Десятиклассница Лицея №103 Алиса Шаститко стала призером заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе, который проходил в Москве с 27 марта по 2 апреля. Триста девять школьников из восьмидесяти четырех регионов России, три тура, двадцать пять победителей, сто двадцать призеров – так выглядит олимпиада в цифрах. Более подробно и в деталях о поездке в столицу написала сама Алиса, которая теперь имеет возможность поступить в любой вуз страны с литературным профилем без вступительных экзаменов.
В седьмом классе я впервые приняла участие в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников по литературе. После первого призового места на муниципальном этапе поняла, что у меня неплохо получается писать сочинения в разных жанрах и анализировать тексты. И мне это нравилось.
Восьмой класс. Первая победа. Так хотелось попробовать свои силы на региональном этапе! Но могли участвовать только девятиклассники. В следующем году я исполнила свою мечту. Во время инструктажа сказали: «Победители и призеры этого этапа олимпиады получат льготы при поступлении в институты Красноярского края». Я подумала – хоть бы призер! А в итоге стала победителем.
В 2021 году прошел первый в моей жизни заключительный этап. Тогда эта олимпиада мне представлялась невероятно сложной, но интересной и нужной. Я чувствовала, что нахожусь там, где должна. Именно с того заключительного этапа началась моя серьезная подготовка.
Произведения школьной программы стали сложней и интересней. Я стала больше читать, внимательней слушать на уроках учителя русского языка и литературы Ксению Владимировну Ломакину, впитывать каждое ее слово. Помню, как перечитывала теоретический материал, который она давала на уроках, на занятиях по подготовке к олимпиаде моему брату, Данилу Шаститко, участнику регионального этапа. Ему не хватило буквально одного-двух баллов до поездки на заключительный. Помню филологический практикум, который проводила Светлана Геннадьевна Липнягова – кандидат филологических наук, доцент кафедры мировой литературы и методики ее преподавания Красноярского государственного педагогического университета имени Астафьева. Помню множество замечаний по работам, дискуссии между участниками филпрактикума, сложные схемы построения сюжетов… Хочу поблагодарить Ксению Владимировну Ломакину и Светлану Геннадьевну Липнягову за их труд. Благодаря им я смогла добиться своей главной цели!
В последнюю неделю перед поездкой на заключительный этап этого года я сделала в дневнике заметку: «У меня появляется такое ощущение, что в жизни есть только литература и ничего более». Олимпиада для меня – самое главное состязание в жизни. Там необходимы не только знания, но и умение анализировать текст или написать о чувствах по поводу поэтических строк. Необходимо раскрыть себя – грамотно, без речевых ошибок, с четко простроенной композицией. И вот это свершилось!
* * *
Утром 27 мая делегация из Красноярского края вылетела в Москву. В ее составе только победители: девятиклассница Виолетта Дигальцева, ученица одиннадцатого класса Ульяна Уфимцева и я. Сопровождает нас Светлана Геннадьевна Липнягова.
Все туры олимпиады проводились в корпусе Московского педагогического государственного университета. В день приезда нас повели туда. В холле нас ждали люди в желтых футболках с табличками – номерами команд. Я оказалась в седьмой. Там было девятнадцать моих ровесников. Присматривали за нами вожатые – студенты МПГУ.
Церемония открытия началась с напутствий. Первой выступила заместитель министра просвещения Российской Федерации Анастасия Зырянова, затем ректор и преподаватели встречающего нас университета. Председатель жюри Светлана Красовская пожелала нам новых друзей-единомышленников, ярких побед и новых достижений. На открытии выступали приглашенные гости, мне запомнились джазовый ансамбль и полуфиналист проекта «Голос» Кирилл Суслов. В конце церемонии участники одновременно запускали бумажные самолетики и загадывали желания.
День второй, а тур – первый. Мы анализируем текст Юрия Трифонова «Кошки или зайцы?» о ловком хозяине итальянской траттории, который подавал своим посетителям жареных кошек под видом зайцев. Парадоксальная притча о том, как с возрастом меняется отношение к окружающему миру. О ценностях настоящих и фальшивых, о счастье, которое ушло и, кажется, уже не вернется…
День третий, тур второй – творческий. По отрывку из записи спектакля нужно определить автора и название произведения. Легко, скажете? А если язык незнакомый, как по языку тела вычислить название постановки? На этот вопрос мы пытались ответить в эссе. После тура многие девушки уходили в слезах: догадаться, что это «Гамлет», действительно было сложно…
День четвертый – свободный. Я посмотрела постановку творческого коллектива «Воробьевы горы» по мотивам произведения Евгения Евтушенко «Четвертая Мещанская». Актеры – наши ровесники. Это лучший спектакль в моей жизни! Впечатлила задумка режиссера: все время на сцене находились пятнадцать-двадцать детей, каждый из них мог сыграть любого персонажа. Голос нарратива складывался из отдельных предложений от каждого выступающего. Это было очень интересно!
Побывала наша делегация и в центре Москвы. На выставке работ французских художников я всматривалась в каждый штрих. Потом увидела величественный храм Христа Спасителя, купола которого очень красиво освещало солнце, Александровский сад – наверняка летом он гораздо красивее, чем весной. Через Красную площадь мы дошли до ГУМа. Никогда не представляла, что помещение может быть настолько притягательным и вечно весенним внутри. Наша небольшая экскурсия закончилась дегустацией знаменитого мороженого в хрустящих стаканчиках.
Каждый день в МПГУ проводилась культурная программа, каждый мог принять участие в мастер-классах. Я посетила занятие по профориентации, где рассказывали, как выбрать будущую профессию и какие специальности появятся в будущем – например, дизайнер виртуальных миров. Вечером же устраивали разборы заданий олимпиады.
День пятый, тур финальный, устный. Работаем с материалами из газет «Санкт-Петербургские ведомости» от 31 января 1837 года и «Московские ведомости» от 7 и 8 июня 1880 года. Нужно понять, о каких важных для русской литературы событиях там говорится, в каком контексте, и как меняется к ним отношение. После этого тура я была не в духе, потому что не смогла ответить на вопросы жюри.
В остальное время общалась с ребятами из команды, с вожатыми. Мы то обсуждали, в чем смысл жизни и что есть самовыражение, то рассказывали друг другу анекдоты! Все происходило в атмосфере тепла, уюта и любви. Каждый был готов в случае чего поддержать другого, и все мы болели друг за друга. Так тепло становится на душе, когда осознаешь, что на свете реально есть люди, способные искренне радоваться за достижения другого человека! Мы стали большой и крепкой семьей за эти шесть дней. Если бы не моя команда, эта поездка не стала бы для меня такой волшебной и счастливой!
Самым приятным событием стало торжественное закрытие олимпиады и награждение. Я в глубине души знала, что моя мечта сбудется, и я получу диплом призера – так и произошло. Уезжая из Москвы, я, конечно, грустила, но к этому чувству примешивалось благодарность. Та любовь, в атмосфере которой я находилась, стала для меня опорой, фундаментом, точкой роста, тем, что помогло мне когда-то и поможет снова!
Алиса ШАСТИТКО,
ученица 10 класса Лицея №103 «Гармония»