Пятница, 22 Ноября, 2024
Железногорск, Красноярский край

СчастливаЯ!

28 января 2019 / Железногорцы / 0
Заслуженный работник культуры Российской федерации Галина Семеновна Власкина считает себя счастливым человеком. Ведь это действительно счастье, когда у тебя большая дружная семья и любимая работа, от которой душа поет. Галина Семеновна бессменно руководит самодеятельным народным ансамблем «Росиночка» 48 лет.

В закрытый город 22-летнего хормейстера с дипломом Минусинского культпросветучилища пригласила директор ДК Нина Ивановна Турсунова. Они раньше вместе работали в красноярском ДК «Сибтяжмаш». Галина Семеновна хорошо помнит день, когда она впервые попала в Красноярск-26. Это было 9 января 1970 года.

- Раньше я появиться никак не могла - «снегурила» на новогодних праздниках, - рассказывает Власкина. - За мной приехали на большой машине, но кроме чемодана и журнального столика у меня ничего не было. В Красноярске я жила с мамой, поэтому мебелью еще не обзавелась. Меня сразу привезли в ДК, там как раз проходил новогодний утренник. Под елкой сидел молодой человек и играл на гармошке. Это был Леонид Власкин. Мне тут же сообщили, что в ДК срочно требуется Снегурочка. Дескать, Дед Мороз есть, а его сказочной внучки нет. Так первым моим заданием стала роль Снегурочки. А на первой планерке директор Дворца культуры сказала: «Вот это Леша-баянист, а это Галя-хормейстер, вы будете вместе работать».

Молодому специалисту скучать и оглядеться не дали, а сразу окунули в работу. В те годы на базе ГХК активно развивалась цеховая самодеятельность. Галине поручили вести хор работников детских дошкольных учреждений. Первое время репетиции проходили в клубе «Бирюсинка», который находился в подвале общежития по Парковой, 22. А когда к женскому хору детских садов присоединили мужской хор ГРЗ ГХК, то новому коллективу выделили отдельное помещение в ДК. Так родился ансамбль народной песни «Росиночка», концертмейстером которого стал Леонид Власкин.

- Сложилось так, что друг без друга мы уже не смогли, - говорит Галина Семеновна. - В 1971 году мы Леонидом Леонидовичем сыграли свадьбу. Муж успешно окончил красноярском музыкальном училище, и ему предложили поступить вне конкурса в новосибирскую консерваторию. Но он отказался, и тогда продолжить образование решила я - через пять лет окончила без отрыва от производства дирижерско-хоровое отделение Института культуры в Улан-Удэ. А потом еще 20 лет ездила на курсы повышения квалификации в Шушенское, где была организована творческая лаборатория. Они меня многому научили, ведь занятия у нас вели ведущие специалисты хора имени Пятницкого: великолепные музыканты и хореографы. Много лет на этих курсах преподавала и Галина Владимировна Фуфаева, хормейстер хора Пяницкого.

Каждый раз, возвращаясь из Шушенского в Красноярск-26, Галина Власкина чувствовала себя окрыленной. Она знала, что ее творческие планы непременно осуществятся. Ее «Росиночка» набиралась опыта и мастерства вместе с ней. Рос уровень профессионализма и других творческих коллективов закрытого города. Галина Семеновна вспоминает, что художественная самодеятельность развивалась во всех жанрах, а не только в народной песне. После основной работы люди с удовольствием приходили в ДК и клубы по месту жительства - пели, танцевали, ставили спектакли. И времени у них на все хватало. А руководители самодеятельных коллективов старались приблизиться к уровню профессионалов, поэтому на концертах в ДК всегда был аншлаг. Например, фестиваль «Здравствуй, песня», где выступали самодеятельные артисты из других закрытых городов, шли по 3-4 часа, всегда при переполненном зрительном зале. И не потому, что других зрелищ не было - в те годы в закрытый город часто привозили звезд эстрады и театра. Но, видимо, народная песня тогда была людям ближе, чем сейчас, считает Галина Семеновна.

- Не все, кто хотел петь, обладали сильным голосом, однако прослушивания мы не проводили, - говорит Власкина. - Для народной песни необязательно иметь выдающиеся вокальные данные. Нужно, чтобы пела душа. Пусть у тебя несильный голос, но всем обликом надо показать, как ты чувствуешь музыку и слова. И тогда зрители почувствуют энергетику и тепло, которые ты им передаешь. Но у меня были двое удивительных участников коллектива. Они каким-то образом просчитывали пение математически. Что называется, позвали алгеброй гармонию.

В 70-е, когда хор организовался, в нем занималась только молодежь. Оно и понятно, ведь пожилых людей в юном городе проживало мало. Самодеятельные артисты взрослели вместе с коллективом. Конечно, с тех пор состав менялся уже много раз. Прежде всего потому, что занятия художественной самодеятельностью - это большой труд. Чтобы получить хороший результат, необходимы стабильные занятия, набегами тут не обойдешься. Но заниматься в ансамбле по два-три часа три раза в неделю удавалось не всем. Оставались лишь самые преданные. Иван Сумин, к примеру, в «Росиночке» занимался 40 лет, а Валентина Березкина - 45. Сегодня удержать людей в коллективе еще сложнее. Многие работают на двух, а иногда и трех работах, - такова экономическая ситуация в стране. С концертами «Росиночка» давно уже никуда не выезжает - нет средств, чтобы заказать транспорт. Да и в городских праздниках участвует не всегда. Говорят - неформат. Эта ситуация не стимулирует артистов.

- Зачем репетировать, когда твое творчество никому не нужно? - с горечью спрашивает Власкина. - Наша прямая обязанность - просветительская работа и развитие творческих способностей населения, а получается, что мы людей вынуждаем идти в подворотни. Печально, что к художественной самодеятельности сегодня изменилось отношение. Нужно бережнее относиться к народному наследию и к людям, которые его сохраняют несмотря ни на что. Неправда, что незаменимых людей нет. Я помню, в ДК был замечательный самодеятельный ансамбль танца «Молодость», которым руководил Анатолий Максимович Шиховцев. Когда он покинул этот мир, ансамбль распался. Так всегда случается, когда нет лидера, цементирующего коллектив. В 1981 году перестал существовать Академический хор. Его руководитель Людмила Петровна Маслова уехала из города. То же самое произошло и с ансамблем бального танца «Виктория» - через год после увольнения Марии Кузнецовой люди перестали заниматься в этом коллективе.

Я больше чем уверена, что такая же участь постигнет и «Росиночку», когда мы с Леонидом Леонидовичем уйдем.

Но долго грустить Галине Семеновне некогда - у нее еще много планов и идей, которые есть кому осуществлять, ведь в ее «Росиночке» много молодежи. Да-да! Кому-то это покажется странным, но молодые мужчины и женщины с удовольствием поют в хоре народной песни. А недавно к Власкиной пришли участники распавшегося мужского хора ИХЗ. Будут петь народные и казачьи песни, пообещала им Власкина.

- Когда меня спрашивают, захотела бы я что-то изменить в своей судьбе, если бы мне заново пришлось прожить жизнь, то я всегда отвечаю, что было бы все точно так же, - утверждает Галина Семеновна. - Я очень люблю свою работу, люблю людей, а «Росиночка» - это мое детище. И самое главное, меня всегда поддерживает моя творческая семья: муж и дочери. Ирина, младшая, руководит этнографическим коллективом «Талан», а старшая Ольга - ансамблем «Сибирята». Богаты мы и внуками: пять мальчиков и одна девочка! Это и есть счастье!

Марина СИНЮТИНА
Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения