Понедельник, 23 Декабря, 2024
Железногорск, Красноярский край

Мой папа самых честных правил

22 апреля 2019 / Время отцов / 0
Об этих людях известно многое. О них написаны статьи, им посвящены разделы в книгах и сборниках, посвященных истории города, их имена запечатлены на мемориальных табличках. Но эти мужчины были не только почетными строителями, общественными деятелями, мегапрофессионалами и патриотами Страны Советов. Еще они были замечательными любящими отцами. Дочь первого директора городского парка Анатолия Буланова и сын замначальника Управления строительства «Сибхимстрой» Петра Даниловского в рамках проекта газеты «Время отцов» вспомнили, какими были их папы: чему учили, чем баловали, о чем мечтали.

И крокодил в коробочке

Первого крокодила для звероуголка, который открылся на территории парка в 1966-м «с наличием 20 особей животного мира», привез из Свердловска его директор Анатолий Буланов. Кеша (так назвали животное) был тогда совсем крошечный, поэтому прибыл в закрытый город в коробке. Потом он, конечно, вырос. И прожил более 25 лет.
А вообще, история зоосада началась с появления бурого медвежонка. Малыша подобрали в тайге охотники и принесли Буланову. Мол, медведь нужен?
- Конечно! - не раздумывая, откликнулся Анатолий Антонович, выкупил Топтыгина и первое время содержал его на свои личные средства и водил за собой по парку на веревке.
- Даже домой его однажды приводил, - вспоминает Ирина Анатольевна. - Мне тогда было лет пять.
Еще Ирине запомнился лев, в клетку к которому однажды забрела… собака! Никто не знал, откуда она взялась и почему не испугалась Царя зверей. Возможно, за эту отвагу лев гостью и не тронул. Совсем как в рассказе Льва Толстого.
- Помню, как мы ходили и смотрели на эту странную парочку, - вспоминает женщина. - Звери, между прочим, жили в своем вольере дружно: лев собачку не обижал, да и та не наглела. - Помню, как мы ходили и смотрели на эту странную парочку, - вспоминает женщина. - Звери, между прочим, жили в своем вольере дружно: лев собачку не обижал, да и та не наглела.
Правда, чуть позже хищник все-таки начал проявлять агрессию, и соседку пришлось отселить. Как вспоминает Алла Сафонова, которая в те годы работала заведующей зоосадом, львиной подруге даже будку отдельную построили, но собака сильно тосковала. От тоски и умерла…
Когда Анатолия Буланова назначили директором, парк так именовался только на бумаге. На самом деле на огромной территории в 24 га кроме зеленого массива практически ничего не было. Имелось 2 аттракциона - «Молот» и «Быка за рога», 8 парковых скульптур, танцплощадка на 50 пар и единственный торговый киоск. Еще - неработающий фонтан, легкое сооружение летнего типа под названием «Читальный зал» и павильон под строительную технику для выставок треста «Сибхтмстрой». Кабинет самого директора находился в небольшом домике возле будущего зоосада.
С первого года работы Анатолий Буланов начал преобразовывать вверенные ему владения. Сперва он отменил плату за вход (раньше горожане платили за это рубль). Кстати, примерно столько же стоила тогда булка хлеба. Затем организовал курсы по подготовке массовиков-затейников, и те со временем начали проводить театрализованные представления и народные гуляния.
На танцплощадке вместо играющего по вечерам аккордеониста появился полноценный духовой оркестр - Анатолий Антонович лично договорился с командиром местной войсковой части. С этого момента билеты на танцевальные вечера можно было достать с трудом, а счастливчикам, кому это удавалось, приходилось мириться с теснотой.
При Буланове начали строить причал и лодочную станцию на озере. Он убедил городские власти, что для культурного отдыха парку нужны собственные лодки, и отправился за ними в Ленинград. Буланов не прогадал: на привезенные тридцать фанерных лодок народ с вечера принялся занимать очередь. Со временем количество судов увеличилось до 110.
Число аттракционов возросло до 16-ти, выставочный строительный павильон стал бильярдным залом. Анатолий Буланов был прекрасным стратегом и смело шел на риск, когда требовалось получить разрешение на строительство тех или иных объектов. Так, в парке был построен Концертно-танцевальный зал, замаскированный под спортивное школьное помещение. Ведь в те годы из-за непреложных законов социалистической экономики получить разрешение на возведение объекта культуры было ой как непросто, зато образовательные объекты строить не возбранялось.
Парк расцветал благодаря Буланову, причем в прямом смысле этого слова - директор самостоятельно высаживал цветы на клумбах главной аллеи и ухаживал за ними.
Анатолий Антонович особо гордился премией, полученной в 1985 году за природоохранную пропаганду. Ведь это по его настоянию в парке огораживались муравейники, оберегались семейства белок, подкармливались ондатры, селившиеся на берегу озера. Сам парк, как живой биологический организм, уцелел потому, что его руководитель распорядился не убирать на субботниках и воскресниках сухую траву и листву, понимая, что это приведет к гибели лесного массива. Любовь к природе передалась и дочери: в своем огороде Ирина Анатольевна каждое лето разбивает цветники и вспоминает, с каким благоговением это делал ее отец.
Анатолий и Роза Булановы приехали в закрытый город в 1958-м. Ирине тогда еще года не было. В малышке отец души не чаял. Тем более всегда мечтал о дочери.
Как-то раз, во времена своей юности, Толик Буланов попал в больницу. Там за ним ухаживала медсестра по имени Ирина Анатольевна. Своей добротой и заботой женщина произвела на деревенского парня из многодетной крестьянской семьи неизгладимое впечатление, и когда спустя годы у него родилась дочь, он назвал ее Ириной.
- Папа безмерно меня любил, - вспоминает Ирина Анатольевна. - Я всюду бегала за ним и, можно сказать, выросла в парке. Родители оба трудились в культуре (Роза Федоровна была ответственной за эту сферу в Сибхимстрое. - Авт.), поэтому все выходные и праздники они работали. Когда мама уезжала на сессию, меня подкармливал весь коллектив парка, а папа научился заплетать мне косички. Он делал их тугими, как канаты. В кабинете отца стоял черный кожаный диван. Я забиралась на него и наблюдала за тем, как отец работает. Это были самые счастливые моменты моего детства.
В фотоальбоме Булановых снимки членов семьи чередуются с видами парка: Ирочке годик - главная аллея без фонтана, Ирочка с папой - аллея уже с фонтаном, Ирочка с мамой - установка нового аттракциона, Ирочка пошла в первый класс - концерт на летней эстраде.
Анатолий Антонович был музыкальным человеком, играл на нескольких инструментах, любил классическую музыку. Маленькая Ирочка обожала кружиться в танце под «Амурские волны» Кюсса, когда отец виртуозно воспроизводил эту мелодию на аккордеоне.
Буланов мечтал, чтобы на летней эстраде для горожан давал концерты настоящий симфонический оркестр. К сожалению, задуманное так и не осуществилось.
- Еще папа любил природу, - рассказывает Ирина Анатольевна. - Он знал каждое дерево в парке, катал меня на лодке по озеру, сам выращивал цветы. Даже когда вышел на пенсию и обустроил собственную пасеку в Сухобузимском районе, сплотил вокруг себя всех тамошних пчеловодов. Папа везде становился лидером, обладал мощной созидательной энергией, умел работать с людьми. Своим собственным примером учил меня честности и порядочности.
Анатолий Буланов отдал парку лучшие годы своей жизни - руководил им почти 30 лет - и за это время превратил его в любимое место отдыха жителей города и его гостей.
- Ирина Кислова достойно продолжает дело моего отца, - говорит его дочь. - Она молодец!
Порядка двухсот тысяч человек посещают парк Железногорска ежегодно. Основная часть попадает сюда через главные ворота, где на левой пропилее в 2016 году была установлена мемориальная доска Анатолию Буланову. Иногда возле мужского портрета останавливается женщина с грустными глазами. Женщину зовут Ирина Анатольевна.
- Привет, папа! - тихо произносит она каждый раз.
 - Привет, доча! - слышит в ответ родной голос.

Продолжая традиции

Заслуженный строитель РСФСР, замначальника Управления строительства «Сибхимстрой» Петр Даниловский - личность для города легендарная. В свое время он обеспечивал бесперебойное снабжение стройки, функционирование транспортных и обслуживающих подразделений, занимался решением социально-экономических проблем и улучшением быта работников. Петр Дмитриевич работал с Царевским, Андреевым, Консуловым, Штефаном, Панусом. Всю жизнь прожил в любви и уважении с единственной женщиной, вместе с которой воспитал двоих сыновей.
Старшему - Александру Петровичу, которого в семье Даниловских до сих пор называют Аликом, уже 80. Чтобы расспросить его об отце, я приехала в Центр космической связи «Железногорск», где мой собеседник 12 лет работает ведущим специалистом. Вся его профессиональная деятельность связана с космосом, и про него самого впору книжки писать.
Даниловский-младший к нашей встрече подготовился. Принес из дома стопку семейных фотографий. Я рассматривала уникальные раритетные снимки и дышала через раз, ведь на меня, как из рога изобилия, сыпались фамилии великих и недосягаемых: Королев, Гагарин, Леонов, Лебедь, Титов, Решетнев. С последним Даниловского связывала не только служба - 20 лет Александр Петрович был заместителем основателя НПО ПМ (ИСС), но и многолетняя дружба.
Кабинет Даниловского - маленький музей космической и собственной славы. На стенах фотографии с профессорами, академиками, космонавтами. На столах и подоконнике - книги с автографами, медали, макеты космических кораблей, спутников…
- Всегда с уважением относился к своей работе, - говорит Александр Петрович. - Это у меня от отца!
Когда Саша Даниловский был еще ребенком, отец задумал отдать его в суворовское училище. Он обратился за помощью к своему другу - полярному летчику Герою Советского Союза Ивану Черевичному и тот однажды привез мальчику настоящий китель.
Красивая форма стала одним из самых сильных потрясений детства семилетнего Алика, и хотя с военным училищем в дальнейшем ничего не вышло, фотография, на которой маленький офицер обнимает своего отца, бережно хранится в семейном архиве.
Старший сын Петра Даниловского родился в Красноярске в 1938 году. Через девять лет на свет появился второй сын - Сергей. В 1954-м семья переехала в Красноярск-26, куда глава семейства был приглашен начальником стройки генералом Михаилом Царевским по рекомендации Первого секретаря Красноярского крайкома партии Николая Органова.
- До приезда в город отец служил в органах, - поясняет его сын. - Дослужился до капитана. Структура, куда его пригласили, была ему незнакома. Но папу трудности никогда не пугали. Наоборот, только подстегивали. Партия сказала надо - значит, надо!
С работы Петр Дмитриевич возвращался за полночь, где его всегда ждал горячий ужин, и никогда ни тени упрека со стороны любимой жены Фисы.
- Успех мужчины во многом зависит от его женщины, - утверждает Александр Петрович. - Этому меня научили мои родители, и мы с моей женой Люсей вместе уже 55 лет.
Даниловский-старший трудился постоянно, дневал и ночевал на своей стройке. Полностью посвящать себя общему делу вообще было свойственно людям того поколения. Они вели за собой, они возводили целые города, они поднимали страну в послевоенные годы. Они - созидатели!
- Поэтому когда Союз развалился и грянула перестройка, - с горечью вспоминает Александр Петрович, - отец не смог этого пережить. Да и многие тогда не смогли. То, что они строили и создавали потом и кровью, вдруг стало никому не нужным, беспощадно разворовывалось и рушилось без сожаления. Мой папа был честным человеком, патриотом, настоящим коммунистом. Ему были чужды жажда наживы и карьеризм. Так он воспитывал и нас с братом. Он осознанно отказывался от излишеств и роскоши, запрещал нам строить гаражи, покупать дачи и пользоваться служебным положением в личных целях. Это была его принципиальная позиция.
Но однажды Александр Петрович все-таки задумал построить гараж. Автомобилисту без него никак нельзя. Невозможно просто!
Даниловский выкопал яму, подготовил площадку для фундамента и попросил младшего брата привезти ему швеллер. Сергей в то время работал в Управлении механизации начальником участка и жил в коттедже родителей на Горького. В общем, доступ к грузовой технике у него имелся. Брат вызвался помочь и ничего лучше не придумал, как привезти металл во двор родительского дома и сгрузить под яблоней.
Поздно вечером вернулся с работы Петр Дмитриевич. Увидел швеллер, допросил жену с пристрастием, а потом решительно разбудил младшего сына.
- Чье там богатство под деревом лежит? - спросил строго.
- Так это для Алика, - спросонья пролепетал Сергей. - Он гараж строит.
- Чтобы через час здесь ничего не было!
- Но ведь ночь на дворе! - воспротивился сын. - Где я кран сейчас возьму?
- Ты меня слышал!
Сказал как отрезал. Сергею пришлось окончательно проснуться и выкручиваться всеми правдами и неправдами. Больше речи ни про швеллер, ни про гаражи братья при отце никогда не заводили.
- Папа во всем такой был, - утверждает Александр Петрович. - Идейный, упертый, порядочный. Когда я в молодые годы по дурости бросил институт, то пришел к отцу. За помощью. Он меня выслушал и сказал:   «Ты сам принял это решение, теперь иди и работай. Начинай с самых низов».
- И вы пошли? - ахнула я.
- А куда деваться? - рассмеялся мой собеседник. - Устроился на завод фрезеровщиком и прошел путь до начальника цеха. Потом я, конечно, и техникум окончил, и институт, но отцовский наказ запомнил навсегда. Хочешь чего-то добиться в этой жизни - поблажек не жди. Иди и добивайся!
Даниловский-старший был не только требовательным к сыновьям и своим подчиненным, в первую очередь он так относился к самому себе. В его доме не было золотых унитазов, медвежьих шкур, шкатулок с бриллиантами и хрустальных люстр из дворцов. Все семейные торжества (даже свадьбы!) Даниловские отмечали собственными силами в домашних условиях, мегавечеринки в дорогих ресторанах никогда не закатывали. Мало того, когда Петр Дмитриевич ушел в мир иной, то во дворе его дома даже доску не нашли, чтобы поставить на нее гроб с покойным для прощания. А ведь он всю свою жизнь отработал на стройке.
В прошлом году на фасаде дома 25 по улице Ленина открыли мемориальную доску, посвященную Петру Даниловскому. В этом доме он прожил много лет, и памятная табличка была установлена по инициативе его старшего сына при поддержке Главного военно-строительного управления №9. Автор - заслуженный скульптор России Константин Зинич.
- Это знаковое событие для нашей семьи, - произнес на торжественной церемонии Александр Петрович. - Я благодарен всем, кто внес свой вклад в осуществление моей идеи.
Несмотря на свой почтенный возраст Александр Петрович по-прежнему принимает активное участие в общественной жизни коллектива ЦКС и городских мероприятиях. Встречается с молодежью, передает свой богатый опыт.
Даниловский продолжает и поддерживает традиции, заложенные выдающимися людьми, основателями Железногорска, одним из которых был его отец.

Маргарита СОСЕДОВА

Фото с сайта ПКиО и из семейных архивов Булановых и Даниловских.
Благодарим за помощь в подготовке материала Парк культуры и отдыха им.Кирова
Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения