Глава Железногорска Дмитрий Чернятин встретился с участником специальной военной операции – педагогом дополнительного образования Станции юных техников Романом Папковым.
Роман Васильевич приехал в короткий отпуск, уже второй, первый был летом. На встрече говорили о службе, педагог поблагодарил железногорцев за поддержку – его подразделению передали сплетенные горожанами сети.
– Роман Васильевич – герой СВО, награжден государственной наградой Российской Федерации – медалью «За отвагу». Он с честью выполняет свой долг гражданина и защитника Родины в зоне специальной военной операции, – рассказал Дмитрий Чернятин. – Конечно, город ждет его возвращения домой. Ведь Роман Васильевич – талантливый педагог, его воспитанники занимают первые места на региональных и всероссийских соревнованиях. Неудивительно, что он вошел в число победителей конкурсного отбора на предоставление государственных премий Красноярского края в сфере общего и дополнительного образования. Награду его супруге вручил губернатор Красноярского края. Романа Васильевича очень ждут ученики. И мы все, конечно, тоже хотим, чтобы он и все наши земляки скорее вернулись домой, к своим семьям.
После встречи с главой города Роман Васильевич рассказал «Город и горожане», трудно ли готовиться к соревнованиям дистанционно, как он нашел учеников на Донбассе, и почему даже на СВО важно находить силы и время на самое главное – на детей.
– Роман Васильевич, вы своими глазами видите ситуацию в ДНР: что там сейчас происходит, жизнь меняется к лучшему?
– Государство наше, может, чуть-чуть медленное, но основательное. Да, где-то есть пока беспорядок, но Россия туда зашла, и она не уйдет никуда. Там вся инфраструктура переделывается, дороги строятся, кто бы что ни говорил.
Обидно было смотреть на Донбасс, на города, деревни: как в 90-х передали, ничего не изменилось. Никто не финансировал, никто ничего не делал, люди просто брошены. Мы приехали, самое элементарное: деньги перевести проблема, нет расчета по картам, снять невозможно – нет банкоматов, даже в Донецке. Сейчас смотришь, хоть в супермаркетах появляются. Государство должно заботиться о своих гражданах, а там никто не заботился.
– Приходит ли помощь из Железногорска, может, что-то еще нужно?
– Сейчас с главой хорошо поговорили, я рассказал, что, в общем-то, ничего дополнительно и не нужно. Сети нам очень пригодились. Был на передовой, начальник инженерной службы спросил: тебе сети нужны, наши в городе плетут. Нужны, конечно. Передали штук 35, наверное, они мне очень сильно помогли, позиции маскировали. Это очень большая помощь, спасибо всем, кто их делает. А в целом гуманитарка и снабжение налажены, всего поступает достаточно, спасибо. Да, там тяжело, люди гибнут. Но все будет хорошо. Спецоперация бы еще закончилась – и вообще отлично.
– Как к нашим военнослужащим относится местное население?
– Люди встречают по-разному: кто-то рад, кто-то говорит «это ваша война». Может, такие потом уедут или мнение поменяют. Но какое там отношение, повторю: нельзя так с людьми. Брошенные дети, с которыми никто не занимается.
– Позвольте, угадаем: неужели и там нашли учеников?
– Было у меня две недели отдыха, я занятия с детьми проводил. Подъезжаю к магазину, сидят пять человек на лавочке, моя категория – десять-двенадцать лет. Спрашиваю: «Что сидите?» Они: «А что делать?» – «Хотите планер построить?» – «Хотим». – «Тогда завтра здесь». Утром приезжаю, они сидят. Купил в магазине плитки потолочной, планеры сделали. Они подходят: «Учитель, а что завтра будем делать?» Смеюсь, вот и тут уже учитель. Так мы моделей семь за время моего отдыха построили.
Но про отношение к детям: планеры мы в клубе делали. Рядом школа, прихожу к директору, прошу дать мне преподавателя – научу делать модели, дальше сами сможете с детьми заниматься. Может, мне такой неудачный директор попался, но нашлась тысяча причин, почему это неинтересно и не нужно им. А шаблоны остались, материал остался, все пацанам отдал.
– А ваши воспитанники здесь как, справляются?
– Когда приезжаю, они радуются, думают, что я совсем вернулся. Ставлю задачи, что сделать, пока меня нет. Вот пример: группа моя ходит на черчение и некоторые решили, что предмет этот не имеет особого значения. А технический рисунок крайне важен. Вот, поругал, чтобы обратили на это внимание.
Директор нам помогает, деньги на направление выделяются. Сейчас приехал, меня спросили, что нужно приобрести. Наобум говорить не люблю, поэтому полтора дня ревизию в кабинете проводили, вчера лодки все вытащили, давай считать приемники и передатчики, что вышло из строя и надо заменить. В мае в Новосибирске всероссийские соревнования, как раз готовимся, определялись, что нужно приобрести.
– Отпуск совсем небольшой, а вы сразу на работу…
– Так это важно! Заниматься надо с пацанами, тогда все будет хорошо. Если мы ими не занимаемся, то это сделает кто-то другой. И кто это будет и что получится, неизвестно.
– Мальчишки наверняка спрашивают, как там, на передовой. Что рассказываете? И что вообще надо говорить сейчас детям?
– Особо не рассказываю, ни к чему это. Стараешься смягчить, какие-то смешные случаи вспомнить, подробности не слишком нужны. Самое важное, что я и детям говорю: мы точно победим.
София БЕЛОБРОВКА