Воскресенье, 09 Февраля, 2025
Железногорск, Красноярский край

Трасса мужества

29 января 2025 / Лица города / 0
Перегоночная трасса Аляска-Сибирь, также известная как маршрут ленд-лиза, представляет собой знаменитую транспортную артерию, соединяющую Соединенные Штаты с Советским Союзом во времена Великой Отечественной войны. Эта трасса прошла через территории с разными, порой очень тяжелыми, погодными условиями на всем ее протяжении. 
 
Создание авиаперегоночной трассы 
 
Строительство трассы «Алсиб» было вызвано необходимостью доставки военной техники, грузов и помощи союзникам, вовлеченным в конфликт. Поскольку большая часть Арктики и Сибири была практически недоступна, создание безопасного и надежного маршрута стало критически важным.
Тогда в октябре 1942 года Сталин вызвал к себе начальника полярной авиации Илью Мазурука с вопросом: «Можно ли по недавно проложенному Северному морскому пути доставлять самолеты из США?». Мазурук ответил, что это невозможно из-за отсутствия аэродромов, запасов топлива и сложных метеорологических условий. Сталин подошел к столу, перевернул календарные листы, что-то написал на одном из них и, обернувшись к членам Государственного комитета обороны Ворошилову и Новикову, сказал: «Послезавтра доложите. Трасса должна быть...».
 
В ноябре 1941 года на существующих аэродромах начались строительные работы. В Красноярске были удлинены две бетонные взлетно-посадочные полосы, построены рулежные дорожки и организованы стоянки для самолетов. В Якутске, где взлетно-посадочная полоса имела дерновое покрытие, возводились дополнительные сооружения. В 1942 году началось строительство базовых аэродромов в Киренске, Сеймчане и Уэлькале, а также промежуточных и запасных аэродромов в Алдане, Олекминске, Оймяконе в Якутии, Берелехе на Колыме и Марково на Чукотке.

Работы проводились организациями Наркомата обороны и Дальстроя НКВД. В мирное время на строительство этой трассы потребовалось бы пять лет. Однако в 1942 году первая очередь Красноярской воздушной трассы, протянувшейся от Аляски на 6306 километров, была завершена всего за 10 месяцев. 
Перегоночная дивизия была создана летом 1942 года в Иванове. Здесь летчиков обучали управлению американскими самолетами и проводили тренировочные полеты. В состав дивизии входило пять авиаполков. Осенью летный состав был переведен на трассу, а штаб и управление воздушной трассы находились в Якутске. 7 октября 1942 года из Фэрбанкса вылетела первая партия самолетов, состоящая из семи истребителей P-40, во главе с бомбардировщиком B-25, которым управлял сам полковник Мазурук. Путь до Красноярска занял 33 дня, и самолеты приземлились в Красноярске в город 16 ноября. 
На «Алсибе» бомбардировщики и транспортные самолеты перегонялись по одному или группами по два-три, в то время как истребители летели группами под руководством бомбардировщиков. Из Красноярска бомбардировщики доставлялись на фронт своим ходом, а истребители отправлялись в разобранном виде по железной дороге.
 
Трасса Аляска-Сибирь включала в себя ряд участков, где автотранспорт, а позднее и авиация, преодолевали огромные расстояния. Дорога в основном проходила через удаленные и суровые места, с реками, болотами и горными хребтами. Ключевой особенностью маршрута были также специальные аэропорты и операционные базы, которые обеспечивали поддержку в пути и позволяли осуществлять авиаперевозки.
Трасса Аляска-Сибирь сыграла важную роль в укреплении связей между двумя континентами и была началом нового этапа в логистике и грузоперевозках в условиях экстремального климата. Сегодня она остается символом мужества, настойчивости и инноваций, которые были проявлены человеком в стремлении преодолеть природные преграды.
 
От Аляски до Сибири
 
Американские пилоты доставляли самолеты до Фэрбанкса на Аляске, где их принимала советская военная миссия. В США один и тот же летчик перегонял воздушные судна от начального до конечного пункта маршрута, в отличие от СССР, где самолеты передавались по эстафетному принципу. Как мы уже упоминали выше, маршрут от Фэрбанкса до Красноярска был разделен на пять этапов, в результате чего были созданы пять перегоночных авиаполков (ПАП) первой перегоночной авиадивизии Гражданского Воздушного Флота.
Первый перегоночный авиационный полк перегонял самолеты из Фэрбанкса через Берингов пролив до Уэлькаля. Второй базировался в Уэлькале и перегонял «железных птиц» до Сеймчана. Третий ПАП осуществлял перевозки из Сеймчана в Якутск, четвертый – из Якутска в Киренск, а пятый – из Киренска в Красноярск. После передачи самолетов соседнему полку, пилоты возвращались на свою базу на транспортных суднах специальной эскадрильи, которая позже была преобразована в 8-й транспортный полк. На трассе также недолго функционировал 7-й ПАП, в котором летчики перегоняли самолеты от начала до конца маршрута, аналогично американской модели. Однако этот метод оказался неэффективным, и полк был расформирован.
 
Тайна сибирской тайги 
 
На последнем участке трассы «Киренск-Красноярск» 29 марта 1944 года в небо поднялись семь самолетов. Впереди, как и на протяжении всей миссии перегоночной трассы, шел лидер-бомбардировщик. За ним выстроились истребители Аэрокобра. По историческим данным, которые хранятся в архиве Музейно-выставочного центра Железногорска, когда до пункта назначения пилотов оставалось не более получаса, погода резко ухудшилась. Двум пилотам пришлось развернуть свои воздушные судна назад до Киренска, троим удалось прорваться до Красноярска, а вот два самолета так и не прибыли в пункт назначения. Один из них пилотировал Георгий Иосифович Самарцев. Его самолет упал недалеко от деревни Глубокий ручей Сухобузимского района, жители которой еще летом в 1944-м с почестями похоронили пилота. Тогда все найденные на месте крушения самолета документы были отправлены в военкомат. А вот место катастрофы второго воздушного судна обнаружили не сразу. 
 
Так, в начале 1980 года испытатель Научно-производственного объединения прикладной механики в городе Красноярск-26 Владимир Пашун вернулся после одного из походов. В деревне Усть-Кан, где он останавливался на ночлег, местный лесничий Потаев рассказал ему о найденных в тайге обломках военного самолета и человеческих останков. Местные жители обнаружили его еще после войны. Благодаря настойчивости Владимира Пашуна был сформирован поисковый отряд. 12 июня 1982 года комиссия нашла место крушения воздушного судна и зафиксировала все документально. 
 
«На территории Красноярского края, в районе деревни Усть-Кан в 26км от нее, в тайге, 12 июня 1982 года были обнаружены: место катастрофы самолета, о чем свидетельствуют разбросанные части самолета, а также часть останков человека <…>. На основании общего осмотра места катастрофы на месте обнаружены частично сохранившиеся части самолета, включая неполные элементы и фрагменты деталей самолета, а также обнаружены частично сохранившиеся останки и фрагменты экипировки летчика, –  говорится в акте от 12июня 1982 года, который хранится в архиве МВЦ. »
 
Из личных вещей пилота были обнаружены несколько пуговиц, расческа, часть унта и корсет, который носят раненые. Документов, удостоверяющих личность, на месте крушения найти не удалось. 
В июле 1985-го обнаруженные на месте катастрофы костные останки, а также фрагменты летного обмундирования осмотрел заведующий бюро судебно-медицинской экспертизы Александр Агапов. В своем акте он предположил, что согласно особенностям строения сохранившихся фрагментов крупных костей, они являются останками одного человека мужского пола.
 
«Учитывая данные осмотра места происшествия, наличие фрагментов летного обмундирования на месте обнаружения костных останков, установленный при осмотре бортовой номер самолета 42174, достоверные данные о пилоте, вылетевшем на этом самолете из Киренска в Красноярск, следует считать наиболее вероятным, что вышеуказанные костные останки и фрагменты летного обмундирования принадлежат военному летчику – лейтенанту Мошкею Василию Семеновичу, погибшему при катастрофе истребителя Аэрокобра американского производства, – говорится в акте патологоанатома Александра Агапова (оригинальный документ хранится в фондах архива МВЦ).»
 
80 лет памяти 
 
Василий Семенович Мошкей родился в селе Мошанское Витебского района Белорусской ССР. Выпустился из Читинской летной школы. В то время он добавил к своему возрасту два года, из-за чего в его личном деле указано, что он родился в 1916 году. На самом деле Василий Мошкей был младше, чем значилось в его анкетных данных. С первых дней войны он, как летчик-истребитель, активно участвовал в боевых действиях, получил серьезные ранения и попал в госпиталь. Именно там его повстречал полковник Илья Мазурук, который искал в свою секретную перегоночную дивизию настоящих специалистов – честных и надежных, прошедших через боевое крещение.
 
Напомним, авиатрасса «Аляска-Сибирь», длиной 6500 километров. За 10месяцев построено 16 аэродромов и 274 вспомогательных сооружения. Первая партия самолетов достигла Красноярска 29 сентября 1942 года, а всего за годы войны по маршруту «Алсиб» на фронт было отправлено 7308самолетов, из которых особенно ценными в боевом использовании были истребители P-39, или «Аэрокобра». Именно такой самолет потерпел крушение в устье реки Кан.  А пилот Василий Мошкей до сентября 1985 года числился среди пропавших без вести. 
 
– Он погибает в 44-м году, ему было 28 лет. На тот момент он уже участвовал в боях Великой Отечественной войны и успел получить ранение позвоночника. Я всегда воспринимаю события через призму мистики, особенно сейчас, – рассказывает почетный гражданин ЗАТО Железногорск, бывший директор Музейно-выставочного центра, член союза музеев России Валентина Александровна Попова. – Представьте себе: в тайге, в 42 году, он выполняет перелеты вплоть до 44-го. В марте происходят какие-то аномальные явления. Под самолетом, как говорится, на пузе лежит 900 литров бензина, прицепленного к Аэрокобре для следующего рейса. У него почти полный бак. На пятой перегоночной, так как перед Красноярском оставался последний отрезок пути, обычно подвешивали дополнительные баки под самолет. Говорят, что наши ребята, которые разбираются в этом, предполагали, что это было сделано специально для заправки в Красноярске или на других станциях. Летчик столкнулся с аномальной природой, загадочной магнитной горой, которая привела к размагничиванию приборов,  когда он очень близко подошел к земле. Но истинные причины остались неясны. 
 
Когда патологоанатом Александр Агапов просматривал останки костей погибшего, фрагмент пулевого ранения в позвоночнике сохранился. Тогда, сложив все пазлы воедино, и удалось установить личность без вести пропавшего пилота, который участвовал в секретной миссии по перегону американских самолетов. 
В сентябре 1985 года секретарь ГК КПСС Г.А. Овчинников просил разрешение у секретаря Сухобузимского РК КПСС на установление памятника и захоронения останков летчика Василия Семеновича Мошкея. В 1986 году 10 сентября состоялось торжественное захоронение на Аллее Славы городского кладбища Железногорска. 
Спустя 35 лет памятник был зарегистрирован, как объект культурного наследия местного значения.
 
История будет жить вечно 
 
В коллекции Музейно-выставочного центра Железногорска с 1986 года хранится множество экспонатов, связанных с историей знаменитой трассы «Аляска-Сибирь». Среди них можно найти элементы американского истребителя P-39 Аэрокобра – рацию, авиационное кресло, детали кабины и корпуса самолета. 
Кроме того, в фонде представлены фотографии и документы, касающиеся пилота Василия Мошкея, а также материалы, собранные в ходе семилетних поисков, направленных на обнаружение и идентификацию останков летчика и обломков самолета, который разбился в енисейской тайге во время Великой Отечественной войны. 
Эта коллекция является важным свидетельством истории и памяти о событиях ВОВ, и помогает сохранить наследие, связанное с героизмом и мужеством летчиков того времени.
 
Подготовила Полина ЧЕРЕМНЫХ 
с использованием документов, которые хранятся в архиве МВЦ Железногорск.
Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения

Важно

Выбираем новые общественные пространства!
В этом году Железногорск снова примет участие во Всероссийском конкурсе по отбору лучших проектов в сфере создания комфортной городской среды в малых городах. 
На ГХК стартовал волонтёрский проект «80 добрых дел»
Волонтерский проект «80 добрых дел» направлен на улучшение жизни жителей Железногорска с участием сотрудников Горно-химического комбината, членов их семей.
Коробка храбрости
В Железногорске стартует ежегодная благотворительная акция по сбору игрушек «Коробка храбрости», которая приурочена к Международному Дню детей больных раком – 15 февраля
Как передать показания и оплатить ЖКУ в 2025 году?
С января 2025 года АО «КРАСЭКО-ЭЛЕКТРО» самостоятельно собирает показания приборов учета, обрабатывает их, производит начисления и предоставляет консультации.
Более 7 миллионов россиян стали пользователями приложения «Госуслуги.Дом»
Приложение «Госуслуги.Дом» функционирует на основе данных государственной информационной системы ЖКХ и упрощает процесс решения вопросов в жилищно-коммунальной сфере, предоставляя все услуги в одном месте.