Вторник, 24 Декабря, 2024
Железногорск, Красноярский край

Инна ЖУКОВА: «Профессия учителя – это неустанный труд души…».

12 октября 2023 / Лица города / 0
Инну Петровну Жукову, учителя русского языка и литературы высшей категории, инспектора, проработавшего долгие годы на благо образования Железногорска, отличника народного просвещения, автора и составителя книг, знают и уважают в нашем городе. 
 
Уже много лет она на заслуженном отдыхе, и ее почтительно называют ветераном педагогического труда. Судьба выбрала ее «сеять разумное, доброе, вечное», и она это делает до сих пор. Но главной ее наградой стали благодарные выпускники, которые не забывают своего учителя. Сегодня они возвращают учителю плоды ее труда своими успехами в жизни, любовью и доброй памятью.
«Всю свою жизнь вспоминаю с благодарностью Жукову Инну Петровну, нашего классного руководителя, учителя русского языка и литературы. Она требовала от нас вдумчивого чтения произведений, изучаемых по программе, умения грамотно излагать прочитанное, знать не только классическую, но и современную прозу и поэзию» (Наталья Курицына из первого выпуска 1964 года).
 
Так распорядилась судьба…
 
Суровая сибирская земля 20 сентября 1955 года встретила приехавшую в Красноярск-26 семью южан белым снегом. А до этого были суровые военные годы. Инна и сейчас с просветленным лицом рассказывает о людской доброте времен Великой Отечественной войны. Когда началась война, ее  семья жила в Феодосии. Отец сразу ушел на фронт, а мама и двое детей – Инна и ее сестра Галя – срочно эвакуировались и поехали в Москву, поближе к своим родственникам. Но поезд часто бомбили, в Москву добраться не удалось. Пришлось до августа 1945-го жить в деревне Фомицы рядом с Костромой.
После войны семья вернулась в поселок Массанда рядом с Ялтой. Об этом времени издана при ее соавторстве и содействии книга о детях войны, живущих в Железногорске – «Детство, опаленное войной».
В 1956 году Инна Жукова поступила в Красноярский педагогический институт на историко-филологический факультет. Закончив его в 1961 году, получила назначение в школу № 99 Красноярска-26. А еще все годы учебы была вожатой и старшей вожатой «Дружбы» – ведомственного лагеря одного из ведущих предприятий города «Сибхимхимстрой».
 
– Трудно сейчас, спустя годы, судить, учителя ли в школе, где училась, сыграли роль в выборе моей будущей профессии, или это была моя тетя-педагог, но выбор был сделан. Профессия учителя во все времена остается одной из самых важных и сложных, это неустанный труд души. Очень важно, чтобы ученики ушли с урока, не только получив определенный объем знаний, но и став хоть чуточку добрее, справедливее, лучше, – говорит Инна Петровна.
 
Литература – пожалуй, единственный в школьной программе предмет, обращенный напрямую к душе человека, к его чувствам, совести, нравственному и гражданскому долгу, прошлому и будущему, к понятиям о добре и зле, к любви. «В учениках надо воспитывать душу, а для этого иметь ее самому», – убеждена Инна Петровна».
 
Любовь к поэзии 
 
Педагогическая поэзия – способ развития личности, развития интереса к собственному внутреннему миру. Для Инны Петровны всегда было важно ввести школьника в мир русской поэзии так, чтобы воздействовать на эмоциональный мир человека, помогая ему увидеть и понять чувства другого и одновременно «присвоить» их себе. Любовь к поэзии стала отправной точкой ее писательского труда.
«Вы поэтессой стать хотели,
Желанье ясное, но к цели
Дороги прямо не ведут:
Встал на пути пединститут».
(Ученик Нины Жуковой В.Никифоров)
 
В 2000 году она стала автором уникального проекта – книги стихов талантливых учащихся «Я в этом городе рожден…», которая вышла к 50-летию Железногорска и была признана событием года.
Безграничная любовь к внукам вылилась в семейный проект книги «Путешествие в детство» – своеобразную пробу пера.
 
Очередная ее воплощенная в жизнь идея – проект 2010 года «Любимая школа на улице Школьной» – книга-летопись об истории старейшей городской школы №99, «кладезь педагогической мысли, глыба…». В ее написании участвовали 127 авторов, в том числе и сама Нина Жукова.
 
В 2014 году рождается книга-сборник «Рядовые учебного корпуса» о лучших педагогах города, работавших с 50-х годов прошлого столетия по настоящее время. «Эта книга написана с душой, поэтому и притягивает к себе все больше и больше. Каждый из авторов писал о каком-то учителе, меньше всего о себе, а больше о той атмосфере дружбы и любви, которая присутствовала в педагогическом сообществе города того времени», – с благодарностью вспоминает Инна Петровна.
 
Говоря о современной педагогике, Инна Петровна утверждает, что все новое – хорошо вспомненное старое. Например, наставничество. Она с большой теплотой, уважением и любовью вспоминает своего наставника Дору Сергеевну Веселову, блестящего учителя-методиста, завуча школы № 99. «В течение 13 лет этот мудрый руководитель и наставник вел меня по учительской стезе, щедро делясь своим опытом, знаниями. Общаясь с ней ежедневно, я училась правильно выстраивать отношения с учащимися, их родителями, сочетать урочную работу с внеклассной. По ее рекомендации в 1974 году я была переведена инспектором гороно»,– рассказывает Жукова.
 
Я и моя судьба – история моего города 
 
Как-то Инна Петровна проанализировала, кем стали ее выпускники. Большая группа ученых в области физики и математики, 24 выпускника – врачи, 31 – учителя, 33 – руководители предприятий города, есть и выдающиеся спортсмены и художники. Но особо как филолог отмечает свою выпускницу Анну Князеву, члена Союза писателей России, которая создала 12 романов на основе исторических фактов и сейчас пишет сценарии к спектаклям для ведущих театров Москвы.
 
Учитель – это на всю жизнь
 
В людской судьбе что-то остается в прошлом, становится историей, а что-то проходит яркой нитью через всю жизнь. Коммуникабельность, активная жизненная позиция, организаторские способности, умение добиваться цели всегда остаются свойственными Инне Петровне. Человек творческий и энергичный, увлеченный педагогикой на всю жизнь, в свои 86 лет она активно работает в Совете ветеранов педагогических работников города. Может быть, такой заряд энергии заложен пионерией и комсомолом, многолетней работой вожатой в «Дружбе»?
 
– Надо учиться слушать и слышать ученика, понимать и любить его. Кроме того, необходимо учиться самому, чтобы тебя уважали, принимали. Важно быть интересным человеком. А главное – чтобы ты мог сказать: «Быть учителем – это мое дело, а школа – моя судьба», – уверена Инна Петровна Жукова.
 
Галина УНЕЖЕВА
Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения