2024 год – знаковый для железногорской системы образования: в уходящем году ей исполнилось ровно 70 лет. 43 железногорских учителя за свой труд удостоены звания «Заслуженный учитель Российской Федерации». Рассказать о каждом – задача неподъемная. Поэтому сегодня вспоминаем лишь несколько историй о выдающихся учителях и значимых событиях городского образования.
Навсегда в нашей памяти
12 декабря на сессии Совета депутатов ЗАТО г. Железногорск единогласно было принято решение об увековечении памяти Почетного гражданина ЗАТО г. Железногорск, заслуженного учителя школы РСФСР Маргариты Васильевны Яковлевой.
Впервые в городе будет установлена мемориальная доска учителю – на доме, в котором жила Маргарита Васильевна. Это признание ее заслуг в сфере образования – любимом деле, которому она посвятила жизнь.
Маргарита Яковлева – первопроходец Красноярска-26. После окончания физико-математического факультета Горьковского государственного педагогического института она приехала в город в 1953 году. Работала учителем физики школах №1 и №91, в 1965-1976 годах являлась инспектором в городском отделе народного образования исполкома горсовета. Возглавляла городской отдел народного образования в течение 11 лет – с 1976 по 1987 год. Неоднократно избиралась депутатом городского Совета депутатов.
– Все, кто работал с Маргаритой Васильевной, вспоминают, что она была очень требовательным руководителем, в высшей степени интеллигентным человеком, элегантной женщиной, с которой мы брали пример, – говорит заслуженный учитель РФ Елена Шаповалова. – Она обладала живым, ясным умом и жизнелюбием. Интерес к любимой профессии и делам коллег сохраняла до последних дней жизни.
Учитель – с компьютером на «ты»
В начале нулевых годов в нашу жизнь стремительно ворвалась компьютеризация. Детвора приняла это с восторгом, а вот педагоги боялись компьютеров, как черт ладана. И в тот период необходимо было помочь учителям перейти с компьютером на «ты». Для этого в 2005 году в городе был создан базовый Межшкольный методический центр для подготовки учителей к использованию информационных технологий.
– Это было очень значимое событие, – вспоминает заслуженный учитель РФ Татьяна Николаевна Берестова, в течение четверти века возглавлявшая методическую службу Управления образованием города. – Через наш методический центр прошло более 80% учителей города. Обучали железногорских учителей методисты созданного центра. Обучение педагогов дало мощный толчок к созданию ЦОР – цифровых образовательных ресурсов. Это был прорыв! Организация методического центра принесла пользу всем – школьникам, учителям и городу.
Свои достижения педагоги города неоднократно успешно демонстрировали на краевых образовательных форумах, следуя девизу: «Развивай традиции российского образования: Доступность. Вариативность. Качество».
Увы, уникальный опыт методической работы ныне утерян, как и городские методические объединения, которые давало учителям силы для творческого роста, опыт и знания. И это невосполнимая потеря. Необходимо возродить службу в новом формате – в этом убеждены педагоги Железногорска.
Школа на теплоходе
Работа с одаренными детьми была и остается одним из ведущих направлений в образовании города. Центром, где пестовали юные таланты, являлся Дворец пионеров – ныне Дворец творчества детей и молодежи. Помимо творческих направлений, железногорских школьников всегда привлекали занятия в НПЦ «Наука».
– В нашем центре «Наука» школьники участвовали и в интереснейших мероприятиях, и делали первые шаги в науке и будущей профессии, – вспоминает директор Дворца творчества, заслуженный учитель РФ Людмила Жихарева. – Огромной популярностью пользовалась профессиональная школа юристов. Разбираться в тонкостях юриспруденции ребятам помогали квалифицированные преподаватели – профессиональные юристы, доценты и профессора красноярских вузов. Занятия медициной, с приглашением преподавателей красноярского Мединститута, помогли многим ребятам определиться с выбором профессии. Сегодня в Клинической больнице №51 работают врачами выпускники НПЦ «Наука».
Самым ярким и увлекательным мероприятием центра «Наука» стала «Школа на воде». Летом 1993 года более 70 железногорских ребятишек, увлеченных наукой, совершили путешествие по Енисею на теплоходе «Чкалов» по маршруту «Красноярск-Дудинка-Красноярск». Помогли осуществить эту неординарную задумку администрация Железногорска и Управление образования. Это была не просто туристическая поездка, а учеба. Каждое утро интересные и познавательные занятия для ребят проводили студенты и преподаватели вузов Красноярска. Вечерний досуг также был содержательным: конкурсы, творческие состязания, тематические программы и, конечно же, танцы. Недаром летнюю школу на борту теплохода ее участники вспоминают до сих пор.
91-я всегда перваяъ
90-е годы в России часто называют «лихими». Но, как ни странно, именно в этот период руководством Железногорска уделялось особое внимание городскому образованию. В 1991 году по инициативе заслуженного учителя РФ Людмилы Ивановны Митюкляевой открылась гимназия №91.
Создание первой в городе гимназии шло через споры, бурные дискуссии. Многому пришлось учиться. Для этого педагоги города – Людмила Митюкляева, Лидия Голубинская и Елена Шаповалова ездили в Москву – знакомиться с опытом столичных коллег.
Гимназия стала для Людмилы Ивановны делом жизни. Ее способность неординарно мыслить, энергичность и умение заразить своим энтузиазмом учителей, родителей и учеников помогли воплотить идею в реальность.
– Школа действительно замечательная! – убеждена заслуженный учитель РФ Ия Николаевна Кирилова, методист гимназии №91. – Вместе с нашей гимназией я прошла ее зарождение и становление, формирование кафедральной системы, развитие института освобожденных классных руководителей, введение ФГОС, активное расширение научно-исследовательской и проектной деятельности в рамках школы Росатома и многое другое. Эти направления и выделяют гимназию №91 в образовательном пространстве города.
Педагогический коллектив единомышленников постоянно в поиске новых идей и целей развития. Такое стремление всегда двигаться вперед было заложено директором Людмилой Ивановной Митюкляевой. Сейчас этот намеченный путь достойно и успешно продолжает директор гимназии Татьяна Владимировна Головкина. Школа остается гарантом крепких знаний, успешности выпускников. Не случайно ее девиз: «91-я всегда первая!»
Все для здоровья наших детей
«Жемчужиной» городского образования по праву называли железногорскую санаторную школу.
– В 80-90-е годы в Железногорске обострилась проблема – рост числа заболеваний среди детей, который превышал общий показатель по России, – вспоминает создатель и директор санаторной школы, заслуженный учитель РФ Валентина Петровна Пасечкина, кандидат педагогических наук. – Перед администрацией города была поставлена задача – организовать образовательный процесс для больных детей и детей-инвалидов с сохранным интеллектом. В Железногорске была разработана и реализована модель специального оздоровительного образовательного учреждения – санаторной школы-комплекса с 1 по 11 класс, для детей с разной патологией. Было организовано обучение в условиях городской больницы, обучение и медицинская помощь детям на дому. К школе детей доставляли на специальных автобусах из разных районов города.
Для лечения детей в школе была создана прекрасная материальная база. В лечебном блоке ребятишки проходили процедуры массажа, физиотерапии, галотерапии, ароматерапии. Действовал ингаляторий и стоматологический кабинет. Для удобства ребят с нарушениями опорно-двигательного аппарата построили лифт, бассейн, приобрели различные средства передвижения.
Для того чтобы особенные ребята чувствовали себя успешными, эмоционально защищенными, в школу были приглашены опытные учителя, которые могли «подобрать ключик» к каждому. В санаторной школе была создана воспитательная система «Школьная страна «Родничок», окутанная романтикой: торжественное обещание, заповеди, галстук цвета чистой голубой воды и так далее.
Впервые в городе была организована «Телемедицина», это стало важной вехой в истории школы и образования города. Ее реализация стала возможной благодаря НПО МП.
Именно в санаторной школе впервые в городе появился адаптивный спорт. Благодаря мудрому наставнику, тренеру Виктору Васильевичу Соколову, многие ребята смогли достичь значительных успехов, стали мастерами спорта международного класса, мастерами спорта России.
Благодаря слаженной работе всего коллектива санаторная школа получила статус Авторской экспериментальной площадки Министерства образования России и Красноярского края, вошла в список «100 лучших школ России», внесена в реестр «Лучших образовательных учреждений России».
В 2010 году на базе школы открыт интернат для детей-сирот из детских домов Красноярского края, а также было организовано дистанционное образование для детей-инвалидов по всей территории Красноярского края, от Курагино до Норильска.
Ученики санаторной школы успешны в жизни, поступили в престижные вузы. У многих ребят была снята инвалидность. Дети и родители до сих пор помнят и благодарят за это коллектив школы.
– И сегодня успешно работает школа, продолжает многие традиции, внедряет новые современные технологии, но статус ее изменен, школу комплектуют не медики, а городская ПМПК. Теперь успешно функционирует не филиал, а краевая дистанционная школа. Я благодарна всем энтузиастам, кто вложил свои способности, талант и энергию в развитие прекрасного учреждения, в образование города и края, – говорит Валентина Пасечкина.
«Учитель из тебя выйдет»
– Счастье, когда можешь назвать своим наставником такого удивительного человека, как Лидия Александровна Голубинская, заслуженный учитель школы РСФСР, – делится воспоминаниями Елена Николаевна Шаповалова. – Почти пятьдесят лет назад по окончании пединститута я пришла работать в школу-новостройку №96, и с тех пор школа – теперь Гимназия №96 им. В.П. Астафьева – в моем сердце и памяти, как первая любовь. Помнится все до мелочей. Сборный педагогический коллектив, который на треть состоит из молодых учителей. В каждой параллели 4-5 классов по 40-42 ученика. Но уже 3 сентября на уроке у меня была директор Лидия Александровна Голубинская. Это было правило, которому неукоснительно следовали руководители школ, – обеспечивать методическое сопровождение молодых специалистов. Урок был посвящен анализу пушкинского «Узника». Наверное, что-то такое Лидия Александровна во мне разглядела, что позволило ей после детального анализа урока сказать: «Учитель из тебя выйдет». Почти полвека прошло, а я эти слова помню. К Лидии Александровне всегда могу обратиться не только за профессиональным советом, но и обсудить очередную книжную новинку или экранизацию классики. Для Лидии Александровны важно все, потому что ей удалось сохранить главное – интерес к жизни.
«9А нам завидовал»
– В 1968 году в нашу школу пришла работать Елена Ивановна Ромашова. Молодая, красивая, всегда безупречно одетая, она сразу удивила нас своей манерой обращения к ученикам на Вы, – делится воспоминаниями Наталья Гамза, выпускница 1970 года школы №98. – Нам повезло, Елена Ивановна стала нашим классным руководителем. И параллельный 9А стал нам завидовать: мы ходили в походы, интересно проводили праздники, КВН, вместе делали стенгазеты. Муж Елены Ивановны, Анатолий Алексеевич Ромашов, ходил с нами в походы и много фотографировал, а утром следующего дня Елена Ивановна приносила большую стопку фотографий. Не секрет, что физика – сложный предмет, но Елена Ивановна спокойно и умело помогала нам разобраться во всех тонкостях каждой темы. На протяжении 54 лет со дня выпуска мы продолжаем встречаться и общаться. В следующем 2025 году будет 55 лет, как мы окончили школу. Надеемся, что снова будут воспоминания и радость встречи с любимым педагогом – заслуженным учителем РФ Еленой Ивановной Ромашовой.
В 85 лет решает задачки по физике
– Николай Андреевич Дроздов, заслуженный учитель РФ, посвятил 37 лет образованию в нашем городе, большая часть из них связана со школой №93, – рассказывает о любимом учителе его дочь и ученица Елена Шаленко. – Влюбленный в свой предмет – физику, он постоянно штудировал с учениками теорию, решал задачи, ставил опыты, проводил лабораторные работы. По вечерам выводил учеников наблюдать за звездами в телескоп.
15 лет Николай Андреевич руководил методическим объединением учителей физики нашего города. Но не только одной физикой он жил и дышал. Николай Андреевич – большой любитель походов. Сотни его учеников помнят походы на избы, где приходилось рубить дрова, готовить еду. Самое яркое воспоминание – песни у костра. Свою любовь к пению он реализовывал в школьном мужском хоре и хоре «Росиночка». Многие годы он поддерживал развитие волейбола в нашей школе (команды юношей и девушек занимали тогда первые места по городу), работал с детьми в строительных отрядах, был воспитателем в лагере «Дружба». А сколько городов нашей страны его ученики посетили во время туристических поездок! В сентябре этого года Николаю Андреевичу исполнилось 85 лет. Несмотря на почтенный возраст, он и сейчас для тренировки памяти решает свои любимые физические задачи.
В математики – со школьной скамьи
В конце 80-х в городских школах остро не хватало учителей математики. Выход из положения нашла директор школы №178 Светлана Вениаминовна Левченко, заслуженный учитель РФ. По договоренности с педагогическим институтом, на базе школы были организованы подготовительные курсы для учащихся выпускных классов, чтобы ребята могли поступить в вуз и получить специальность учителя математики. И это сработало! Из 15 учащихся, закончивших курсы и поступивших в пединститут, четыре педагога по сей день преподают математику в школах Железногорска. Кстати, этот опыт можно и сегодня взять на вооружение.
Уроки, которые остаются в памяти
– Что бы ни говорили о разных формах получения образования, но преподаватели моего поколения верят, что лучшая из них – урок, – размышляет Татьяна Евгеньевна Белешникова, заслуженный учитель РФ. – Я учитель русского языка и литературы, а это два разных предмета, в преподавании которых больше различий, чем сходства.
Русский язык – это инструмент для изучения всех наук, поэтому нужно постараться, чтобы каждый владел им как можно лучше. Но русский язык – это правила, исключения, алгоритмы, инструкции, словом, все то, что не может нравиться ученикам. Поэтому надо очень постараться, чтобы школьники полюбили предмет. И я старалась влюбить их в себя, в русский язык, в слова, в их красоту, историю, необходимость.
В школьной программе по литературе огромное место занимает классика. И задача учителя – найти в классическом произведении то, что может приблизить его к современному школьнику. Всегда привлекают ребят ролевые игры на уроке. Интересно проходил суд над героем романа Гончарова «Обломов». Все было по-настоящему: обвинитель, защитник, судья, присяжные заседатели. Общественное мнение класса было, как ни странно, на стороне Ильи Ильича. Но после обвинительной речи наступила тишина. Обвинитель выдвинул 17 преступлений против человечества. И возразить ему у защитника не хватило аргументов. По решению присяжных заседателей был вынесен приговор. И такие уроки тоже остаются в памяти.
Учительский труд сложный, но все зависит от того, с каким настроением ты входишь в класс. Если любить профессию и учеников, то в этом и есть смысл нашей работы.
Марина ПАНФИЛОВА