Роль учителя начальных классов трудно переоценить. Его главная задача - научить ребенка адаптироваться во взрослом мире, поддержать в трудную минуту. Образ первой учительницы сопровождает человека всю жизнь и порой влияет на выбор профессии. В рамках проекта, посвященного 50-летию школы № 97, мы расскажем об учителе начальных классов Юлии Валерьевне Симченковой, которая работает в ней уже 30 лет.
О пирогах и макулатуре
Юлия Симченкова впервые переступила порог 97-й школы 1 сентября 1978 года - в кружевном белом фартуке, с огромным букетом цветов, как и полагается первокласснице. Через десять лет в той же 97-й Юлия кружилась в выпускном вальсе.
- Мои школьные годы были такими же, как у миллионов советских детей: октябрятская звездочка, пионерский галстук, значок комсомольца, - говорит Симченкова. - Мы собирали макулатуру, металлолом, участвовали в субботниках, ходили в походы, ездили на экскурсии - делали все, что было в то время обычными занятиями школьников помимо учебы. Мне очень повезло со школьными учителями. С нашим классом работали Елена Николаевна Романчук, Лидия Николаевна Мещерякова, Валентина Николаевна Макагон, Людмила Николаевна Стрелкова, Дмитрий Петрович Жошкин и другие высокопрофессиональные педагоги. Директором школы тогда была Валентина Петровна Пасечкина, она же вела у нас русский язык и литературу. Помню, Валентина Петровна всегда нас жалела. Порой приготовит для класса контрольную работу, но видит, что мы к пятому уроку уже устали. «Ну ладно, пользуйтесь моей добротой», - добродушно говорила Валентина Петровна и вместо контрольной давала нам развернутый тест или возможность подготовиться к сочинению.
В те годы большое внимание в школах уделялось трудовому воспитанию. В 97-й были прекрасно оборудованные кабинеты домоводства и столярные мастерские. На уроках труда девочки осваивали элементарные навыки ведения хозяйства, а мальчиков учили владеть инструментами в школьных мастерских. По школе часто плыл аромат свежеиспеченных пирогов и печенья. Их стряпали девочки, а потом приглашали своих одноклассников отведать угощение. Мальчишки, в свою очередь, дарили девочкам на 8 марта собственноручно изготовленные нужные в хозяйстве поделки, например, разделочные доски.
Все ученики 97-й тогда любили еще один предмет - урок физкультуры. Физруком у Юлии Симченковой был Виктор Васильевич Соколов - тот самый, которого считают крестным отцом краевого паралимпийского движения. Именно он воспитал целую плеяду выдающихся спортсменов Железногорска.
- Как только Виктор Васильевич появлялся в школьном коридоре 97-й, все дети бежали к нему, - вспоминает Юлия Валерьевна. - Но самые яркие позитивные впечатления моих школьных лет связаны с периодом «началки». Моя первая учительница Нина Александровна Потриденная была для нас действительно второй мамой - всегда относилась с пониманием, где-то похвалит, где-то поругает. Впоследствии образ Нины Александровны и сформировал у меня желание стать учителем начальной школы. После выпускных экзаменов я объявила родителям, что хочу поступать только в педагогический институт и только на факультет начальных классов. Родители удивились - в нашей семье никогда не было педагогов. Но меня поддержали.
О призвании и наставниках
Первая педагогическая практика, которую прошла Юлия, показала, что она не ошиблась в выборе профессии: работа с детьми -действительно ее призвание. Когда девушка училась на последнем курсе института, она попала на вечер встречи выпускников. К ней подошла Валентина Петровна Пыряева, которая на тот момент была директором 97-й, и сказала, что Юлю ждут после окончания вуза. Симченкова вспоминает, что у нее было еще одно предложение работы - в только что открывшейся 90-й, где сразу набрали одиннадцать первых классов, срочно требовался учитель началки. Но она выбрала 97-ю.
- Мне был 21 год, когда я вернулась в свою родную школу уже в качестве учителя, - рассказывает Юлия Валерьевна. - Почти все мои педагоги по-прежнему здесь работали. Конечно, я волновалась, как примут они меня в другой ипостаси. Однако период адаптации прошел очень мягко. Мне помогали опытные учителя: Светлана Дмитриевна Подгорнова, Фаина Григорьевна Васильева и моя первая учительница - Нина Александровна Потриденная. Во многом благодаря моим наставникам я и состоялась в профессии. И никогда не пожалела, что работаю в 97-й.
О шнурках и гаджетах
Симченкова утверждает, что периода профессионального выгорания за 30 лет у нее никогда не было. Она выпускала из началки свой очередной класс, и к ней приходили новые любопытные первоклашки. В новом учебном году у Юлии Валерьевны Симченковой будет уже шестой набор детей.
- Все классы, которые я вела, были абсолютно разными, скучать не приходилось, - говорит Юлия Валерьевна. - Безусловно, первоклашки сегодня отличаются от своих сверстников тридцатилетней давности. И прежде всего состоянием здоровья. К сожалению, у многих уже с детсадовского возраста есть хронические заболевания опорно-двигательной системы, желудочно-кишечного тракта, проблемы со зрением. Когда я начинала работать, большая часть моих учеников имела первую группу здоровья - сейчас таких буквально единицы. Мы также столкнулись с тем, что нынешние ребятишки совершенно не играли, не общались. На переменах они сидели в классе, уткнувшись в свои мобильники. Мы поговорили с родителями, объяснили, чем в будущем может обернуться эта ситуация. И решили, что в школе пользоваться сотовыми телефонами детям не даем. У каждого учителя начальных классов теперь есть специальная коробка, в которую утром школьники складывают мобильники. После уроков педагог отдает гаджеты владельцам. И вы знаете, очень быстро наши ученики стали похожи на обычных детей. Они теперь на переменах, рисуют, играют в настольные игры и даже бегают!
Еще один момент, который отличает нынешних первоклашек - оказывается, не все дети к своим семи годам могут себя обслуживать. У них нет навыка завязывания шнурков, они не могут правильно застегнуть пуговицы и так далее, говорит Симченкова. Учителям началки приходится брать на себя функции воспитателей детских садов - например, они проверяют, надел ли ребенок шарфик перед тем как уйти из школы домой, не развязаны ли на обуви шнурки и так далее.
- На родительских собраниях мы заранее говорим родителям, с какими навыками самообслуживания ребенок должен прийти в первый класс. Но в детских садах требуют, чтобы у детей была обувь на «липучках», а одежда - с застежкой «молния». Это позволяет сотрудникам детского сада быстрее одевать и раздевать ребятишек. Проблема шнурков-пуговиц была одно время настолько серьезной, что у нас в школе появился специальный тренажер, где ученики могли освоить эти нехитрые бытовые премудрости.
О школьной программе и удаленке
Говорят, что учиться в школе сегодня очень сложно, что некоторым родителям приходится нанимать репетиторов чуть ли с первого класса. Но Юлия Валерьевна утверждает, что программа «Школа России», по которой занимается 97-я, не сложная. К тому же в начальной школе дети учатся теперь не три года, а четыре. По сути, школьную программу растянули во времени, поэтому проблемы с ее освоением могут носить исключительно индивидуально-медицинский характер. К слову, бытует мнение, что в наше время к первому классу ребенок чуть ли не логарифмы должен уметь решать, а уж читать-писать - это само собой разумеющееся. На самом деле учителя начальных классов по-прежнему учат первоклашек грамоте, ведь не все дети даже буквы знают. Но даже тех, кто уже умеет читать, нужно учить фонетическим тонкостям языка. В прошлом году, когда школы перешли на «удаленку» в связи с пандемией, больше всего трудностей возникло именно у первоклашек, поскольку никаких навыков в обучении у них еще не было сформировано. Класс Юлии Валерьевны два раза уходил на дистант, находилась на карантине и сама учительница.
- Я благодарна родителям за то, что все они отнеслись к сложившимся условиям с пониманием, - говорит Симченкова. - Никто не возмущался, никто не закидывал меня сообщениями, мол, когда это все закончится. Уроков онлайн у нас не было, поэтому родителям приходилось самим заниматься со своими детьми, выполнять с ними задания, которые я отправляла по электронной почте. И мы справились! Хочу сказать, что с родительскими коллективами мне всегда везло. Я не помню ни одного серьезного конфликта или неадекватной реакции мам и пап моих учеников на какую-то нестандартную ситуацию. Конечно, сегодня школа отличается от той, в которую я пришла после института. Но дети во все времена остаются детьми. С ними всегда интересно работать, поэтому я никогда не хотела поменять свою профессию. И благодарна судьбе за то, что у меня так сложилась жизнь.
Марина СИНЮТИНА