Суббота, 23 Ноября, 2024
Железногорск, Красноярский край

Ольга Мацкевич: «Детей нужно воспитывать на идеалах и шедеврах».

8 сентября 2023 / Лица города / 0
Если вы хотите увидеть человека, влюбленного в свою профессию, то вам непременно нужно познакомиться с Ольгой Мацкевич. Для нее педагогика – не просто работа, а неотъемлемая часть жизни, которая вдохновляет и дает силы делать что-то новое, полезное и нужное. Сегодня она ведет уроки истории и православной культуры в Мариинской женской гимназии, преподает историю искусства в художественной школе, а в свободное время поет на богослужениях в православном храме.
 
– Ольга, как вы поняли, что преподавать – ваше призвание? 
 
– У меня никогда не было сомнений в том, кем я буду. Преподавать я начала сразу после того как получила образование. Сначала в Канском педколледже и общеобразовательной школе, и вот уже более 20 лет работаю в кадетской системе: преподавала в Красноярской Мариинской женской гимназии, в Кедровом кадетском корпусе, сейчас – в железногорской Мариинке. Мне нравится и учить, и учиться.
 
– Различаются ли дети кадетской системы и дети общеобразовательной школы? 
 
– Да. В первую очередь, в кадетской системе воспитывается патриотизм. Чувствуется дух кадетского братства и служения России и обществу в целом, большое внимание уделяется воспитанию коллективизма. Это хорошо прослеживается и среди преподавателей. Ученики обращаются к учителям «госпожа преподаватель», а учителя к учащимся – «господин кадет». Обычные дети, попадая в эту среду, учатся дисциплине, подчинению. А в общеобразовательной школе преобладает индивидуализм.
 
– В данном контексте индивидуализм имеет негативную окраску? 
 
– Думаю, да. Когда человек думает о себе, это не плохо. Но не нужно забывать о своем долге перед обществом, перед Родиной. 
 
– Есть мнение, что у современных детей клиповое сознание. Они не задумываются ни о будущем, ни о прошлом, для них существует только здесь и сейчас. Так ли это? 
 
– Дети все разные, и им не свойственно заморачиваться насчет прошлого. Они не различают века, допустим. Все это было когда-то давно и не имеет уже большого значения. Но все же свою роль здесь играет гендерный аспект: мальчикам прошлое интереснее, чем девочкам. Войны, сражения, полководцы – для них это более органично.
 
– Для чего тогда сегодня, когда все быстро и мимолетно, нужна история? 
 
– Для понимания причинно-следственных связей. Исторические уроки повторяются, можно проводить аналогию событий прошлого и настоящего, простраивать модели будущего, определять закономерности. История и культура формируют глубину мировоззрения человека. В истории есть идеалы, а без них невозможно воспитание. 
 
 – Историю, как известно, пишут победители. История, которой учили вас, и история, которой учите вы, разные? 
 
– Да, конечно. Нас в советское время учили с марксистско-ленинских позиций. Преподавание истории в школе было неинтересным, потому что представляло собой заучивание дат и событий с постоянной привязкой к классовой борьбе, хотя позиция материализма и марксизма не выдерживает критики. Например, данной концепцией сложно объяснить подвиг людей блокадного Ленинграда, где духовное преобладало над материальным. Сейчас история изучается культурологически, то есть целостно, со всех сторон, и в этом плане становится интереснее.
 
– У России всегда была интересная, но сложная судьба. Она не раз являлась неким спасителем мира во всем мире. Сегодня, в условия СВО, Россия продолжает свою миссию?  
 
– Россию с ее великой историей и культурой давно называют хранительницей традиционных христианских ценностей, сдерживающей зло в мире, осмысляя ее мессианскую роль. Нужно понимать, что задолго до СВО против России начались военные действия, которые шли на территории Украины, поэтому Россия, помогая русским на Донбассе, защищает свою государственность.
 
– Как вы считаете, чем современные подростки отличаются от своих сверстников 10, 20, 30 лет назад? 
 
– Дети сейчас точно не хуже, они просто другие. Жизнь в телефонах их делает другими. Раньше они были, может быть, живее, любознательнее, свободнее. Помню один момент двадцать лет назад в Красноярской Мариинской гимназии. Суббота, шестой урок, я очень устала, конец дня и конец недели и, наконец – долгожданный звонок. А все девочки сидят на месте и просят продолжения, потому что им было очень интересно. Сейчас мне сложно представить такую ситуацию. Не могу конкурировать с телефоном, соцсетями и видеороликами. К тому же дети сейчас уверены, что все можно узнать из интернета, поэтому запоминать ничего не надо. С одной стороны, это действительно очень удобно, с другой – этим нужно уметь пользоваться. А у них этого навыка еще нет, они не умеют критически анализировать информацию. Но считают, что все знают, потому что все доступно. И зачастую они не понимают, зачем им нужен учитель.
 
– А зачем? 
 
– Для того чтобы показать лучшее, направить, научить отделять зерна от плевел. Организовать процесс, чтобы ребенок узнавал полезное. Учить критическому мышлению, чтобы дети в массиве интернета вычленяли то, что им действительно полезно. Сейчас у них нет стремления к глубине: быстрая информация – быстрое удовольствие. Они не видят необходимости запоминать, они все фотографируют, а потом используют на контрольной. Да, они молодцы, они гибко находят путь решения своей задачи. Но это неэффективно, потому что их внутренний мир не развивается.
– Действительно ли можно все найти в интернете, не касаясь книг? 
 
– Смотря какую информацию ищете. Если сухие факты, то да, всемирная сеть поможет. А если необходимо личное отношение, атмосфера, то нет, конечно. И мне непонятно, как дети обходятся кратким содержанием произведений. Например, с точки зрения пересказа «Преступление и наказание» – это просто детектив. Но с точки зрения Достоевского, это история изменения, воскрешения человеческой души. Не читая в полном объеме, ребенок упускает то самое важное, ради чего и был написан роман. Можно забыть детали и некоторые сюжетные линии, но атмосфера после прочтения книги остается в памяти навсегда. 
 
– Есть мнение, что в школе очень рано начинают изучать классику, и дети еще не могут понять всю суть произведений. 
 
– Я не согласна с этим. Если прочесть одну и ту же книгу с разницей в 20 лет, это будут, возможно, разные книги. Но это не значит, что в первый раз человек прочел ее зря. На каждом жизненном этапе мы открываем для себя что-то новое. Детей необходимо знакомить с серьезными произведениями, давать правильную базу для формирования мировоззрения.
 
– Сегодня намечается разрыв между поколениями. Родители меньше общаются с детьми, детям неинтересно с бабушками и дедушками, а последним, в свою очередь, с внуками. В чем опасность такого разрыва? 
 
– В том, что традиции не передаются. Связь поколений необходима. Человек должен иметь корни, знать, что он не один. Бабушки всегда давали внукам безусловную любовь. И, возможно, именно этой любви сегодня детям не хватает. Этот разрыв приводит к утрате патриотизма, без которого народу как единому целому не выжить, и к утрате человечности.
 
– Кто сегодня кумиры детей? И есть ли сегодня на кого равняться? 
 
– К сожалению, у многих это звезды шоу-бизнеса. Конечно, воспитание не может быть без идеалов. В кадетской системе, например, принято иметь небесного покровителя, святого, праздник которого отдельно отмечается. И в нашей Мариинской гимназии это Елизавета Федоровна Романова, которая занималась благотворительной деятельностью. Она на собственные средства создала Марфо-Мариинскую обитель, где лечили людей. Она сочетала в себе опыт милосердия, благотворительности и молитвы. Медсестрами во время Первой Мировой войны были и царица Александра Федоровна, царевны Ольга и Татьяна. И это прекрасные примеры для подражания.
 
– А на кого вы равняетесь? Кто для вас идеал?
 
– Во-первых, христианские идеалы – святые, служившие Богу. У меня были очень хорошие внимательные педагоги, которые любили своих учеников и то, что преподавали. И большую роль в моей жизни сыграли родители, которые воспитали мое отношение к миру.
 
– Что вдохновляет вас на создание своих учебных пособий? Какого результата вы ожидаете от своей работы?
 
– Проблемой преподавания духовно-нравственных предметов является то, что учитель не видит результата сразу. Он отложенный, и мы всегда работаем на перспективу, надеясь, что через много лет наши усилия принесут плоды. При этом предмет «православная культура» не имеет оценок и экзаменов – главных мотиваторов учебного процесса. И в этом смысле приятно, когда через 10-15 лет бывшие ученики благодарят за то, что эти уроки помогли им в разных жизненных ситуациях. У педагога единица работы – урок, который должен быть интересным и наполненным, и этому способствует мое культурологическое образование. У меня такое правило: сделать все так, чтобы дети на занятии что-то почерпнули для себя, о чем-то задумались, стали чуть лучше. Воспитание личности невозможно без познания нравственных идеалов и шедевров мировой культуры. Нужно показывать высшие достижения человеческого духа, чтобы привить детям неприятие зла.
 
Ольга ПАСЬКО
Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения