НЕЗАМЕТНАЯ ПРОФЕССИЯ
Сегодня снимать сюжеты, писать посты или статьи о человеке труда считается немодным. Нам кажется, что напрасно. И мы это исправляем, потому что интересно и значимо. Только представьте себе: ранним утром, когда в предрассветных сумерках вы торопитесь успеть на электричку или первый автобус, вдруг выяснится, что дорога на работу перегорожена снежными сугробами, и вы опаздываете на смену. Этого не может быть, — скажете вы, и будете правы. Не случится такая оказия в Железногорске по одной простой причине, — в какой бы трескучий мороз или обильный снегопад вы ни поехали на завод, в школу, больницу, детский сад или другое предприятие на одном из участков проезжей части обязательно заметите, как, раздвигая сугробы, вдоль обочины размеренно движется автогрейдер. И не исключено, что им в тот момент будет управлять дорожный рабочий МБУ «Комбинат благоустройства» Николай Быков.
— Ищите Быкова на Комсомольской, - подсказали нам рабочие, убирающие снег у въезда на горнолыжку. - Где-то на пересечении со Штефана. Он за рулем тяжелого белого грейдера, поэтому мимо никак не проедете.
Заметный на дороге агрегат мы застали возле здания бывшей детской больницы на Комсомольской, 24. Припарковав машину к обочине, из кабины выбрался улыбчивый мужчина в светоотражающем жилете. Времени на разговор у него, конечно, было немного. Но и двадцати минут хватило, чтобы понять, кто он и почему займет почетное место в галерее нашей рубрики «Лица города».
Я Б В ВОДИТЕЛИ ПОШЕЛ
— Родился я в поселке Козулька Красноярского края. В 1993 году окончил Емельяновский дорожно-строительный техникум по специальностям: комбайнер, тракторист, водитель легкового и грузового автомобиля, слесарь ремонтник. После службы в армии перебрался в Подгорный, устроился на химзавод. Затем волею судеб попал в МП ЖКХ. А два года назад меня перевели в КБУ. За баранку спецтехники я сел 10 лет назад. Сначала возил директора химзавода, потом руководителя МП ЖКХ, после переквалифицировался: получил корочки крановщика и водителя автовышки, отучился на водителя грейдера. И уже пошел работать по специальности.
— Выходит, что каждый день вам приходится ездить на работу из Подгорного в Железногорск?
— Все верно. Приезжаю к 7:30 утра, с 8:00 начинается рабочий день. Беру путевку, прохожу медика, потом диспетчер выдает задание. Мое дело расписаться в путевом листе и выезжать на дороги. Объем работы заранее определяют мастера. Бывает, что трудимся в три техники, то есть сначала основной грейдер сдирает слой уплотненного снега, за ним идет КДМка и трактор «Беларусь». Последний зачищает перекрестки и заезды. Обычно в смену выходит сразу 7 грейдеров. Если кто-то ломается, пытаемся отремонтироваться на месте. Например, заменить режущий элемент на среднем или переднем отвале можно сразу. Бывают продленки — это когда работаем дольше. Зима в этом году была снежная, приходилось по 10 часов работать, а то и в выходные выходить на смену. Работа, конечно, тяжелая, но мне нравится.
— В ноябре 2020 года из Брянска в наш город были доставлены 3 грейдера для КБУ. Вы трудитесь уже на новой технике?
— Да, это как раз тот самый «ГС — 14.02». От старых моделей отличается комфортной кабиной, вдобавок она еще и более теплая. Внутри, даже в мороз, можно спокойно находиться в футболке. Также у новых грейдеров спрятаны шланги — не повредишь. Это очень маневренная машина, может сгибаться пополам на 45 градусов в любую сторону. За счет этого сейчас спокойно разворачиваемся в конце перекрестка. Сам по себе грейдер длинный — 12 метров, смотрится неуклюже. Но это впечатление обманчиво.
