Среда, 25 Декабря, 2024
Железногорск, Красноярский край

Александр Лебедев: «Наша миссия – научить ребенка получать кайф от созидания, а не от разрушения!»

13 июля 2023 / Лица города / 0
Педагог по судомоделизму Станции юных техников Александр Сергеевич Лебедев родился в Железногорске. В 1989 году с красным дипломом окончил Московский авиационный институт по специальности «инженер по вертолетостроению». В 1989-1993-м работал на Московском вертолетостроительном заводе. С детства увлекается стендовым моделизмом, историей авиации, имеет первый разряд по копийным моделям.

Руководитель клубов и организатор конкурсов по стендовому моделизму. С 2000-х годов – наставник по судомодельному спорту. Разработчик новых моделей подводных лодок, проектировщик и создатель стендовых моделей для АО «РЕШЕТНЁВ» и Красноярского экскаваторного завода.
 
Про Лебедева коллеги говорят, что он может и умеет все: спроектировать, создать модель, организовать соревнования. Он давно бы мог стать мастером спорта по судомоделизму, но посвящает все свое свободное время ученикам, их моделям и соревнованиям.
 
– Александр Сергеевич, как вы стали педагогом СЮТ?
 
– Я с детства мечтал строить самолеты. Серьезно увлекался стендовым моделизмом, интересовался историей авиации. Закончил Московский авиационный институт с красным дипломом, хоть и поступил туда только со второго раза. Начал работать на Московском вертолетном заводе. Но в 90-х наша доблестная авиация начала рушиться. Содержать семью стало очень сложно. Приняли решение вернуться в Железногорск. Но с мечтой строить самолеты я распрощаться не мог. Организовал кружок по стендовому моделизму при ЖЭКе. Позже меня пригласили вести занятия в СЮТе по этому же направлению. Учил ребят, организовывал и проводил городские соревнования. К тому же Юрий Надточий уже тогда начал привлекать меня к доделке моделей кораблей. Я рисовал надписи, рисочки, черточки, обозначения. Потом съездил на соревнования по судомоделизму, и стало интересно развиваться в этом направлении. Я взял малышей и начал работать. Сначала занимался только первогодками, но, набравшись опыта, продолжил вести ребят дальше. 
 
– Современным детям СЮТ нужен так же, как их ровесникам 10-20 лет назад? 
 
– Конечно, пацанам все это интересно по-прежнему. Они же изучают мир. Другое дело, что раньше такими сложными видами моделизма начинали заниматься с пятого класса. А сегодня к нам приходят второклашки, у которых элементарно нет еще физической силы, чтобы качественно выпилить, вырезать. И еще – раньше был только телевизор, который начинал работать в три часа дня. Поэтому Дворцы пионеров, СЮТы являлись центром притяжения. Там было такое, чего дома ни у кого не было, поэтому туда шли заниматься с охотой. Сегодня же появился виртуальный мир, где ты можешь быть крутым и хорошим без особых усилий. Но компьютер, интернет, телефон – это инструменты, с помощью которых можно что-то создать. Только создать-то нужно из головы! Не зная основ природы, не изучая ее законов, сотворить что-то невозможно. Об актуальности судомоделизма скажу: корабль – это древний образ мечты. Он красивый. А лего-роботы – нет. Они могут быть предельно функциональны, но они не красивые! А человек живет, чтобы красиво было.
 
– Как мотивировать ребят поменять телефон на судомоделизм?
 
– Предлагать альтернативу необходимо! Но она тоже нужна красивая. Если говорить о тех ребятах, которые приходят к нам сюда, то это предельно мотивированные пацаны. Кто-то своей мечтой, кто-то – другом. Но дальше начинается тяжелый нудный труд, на который не все способны. В соревнованиях победителей ведь только трое. А где четвертый, пятый, шестой? И вот способность преодолеть то, что сегодня ты шестой, а завтра можешь стать первым, есть не у каждого. И какие бы красивые сказки я ни рассказывал, сделать-то он все равно все должен сам. Если желание исчезает – это очень серьезно. И что с этим делать, не всегда ясно.
 
– Современные дети не умеют преодолевать сложности?
 
– Они очень прагматичны. Чтобы что-то получилось, нужно потратить энергию, поработать над собой. Можно завязать шнурки, помыть посуду, убрать кровать, а можно посидеть, подождать – и мама все сделает за тебя. И от того, что он ничего не делает, ничего не меняется. Но самое печальное, что если он что-то будет делать, тоже может ничего не измениться. Вот он преодолевает себя, работает, старается сам. А к другу пришел отец и помог немного, и друг занял первое место. Мы ведь видим только конечный результат. И ребенок сейчас не в состоянии понять, что на самом деле изменилось в нем очень многое.
 
– Каких еще важных качеств не хватает сегодня детям?
 
– Они все такие же дружелюбные, добрые, трудолюбивые, работоспособные, целеустремленные. Так же хотят построить что-то свое, получить медальки. Но наши дети оценивают те ресурсы, которые они потратили, и конечный результат. Создание нового объекта – это серьезные физические и эмоциональные затраты. Преодолевать себя очень сложно – и мне, бывает, тоже. Я такой же разгильдяй, как и они, но только постарше и с опытом. Очень часто мы не понимаем, чего дети хотят. И они сами сформулировать не могут. Но раз сюда приходят – значит, им что-то надо.
 
– Как вы считаете, на что перестали делать ставку школьные педагоги? 
 
– Учителя перестали наблюдать за детьми. Многие, кто сюда приходит, успешны только здесь, а в школе нет. Причем видно, что они все нормальные, умные парни. Получают двойки не потому, что не знают, а потому, что по разным причинам не хотят там ничего делать. Дети не ленивые, они просто не видят необходимости изучать что-то. Значит, им рассказывают как-то не так, не увлекают. Самая главная наша фишка – это наблюдать за ними. Смотреть, кто что делает, в каком состоянии находится. У них меняются интересы, и это нормально. Чтобы определиться в жизни, надо везде себя попробовать. В результате из них вырастают нормальные ребята. Художники, врачи, инженеры, рабочие – спектр просто широчайший!
 
– В чем сегодня заключается миссия педагогов и наставников?
 
– Мы, взрослые, должны попытаться сформировать в детях созидателей. Чтобы создавать и получать от этого удовольствие, нужно совершенствоваться. К нам приходят ребята, которые очень сильно хотят что-то сделать, хотя, возможно, чего-то не знают или не умеют. Задача педагогов и наставников – постараться сохранить это желание как можно дольше. Чтобы за это время дети успели пройти школу и получить технологический базис. Как только они осваивают его – все, дальше происходит рывок. Чтобы взлететь, самолету надо разбежаться, а для этого ему нужна бетонная полоса. Вот эту «бетонную полосу» мы и должны построить. 
 
– А как это сделать?
 
– Мозги должны быть направлены на создание, не на потребление. Это тяжелый труд, от которого мы должны получать удовольствие. Конечно, очень многое зависит от человека, к которому дети приходят. У нас нет системы как таковой, у нас есть личности. Я, по сути, не педагог. Я хочу быть инженером, придумывать новые изделия. Ребята, хотите со мной? Садитесь рядом, работайте, я вам дам все необходимые знания и инструменты. Но до такого уровня нужно было мне самому дорасти. Можно было бы остановиться и, как сорок лет назад, рисовать проекты на бумажке. Но мне пришлось освоить новые инструменты для работы, чтобы создавать современные изделия, которые радуют глаз. И, конечно, необходима среда, где можно показывать свое и смотреть на то, что делают другие.
 
– Есть ли особенности преподавания в СЮТе? 
 
– Неважно, чему ты учишь – петь, рисовать, вязать или строить. Принципы везде одинаковые, предметы только разные. Нужна совместная деятельность, которая направлена не на разрушение, а на созидание. И, по большому счету, любить их надо – вот и все. Больше ничего не нужно.
 
Ольга КУЗЬМИНА
Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения