В Железногорской Мариинской женской гимназии, помимо основных уроков, воспитанницы учатся проектированию, самопознанию и психологии. А преподает эти необычные занятия Марина Юрьевна Ковалева. Целеустремленная, в меру строгая, с доброй душой и невероятной самоотдачей детям и любимому делу. Недавно педагог стала одной из победителей конкурсной программы проекта «Школа Росатома» среди учителей.
В Москве 4 декабря состоялся Финал конкурсной программы проекта «Школа Росатома», который с 2011 года является масштабной образовательной инициативой Госкорпорации «Росатом». По итогам заочного, муниципального и дистанционного этапов конкурса, из нескольких сотен участников определили 20 финалистов – 10 учителей и 10 воспитателей. Двухдневный марафон дал возможность не только побороться за звание лучшего учителя, работающего в одном из городов присутствия Госкорпорации «Росатом», но и побывать в по-настоящему творческой атмосфере. Заместитель директора по учебной работе Мариинской женской гимназии (структурное подразделение КГБОУ «Железногорский кадетский корпус») Марина Ковалева спроектировала особенный образовательный формат, в основу которого положены традиционные российские духовно-нравственные ценности, и который направлен на воспитание школьников и их ценностную ориентацию.
– В этом году организаторами конкурса была предложена очень сложная тема. Может быть, меня это и подкупило, потому что с этим еще никто не работает, – рассказывает Марина Ковалева. – Создать образовательные события, направленные на ценностную ориентацию детей – это очень сложно. Важно не рассказать об этом, а придумать такие ситуации, которые помогают ребенку самому осознать смысл этих ценностей и построить свою жизнь, ориентиром которой и станут традиционные российские ценности.
Задача была, действительно, непростая. По словам Марины Юрьевны, пока еще не существует методик и отработанных практик в этом направлении, поэтому финалисты делали настоящие профессиональные открытия. В итоге появились идеи десяти интереснейших образовательных форматов, направленных на ценностную ориентацию школьников. Оценивали работу участников конкурса эксперты проекта.
Специалисты работали в двух форматах: очном и дистанционном. Одни помогали финалистам раскрыть собственный потенциал и реализовать авторские проектные идеи. Другие оценивали только рефлексивные тексты конкурсантов. Дистанционные эксперты не знали, чьи тексты оценивают, потому что все материалы финалистов были обезличены, а для самих участников осталось тайной, кто был дистанционным экспертом. Таким образом, победителей конкурса выбирали совершенно объективно – простая математика. По результатам конкурса, победителями проекта среди учителей стали пятеро участников городов присутствия Госкорпорации «Росатом». Среди счастливчиков и Марина Ковалева. Педагогов наградили дипломами, денежным призом и правом участия в стажировке в лучших образовательных организациях России. А также весной каждый победитель должен будет провести трехдневную стажировку для учителей из других закрытых городов, погрузив их в свою, представленную на конкурс и скорректированную после финала, технологию ценностной ориентации школьников.
– На самом деле, я очень критично к себе отношусь. Всегда есть сомнения, – говорит Марина Ковалева. – Понимала, что и как написала, а вот попала ли в нужную точку, как это на самом деле выглядит и как оценят – не знала. Но, конечно, я очень обрадовалась победе. Это удивительный проект. Помимо диплома и финансовой поддержки, здесь создают развивающую ситуацию и обеспечивают профессиональную экспертизу, которые позволяют тебе стать на голову выше самого себя вчерашнего. Именно так и происходит рождение и развитие профессионала. Но на финале не заканчивается работа победителя. Весной проведу стажировку для педагогов из других городов. Мне нужно будет показать стажерам ту технологию, которую я заявила на конкурс. И необходимо не просто рассказать о ней и показать, а сделать так, чтобы люди прожили ее, присвоили идеи и унесли эту технологию в свои образовательные учреждения в другие города. Задача как раз и заключается в том, чтобы транслировать успешные практики, которые могли развиваться в разных городах проекта «Школа Росатома».
Для Марины Ковалевой проект «Школа Росатома» с 2015 года не просто конкурс, а площадка вызова, развития, поиска смыслов. Искать развивающие пространства и людей, которые становятся «зеркалом» для изменения и улучшения себя и своих результатов – это то, что она ищет для себя и чему учит воспитанниц Мариинской гимназии. Девушки под руководством Марины Юрьевны изучают основы проектирования, учатся «видеть» проблему, находят способ решения, проявляют инициативу и доводят начатое дело до конца.
– Я делаю так, чтобы девочки не относились к моим занятиям просто как к урокам, – говорит Марина Ковалева. – Конечно, есть рамки: каждую четверть нужно реализовать как минимум один проект – индивидуально или группой. Но я могу себе позволить ждать, в отличие, например, от учителя математики. Есть девчонки, которые быстро в проект погружаются, а есть те, кого нужно дождаться. Своим ученицам я помогаю, если только они сами попросят, но за них ничего не делаю. Я могу начать задавать вопросы, если понимаю, что они застряли. Мы анализируем дефициты, я могу протянуть руку помощи, но делают они сами. И когда дети начинают действовать, я понимаю, что все делаю правильно.
Мариинская гимназия – единственное в Железногорске образовательное учреждение, где основы проектирования – обязательный предмет для всех гимназисток. Ученицы создают настоящие социальные проекты: модернизируют пространство, проводят дни самоуправления и многое другое. Например, пятиклассницы придумали «спасительную коробку». В ней есть все: ручки, карандаши, ластики и так далее. Теперь любая ученица, которая забыла или потеряла что-то из канцелярии, может ей воспользоваться.
– На днях две семиклассницы провели интеллектуальную игру с кадетами, – рассказывает Марина Ковалева. – Сами все организовали, придумали задания, призы, нашли, кто поможет договориться со взрослыми Кадетского корпуса. Очень важно, что девочки самостоятельно проявляют такие инициативы. У другой группы появилась идея к Новому году сделать новогодние музыкальные звонки. Уже все спроектировано, изучены технические моменты и началась реализация. Проектов очень много, девочки учатся находить проблему, анализируют свои ресурсы, чтобы проект не стал «бумажным», то есть проектом только на бумаге, и реализовывают задуманное.
По словам Марины Юрьевны, такие занятия детям необходимы. Важно уметь находить решения, мыслить последовательно, создавать что-то по-настоящему интересное и новое. Такие уроки запускают инициативу, учат ответственности и позволяют построить собственную траекторию развития.
– Со своими учениками я всегда честная, – говорит Марина Ковалева. – Если у кого-то что-то не получается, мы садимся и все разбираем. Я всегда могу смоделировать возможности, чтобы ребенок нашел себя в деле, понял свою значимость, мог увидеть свои ресурсы и дефициты. В проекте всегда можно найти себе свое личное ответственное дело. Мне самой все интересно. Я любопытна, вдумчива, иногда упертая. Думаю, девочек это тоже заражает, и они начинают действовать. Здорово, что не боятся ошибаться.
Воспитанницам гимназии такие уроки нравятся. Многие говорят, что благодаря занятиям и интересному подходу Марины Юрьевны, не только многому научились, но и подтянули оценки по другим предметам. Полученные навыки очень помогают и в других сферах их жизни.
Марина АНДРЕЕВА
Агата Казина
ученица 6 «Б» класса
– В гимназии я учусь второй год и основам проектирования тоже. Здесь мы получаем огромный опыт, который пригодится нам в будущем. Например, на работе нужно будет создать проект, а я уже что-то знаю и умею. Занятия с Мариной Юрьевной мне очень нравятся. Она добрая, всегда поможет и подскажет. Не просто делает работу за ученика, а именно направляет. Это здорово!
Евгения Федорова
ученица 6 «Б» класса
– Я считаю, что учиться основам проектирования очень важно. Ведь такие навыки помогают решать многие вопросы. В 91-й гимназии, где я училась раньше, выступала со своими проектами на школьных и городских научно-практических конференциях. В целом, задача стояла та же – найти проблему и придумать способ ее решения. Но там я больше исследовала, а здесь мы реализовываем идеи. Марина Юрьевна очень хороший психолог, к которому можно обратиться по любому вопросу. И отличный педагог, который всегда даст совет и направит в правильное русло.
Ева Тубольцева
ученица 6 «Б» класса
– Занятия с Мариной Юрьевной всегда очень интересные. На уроке самопознания мы изучаем себя, решаем задачи, где нужно найти выход из сложной ситуации. Это занимательно. А на уроке по основам проектирования мы учимся создавать свои собственные технологии. Для себя я вынесла очень много полезной информации, развиваюсь в разных сферах деятельности. Научилась самостоятельности и умею найти выход из любой ситуации. А все благодаря Марине Юрьевне. Важно, что она дает советы не только по учебе, но и по личным вопросам. Всегда выслушает, поддержит и направит. Она очень разносторонний человек, ее можно спросить почти обо всем. Мы ее очень любим.