НА СУДЬБУ НЕ РОПЩУ
— Если не секрет, сколько получают грейдеристы КБУ за работу на такой спецтехнике? — Заработная плата зависит от отработки часов. Есть фиксированный оклад и стимулирующие выплаты. За хорошую работу начисляют баллы, за плохую - могут их понизить. Работа в выходные и праздничные дни оплачивается по двойному тарифу. Переработка — по отдельной статье. В среднем меньше 40 тысяч не получал. У меня пятеро детей. По большому счету, денег хватает. Тянем ипотеку, квартплату. Жена тоже работает. Грех жаловаться.
— Есть ли дальнейшая перспектива карьерного роста в КБУ? Например, повышение квалификации.
— Мне, если честно, уже учиться некуда, если только на пилота самолета (смеется). У меня открыты категории и на автобус, и на прицепы, и на полуприцепы. В общем, все категории шоферских и тракторных прав. Мне нравится, что я отучился на грейдериста. Считаю эту работу оптимальной. Она мне нужна не только для время препровождения. Но и для чувства выполненного долга. Когда смотришь на результат, самому становится приятно.
— С какими трудностями приходится сталкиваться в вашей работе?
— Грейдер - шумная техника. В обязанности водителя входит четкое знание и соблюдение техники безопасности, правил эксплуатации и требований ППД во избежание несчастных случаев и аварий. Помимо профессиональных качеств и опыта, водитель грейдера должен обладать физической выносливостью, наблюдательностью, способностью к быстрому переключению внимания и многозадачности. Не говоря уже об умении чувствовать обочину, вовремя увидеть под снегом опасность. Чуть зазевался - либо технику повредил, либо нанес ущерб дорожному покрытию. Но трудностей, на самом деле, не так уж и много. В основном мешают автомобили-подснежники. Плюс не все водители на дороге уважительно относятся к работе спецтехники. Пытаются проскочить, подрезать. В целом же, я считаю, что мы работаем стабильно. Рабочих рук хватает. Правда, нынче зима выдалась очень уж снежной. И после чистки, даже когда ты приезжаешь на то же место спустя пару дней, там все равно образуются снежные накаты и колейность. Поэтому приходиться чистить снег уже по второму кругу. Вот если бы появился еще один, более тяжелый, грейдер - это нам помогло бы. При меньших затратах на такой машине можно было бы спокойно работать на первой, второй передачах, срезать валы, наледь и все остальное.
КАЖДОМУ СВОЕ
— В феврале на комиссии по безопасности дорожного движения полицейские работу коммунальщиков в части содержания дорог назвали неудовлетворительной. В частности, высказывались претензии к несвоевременной уборке снега. Что думаете по этому поводу?
— Сейчас, когда температура на переломе, снег с дорог можно спокойно убирать. Он как сахар откалывается. Но если пройдет два-три дня оттепели, все пропитается водой и срезать этот слой уже будет максимально сложно. От погодных условий в нашей работе много что зависит. Чем сильнее морозы, тем труднее скалывать снег. Самая оптимальная температура для уборки в районе минус 15 градусов. Что же касается мнения полиции, я считаю, что у них своя работа, а у нас своя. Каждый должен заниматься своим делом. Если они не будут нам делать замечания, значит, они будут плохо выполнять свои обязанности. А так нам всегда есть над чем работать . Вот, кстати, если бы автоинспекторы помогли хотя бы на время убрать автоподснежники с улиц города - это было бы просто замечательно. К примеру, мы не так давно чистили Школьную - там под знаком стояли машины. Буквально при мне работники ГИБДД убрали два автомобиля при помощи эвакуатора. А если бы этого не было своевременно сделано, там остался бы трехметровый участок снежного наката. Так что, считаю, что надо друг другу помогать.
— Уже март, плюсовые температуры, снег начал таять. Всю минувшую зиму обсуждался вопрос, когда же дороги и улицы города окончательно приведут в порядок. Как вам кажется, как скоро это произойдет?
— Точно уверен, что снег перестанет беспокоить горожан в июне (снова смеется). А если серьезно, мы и так максимально прикладываем все возможные усилия, чтобы убрать накат и колейность с дорог. Будем и дальше работать!
Подготовил Александр КОТЕНЕВ