Суббота, 23 Ноября, 2024
Железногорск, Красноярский край

Отец Роман: откровенный разговор о сокровенном.

2 ноября 2023 / Лица города / 1
Молодой, открытый, понимающий и принимающий, легкий в общении. Священник Роман Нещерет служит в железногорском храме Михаила Архангела четвертый год. И впервые он рассказал о своем становлении, семье, отношении к агрессии и смирении.
 
Путь длиною в жизнь
 
Отец Роман в каждой беседе, каждым своим словом дает тебе понять, что ты значим. В этот раз нам случилось поговорить о нем самом – он впервые рассказал о своем пути к вере, о бесшабашных детстве и юности, когда спорил с родителями и дрался со сверстниками.
 
– Водителем нашей жизни является Бог, его святой промысел. Я помню отчетливо, как в шесть лет сказал родителям, что стану священником. Думаю, те слова не были глубоко осознанными. По всей видимости, осенила благодать божья в момент крещения, а крестился я именно в шестилетнем возрасте в Краснодарском крае, на родине, в Покровском храме. Потом были годы забвения этих слов. Отрочество. Я был обыкновенным подростком, жил в обыкновенной человеческой среде, где было много порока и разных неправильных действий. Чтобы не ходить в воскресную школу, например, в знак протеста ушел пешком домой за 18 километров. Но потом наступили перемены в нашей семье, стали появляться иконы. Удивительно вспоминать, как отец в лотерею выиграл икону Спасителя. Сложно назвать ее канонической, это был скорее заламинированный портрет под толстой прозрачной пленкой. Но эта икона заняла в нашем доме достойное место. Потом отец привез из Красноярска лампаду, залил туда масло, и стала она теплиться в доме, молитва зазвучала. Отец меня тоже побуждал к молитве. Я пробовал, пытался – утомительно, но иногда на душе было очень приятно и хорошо. Чаще всего люди приходят к Богу через скорби. Действительно, случались в жизни разные обстоятельства, очень трудные, особенно у отца. И через эти трудности как раз родители и пришли к вере и стали захаживать в церковь. А мы с ними. Почему-то мне всегда там было очень тепло. С одной стороны, не скажу, что с большим желанием туда шел, даже были моменты сопротивления. Но когда приходил, мне было там хорошо. Думаю, это благодать – атмосфера храма, запах свечей, ладана. В последующем мы стали ходить в церковь все чаще. 
 
В выборе главного пути отцу Роману помог его старший брат, который первым пошел в духовную семинарию. Как-то на каникулах он взял Рому в церковь на праздник Крещения.
 
– После того как брат завел меня в алтарь, я, можно сказать, там и остался. Священник мне сказал: будешь помогать, энергичные молодые люди нужны в церкви. Я сначала стеснялся, зависел в какой-то мере от мнения своих сверстников. Религиозность высмеивали. Говорили, что религиозные люди отсталые. Было много провокаций и не совсем приятных действий в мой адрес. А теперь те, кто смеялись, приходят за благословением. Кого-то я крестил, кого-то отпевал, кого-то венчал. Жизнь так интересно меняется! Вот и я – планировал одно, а поступил в Томскую духовную семинарию на пасторство.
 
О матушке и семье 
 
Семья появилась девятнадцать лет назад. Батюшка рассказывает о супруге Полине с особой нежностью и заботой. А еще в каждом слове – радость. Говорить о ее мудрости, терпении, любви он может, кажется, часами. Сама матушка – чрезвычайно скромный и непубличный человек. 
 
– Мы познакомились в семинарии. Полина из глубоко религиозной семьи. Родители очень хорошие, порядочные, воспитанные. У жены тоже интересный путь. Она очень хорошо училась в школе, особенно химия ей нравилась. Учительница думала, что она обязательно пойдет по этой стезе. В Северске есть химзавод, и Полина готовилась к поступлению, чтобы потом там работать. Но неожиданно с подругой пришла в стены духовной семинарии учиться на регента церковного хора, на руководителя и дирижера. Я к этому времени уже окончил первый курс. Когда увидел ее, понял, что это мое. Сначала мы просто общались, гуляли, встречались, потом поняли, что нужно идти рука об руку по этой жизни. Она окончила Томскую духовную семинарию, и вот в следующем году будет 20 лет как мы вместе. 
 
В семье настоятеля храма Михаила Архангела пятеро детей – четыре сына и дочь. Отец Роман очень честно говорит о том, что в воспитании и общении бывает разное – когда-то слова достаточно, чтобы донести до детей истину, а порой и наказывать приходится. 
 
