункта назначения летчиков не имеет могил, лишь существует строчка в архиве: «Самолет сгорел вместе с экипажем». Встречаются записи, что авиаторы захоронены на месте катастрофы, но спустя 70 лет в тайге и следов не осталось.

Наш Василий Мошкей

К экспедициям не раз присоединялись и железногорцы. Хорошо известна история, как в начале 80-х годов 20 века в 26 километрах от деревни Усть-Кан был найден разбившийся военный самолет с останками человека. В течение нескольких лет, что длились поисковые мероприятия, установили личность летчика, обстоятельства гибели, доставили наиболее сохранившиеся фрагменты фюзеляжа в городской музей. Погибшим оказался Василий Мошкей. 29 марта 1944 года, совершая перелет из Киренска в Красноярск, он пропал без вести. В 1986 году летчика похоронили на городском кладбище.

Летом 1999 года журналисты «ГиГ» в составе еще одной поисковой экспедиции отправились к месту крушения самолета и установили мемориальную доску. Надпись на ней гласит: «Здесь 29 марта 1944 года погиб старший лейтенант Мошкей Василий Семенович, летчик-истребитель 5-го авиаполка, перегонявший самолет «Аэрокобра Р-39» по трассе «Алсиб» для нужд фронта».

Катастрофа у Глубокого Ручья

И вот новая экспедиция. Член краевой поисковой группы - подполковник запаса, историк авиации Вячеслав Филиппов - обратился к ветерану ГХК Юрию Ольхину с просьбой помочь найти людей, которые могут что-либо знать о крушении самолета под управлением старшего лейтенанта Георгия Иосифовича Самарцева.

По архивным данным, истребитель типа Р-39 «Аэрокобра» следовал в марте 1944 года по трассе «Киренск – Красноярск», как и самолет Мошкея, разбился. Трасса «Аляска-Сибирь» всегда считалась опасной, маршрут пролегал над безлюдной тайгой, плюс сложные метеоусловия. Есть версия, что истребитель Самарцева врезался в гору. Но это только версия.

Согласно архивным данным, через два месяца местные жители в районе деревни Глубокий Ручей Сухобузимского района нашли самолет и останки летчика, на месте крушения его и похоронили. Об этом есть запись в заключениях по катастрофам УВММУ и 5-го перегонного авиаполка, комиссия которого выезжала на место происшествия в августе 1944 года. Было установлено, что это самолет старшего лейтенанта Самарцева - на месте обнаружили его партбилет. Там же, в архиве, есть и указание на место захоронения – двумя километрами южнее деревни Глубокий Ручей.

Юрию Ольхину удалось собрать некоторые сведения. По воспоминаниям жителя деревни Потапа Савельевича Сотникова, инвалида войны, части самолета Самарцева оставались в тайге еще и после войны: стойки шасси, куски обшивки. Он соорудил на месте гибели летчика безымянную деревянную пирамидку со звездой.

Есть и свидетельства Анны Фокеевны Алексеевой, которая родилась и выросла в Глубоком Ручье. Она вспоминает, что самолет упал недалеко от деревни, почти на берегу Кана. Ребятишки бегали на берег рыбачить и таскали оттуда всякие цветные осколки и детали. Но показать место она, к сожалению, сейчас не может - пенсионерке уже 90 лет.

Сообщите, если знаете

Никаких опознавательных знаков по прошествии времени на месте крушения и захоронения, естественно, не сохранилось. У добровольных поисковиков из молодежной организации ГХК и краевого отряда осталась надежда на жителей Балчуга и горожан.

- Нам пригодится любая информация, - обращается за помощью Ольхин. - Дорогие земляки, уважаемые охотники, рыбаки, грибники и ягодники! Если кто располагает хоть какими-то сведениями о месте падения самолета около деревни Глубокий Ручей, сообщите в поисковую группу, задача которой по имеющимся свидетельствам отыскать место и определить его точные координаты с помощью GPS и «Глонасс».

И еще. За 16 дней до гибели Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 марта 1944 года старший лейтенант Самарцев был награжден орденом Отечественной войны 2-й степени. Скорее всего, он даже не успел узнать о награде.

- Святое дело - отыскать и воздать должное памяти 29-летнего Георгия Иосифовича Самарцева, зачислить его в «Бессмертный полк», - считает Юрий Владимирович.
Экспедиция готова отправиться на поиски в начале мая. Любые сведения о местонахождении истребителя можно сообщать Юрию Владимировичу Ольхину по телефонам 72-69-21, 8-913-838-67-43.

Подготовила Елена НАУМОВА
Использованы материалы поисковой группы «Трасса»

(мнение)
Это дань памяти погибшим в войне
Григорий ЯНУШКЕВИЧ, в 1999 году главный редактор «ГиГ», участник поисковой экспедиции:


- Тема погружения в историю города, историю конкретной семьи, причем историю живую, подлинную - это то, что необходимо было газете и интересно нашим читателям. Поэтому когда возникла идея экспедиции к месту крушения самолета Василия Мошкея, мы, журналисты, конечно, не могли пройти мимо. И мы получили впечатления, которые сложно передать. Заросший мхом остов самолета, следы падения возле скалы в тайге - это история, которую можно потрогать руками, где есть и следы времени, и трагедия, и человеческий подвиг. Мы установили мемориальную табличку там, где разбился истребитель. И это дань памяти нашим близким, которых затронула война.
Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения