В доме по Школьной, 10 Леонид Аркадьевич жил 20 лет. Там и сейчас живет и продолжает работать в театре его вдова, Татьяна Владимировна Балабайченко. На открытие собрались артисты и администрация театра, сотрудники цехов, музыканты оркестра, представители администрации города и Совета депутатов.
Люди, в честь которых устанавливают мемориальные доски, уже по определению выдающиеся. Но Леонид Аркадьевич даже из этого ряда сильно выделяется – настолько крупный и талантливый это был музыкант, высококультурный и неординарный человек.
Во времена золотого века Театра оперетты Балабайченко знал без преувеличения весь город. И открытие его мемориальной доски – хороший повод вспомнить Леонида Аркадьевича тем, кто его знал, и рассказать о нем тем, кто не знал.
Леня Балабайченко родился в 1935 году в Днепропетровске. Его отец был актером музыкального театра, а мама – пианисткой. Она окончила Харьковскую консерваторию, среди знаменитых выпускников которой – популярный в 60-х эстрадный певец Вадим Мулерман, композитор Исаак Дунаевский и множество других выдающихся вокалистов, композиторов и исполнителей-инструменталистов.
И, разумеется, мальчика уже с четырех лет стали учить музыке. С ним занималась мама, дело пошло, но… началась война. Аркадий Балабайченко ушел на фронт, а Леню с матерью эвакуировали. Снова в Днепропетровске они оказались только 1944 году, после того как город освободили от немецкой оккупации. Занятия музыкой возобновились, Леонид подавал большие надежды, – казалось, он нашел свое призвание.
Но после школы неожиданно поступил в Днепропетровский институт инженеров железнодорожного транспорта. Вечером учился, днем работал чертежником. Но, видимо, на роду ему было написано быть музыкантом – когда призвали в армию, играл в военном оркестре, а после поступил в Киевскую консерваторию. И всегда считал своей огромной удачей то, что одним из его преподавателей был великий дирижер Натан Григорьевич Рахлин.
После окончания консерватории Балабайченко работал во многих местах: в симфоническом оркестре радио и телевидения Украины, в Киевском театре оперетты, в театрах Волгограда, Свердловска-44, Пятигорска, Петрозаводска.
А в железногорский Театр оперетты Леонида Аркадьевича пригласил тогдашний главный режиссер Семен Штивельман. Они познакомились, когда Балабайченко был на гастролях в Кисловодске. Приглашение Штивельмана он принял в 1979 году. Уезжал из города в 90-х, но вернулся, и после этого жил и работал здесь уже до конца жизни.
Те, кому посчастливилось работать с Леонидом Аркадьевичем, рассказывают о его невероятной работоспособности, высочайшем профессионализме, музыкальной чуткости и ярком дирижерском даровании. Он сделал множество аранжировок самых разных произведений, которые востребованы до сих пор. А однажды даже написал музыку к спектаклю «Ограбление в полночь».
Леонид Балабайченко признавался, что принял предложение работать в железногорском театре главным образом потому, что ему предложили хорошие условия, а оперетту как жанр тогда не любил. Но потом, рассказывал он, увидел, что и в оперетте есть прекрасная музыка. Он же руководил постановкой на железногорской сцене не только оперетт, но и мюзиклов – еще до того как это стало мейнстримом.
Состав оркестра часто не дотягивал до того, который необходим для исполнения многих произведений. Но Леонид Аркадьевич делал специальные аранжировки, чтобы все-таки можно было открывать железногорским слушателям прекрасную музыку. Традиционными были его декабрьские симфонические концерты, где звучали и редко исполняемые произведения. Его профессиональная жизнь была на удивление плодотворной и долгой – в честь своего 80-летия он не просто принимал поздравления, а дирижировал большим концертом симфонической музыки с участием вокалистов.
Председатель Совета депутатов Сергей Проскурнин в своем выступлении на открытии мемориальной доски предложил рассмотреть возможность присвоить Театру оперетты имя Леонида Аркадьевича. Думается, нет для этого имени более достойного. Будем надеяться, так и будет.
Подготовила Светлана КАЛИНИЧЕВА