– Дети – это наша главная ценность после Бога и родителей. Поэтому в плане воспитания у нас нет разногласий. Самая главная ценность, которая должна прививаться – любовь, трудолюбие, взаимоуважение, жертвенность, служение. Конечно, дети все равно подвержены соблазнам этого греховного мира. Рядом с каждым ребенком в сложные периоды должен быть любящий родитель. 
 
Вопросы воспитания
 
Быть сыном или дочерью священника – как это? У каждого из нас, наверное, есть какой-то свой образ. Отец Роман не скрывает – до сих пор помнит, как его мальчишкой высмеивали за то, что ходил в церковь на службы. Говорит, тогда в поселке в большой школе таких было только трое, и над ними издевались, кощунствовали в глаза. Сегодня проще, но тоже далеко не все могут принять и осознать веру и стремления другого человека.
 
– Бывает, люди говорят, что у священника дети должны быть святыми. Я отвечаю, что я сам не святой, и дети у меня не святые. Очень часто в них бурно проявляется греховное начало, которое мы стараемся по мере сил корректировать. Чаще беседовать, вразумлять, наставлять. Но больше стараюсь показывать собственным примером. У меня были в жизни ошибки,  я о многом сожалею. Особенно подростковый период –  бедные мои родители! Потом, конечно, я искупил свою вину по отношению к ним. И детям своим говорю, что лучше учиться на чужих ошибках, откровенно рассказываю им о моем пути. Порой они не понимают или не хотят слышать, спорят, всякое бывает. Но когда-то и прислушиваются. Когда я вижу, что мой человеческий ресурс исчерпан, просто иду в алтарь божий и молюсь. Вижу, что есть перемены. Молитва, которую ты от сердца проливаешь за своих детей Богу, даст результат. Он обязательно в свои пречистые рученьки возьмет твоих детей, вразумит их, наставит. 
 
Но самое лучшее – это любовь, прощение, принятие детей такими, какие они есть. Не стоит им навязывать родительскую волю. Самое лучшее – собственный пример, когда ты показываешь, что умеешь любить и терпеть, можешь прощать, понимать, слышать человека.
 
Прощение и принятие
 
Терпеть и прощать дано каждому, уверен отец Роман. Просто путь к этому у каждого свой. Надо трудиться, работать над собой. В церкви проще, говорит священник, но и сюда путь тоже индивидуален.
 
– Есть люди, которые зависят от чужого мнения и очень сильно расстраиваются, если их критикуют, обижают, провоцируют. По себе знаю. Особенно первое время – я ведь стал священником в 21 год. Люди по-разному оценивали, и я очень болезненно все воспринимал. Потом взрослеешь, мудреешь. Нужно уметь сохранять определенный баланс. Он заключается в правильном и критическом отношении к себе, но не так чтоб затюкать и совсем обесценить самого себя. Церковь говорит нам больше о смиренном начале, нежели о гордости. Когда тебя сильно хвалят, это воспитывает тщеславие и гордость. Где эта мера и как ее распознать, человек должен решить сам для себя. Сохранить себя, иметь внутренний стержень, некую самоуверенность, при этом и смирение – это одна из самых непростых задач. По себе знаю. Самое главное – не озлобляться на людей. Бывает и так, что критикуют священнослужителя.
 
– Часто. И критикуют, и учат. Всякое бывает. Когда критика объективная, я умею и смириться, и попросить прощения. А иногда бывает необъективная. Иногда люди злобу свою на тебе вымещают. Но к этому привыкаешь. У нас митрополит служил летом и сказал, что священник – это человек, который сегодня является собирателем всего сора земли этой грешной на себя. В обществе, где очень много порока и зла, сложно иметь смирение. Кто-то воспримет это как слабость и будет давить тебя, как клопа. Вот где проявление слабости и духовной несостоятельности. 
 
Смирение – это когда человек все обстоятельства жизни воспринимает как волю божью. Это некая духовная мера. И если ты эту меру соблюсти не можешь, ты ее переступаешь и совершаешь грех. Но если перетерпишь и волю божью призовешь, все разрешается совершенно по-иному. Отвечая злом на зло, проявляя гордыню, мы внутренне себя растрачиваем. А когда прощаем и проявляем смирение, промолчим лишний раз, приобретаем свою внутреннюю целостность.
 
Беседовала Юлия ТРЕТЬЯКОВА
Комментарии
2 ноября 2023 / Варвара
А можно спросить отца Романа о том, есть ли разница в воспитании девочек и мальчиков? И что делать, если терпение и непротивление не помогают, а наоборот злят обидчика?
Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения