Судьба нашей сегодняшней героини - Аллы Константиновны Сафоновой - вполне может стать сюжетом для художественного фильма. В свое время эта женщина сыграла не последнюю роль в спасении Красноярска-26 от эпидемии ящура, присутствовала при вскрытии слона, привезла в наш зоопарк льва и тигров, помогла узбекам избавиться от крыс, усыновила ребенка и даже похищала солдат из войсковых частей. А последние 30 лет является председателем некоммерческой общественной организации «Комитет солдатских матерей» в Железногорске.В Сибирь!В мае 1961 года в возрасте 23 лет Алевтина (по документам) Сафонова приехала в наш город из Оренбурга. На тот момент
здесь уже служил ее супруг - Андрей, и когда без пяти минут дипломированному ветеринару Алле (все зовут ее именно так) пришел вызов из части мужа, она, не раздумывая, согласилась переехать в Сибирь. Правда, чтобы сюда попасть, пришлось ждать три месяца, пока по различным инстанциям ходила анкета, и поработать в одном из сел Красноярского края.
Наконец, когда добро от режимного отдела было получено, Аллу встретил замначальника строительства Петр Даниловский и повез на собеседование к генералу Петру Штефану.
- В те годы в городе было 15 войсковых частей, и в каждой - хозяйство, - вспоминает Алла Константиновна. - Меня назначили начальником ветеринарного лазарета войсковой части 0687, где было более двухсот лошадей и служебные собаки.
Не секрет, что вместе с военнослужащими наш город строили заключенные, в том числе осужденные по тяжким статьям. А в ведении молодого ветврача имелась фляга с морфием, о чем, конечно, в части все прекрасно знали.
Как-то раз в кабинет к Алле Сафоновой заявился посетитель.
- Плесни-ка, начальник, - попросил, как приказал, мужик, протягивая пустую бутылку. Сафонова догадалась, о чем речь, но идти на поводу незваного гостя не собиралась. Не такой у нее характер!
Хотя испугалась тогда не на шутку - зэк был страшный, одной левой зашибет и не побрезгует. На помощь молодому врачу пришел фельдшер по имени Леонид, он заведовал аптекой. Леня практически на пинках выгнал наглого визитера и пригрозил добавить срок за домогательство. Больше любители халявного морфия в лазарет не приходили.
В соседней войсковой части было свиноводческое хозяйство, где Алла Сафонова тоже оказывала ветпомощь. День начинался с обхода владений и осмотра четвероногих пациентов. Больных лечили, здоровых по необходимости прививали.
Алла знала свое дело в совершенстве - в институте была одной из лучших студенток. Кстати, родной брат Сафоновой - Вячеслав Константинович Копытин тоже был ветврачом. Он преподавал в филиале Тимирязевской академии, а когда американцы подарили генсеку Никите Хрущеву двух бычков герефордской породы, то животные содержались в Оренбурге под присмотром брата нашей героини. Настолько ему доверяли!
Космонавт ЮркаПосле демобилизации Андрей Сафонов окончил техникум и устроился на Горно-химический комбинат. У супругов родился сын, но, к сожалению, через год мальчик умер. Нянька выронила из рук, малыш ударился затылком о каменный пол.
Алла Константиновна до сих пор плачет, вспоминая о своем Вовочке. Но тогда, в 60-е, она от горя едва не наложила на себя руки - спасли любовь мужа и работа. Правда, после трагедии женщина никак не могла забеременеть, несколько лет безуспешно лечилась и как-то попала на прием к известному в своих кругах врачу-гинекологу.
- Вы абсолютно здоровы, - вынес вердикт именитый доктор.
- Но я не могу иметь детей! - напомнила Алла.
- Вам нужно усыновить ребенка, - неожиданно прозвучало в ответ. - После этого у вас появятся свои дети. Есть такое - поверье.
Дома Алла поделилась этим далеким от медицинской сферы советом с мужем. А еще рассказала обо всем подруге Татьяне, которая жила за стенкой и работала акушеркой в роддоме.
На следующий день запыхавшаяся соседка появилась на пороге Сафоновых:
- В это трудно поверить, но сегодня ночью нам подкинули ребенка. Ему всего 14 дней!
Крошечного Юрку (такое имя малышу дали медсестры) родная мать завернула в красный флаг и с верхнего этажа роддома спустила на веревке на первый. К посылке прилагалась записка, в которой женщина отказывалась от ребенка. Парень, слава богу, выжил - вовремя обнаружили, а Юрой нарекли в честь первого космонавта Юрия Гагарина, ведь в какой-то степени мальчик тоже совершил свой полет.
Сафоновы усыновили новорожденного, а на подмогу вызвали из Оренбурга бабушку - маму Аллы Константиновны. Из-за того что ребенок родился недоношенным, врачи родителей предупредили - скорее всего, мальчик не будет ни ходить, ни говорить.
Но вопреки всему Юра стал не только ходить, но и бегать, а говорить сразу целыми предложениями.
А город подумал - ученья идутОднажды в пять утра в квартире Сафоновых раздался телефонный звонок. Звонили из войсковой части Первомайского.
- У нас свиньи на култышках ходят! - кричал в трубку напуганный до смерти фельдшер.
- Успокойся! - приказала начальник лазарета. - Скоро буду!
Страшный диагноз женщина определила сразу - ящур! Острая зоонозная вирусная инфекционная болезнь. Причем инфекция оказалась определенного типа, ею могли заразиться люди.
Кому-то из солдат пришла посылка - прислали колбасу домашнего копчения. В ней и был вирус. Вояки деликатес съели, а очистки выбросили в пищевые отходы, которыми с удовольствием полакомились свиньи. Эпидемия в свинарнике распространялась быстро, действовать нужно было оперативно: ликвидировать больных животных, изолировать здоровых, а главное - не выпустить ящур за пределы части и города. Из региона прибыла специальная бригада медиков, и спустя месяц общими усилиями болезнь удалось локализовать.
За успешно выполненную операцию Алла Сафонова получила тройную месячную зарплату, телевизор «Электрон» и новую должность - ее назначили главным ветеринарным врачом города.
У меня зазвонил телефонРаботы у главного ветврача города было много, ответственности тоже. К мнению женщины прислушивались, профессионализм уважали, но платили мало. А жить как-то надо. Тем более в семье уже было двое детей - через четыре года после появления Юрки у Сафоновых родилась дочь Ольга. Эскулап оказался прав!
Поэтому Алла Константиновна перешла работать старшим ветеринарным врачом в совхоз «Додоново», где в конце года выдавали по семь окладов. Да и ежемесячная зарплата оказалась больше прежней на 20 рублей. А в те годы это были деньги!
Жители деревни Сафонову боготворили. Специально ждали ее, чтобы только она посмотрела животное. Многое женщина переняла у Кима Кимовича Бобылькова, он тоже работал в совхозе. Своего учителя Алла Константиновна вспоминает с нежностью и благодарностью. Называет его ветврачом от бога, который трепетно относился к каждому своему пациенту.
- Случаи разные были, - рассказывает наша героиня. - И днем приходилось выезжать на вызовы, и ночью. Муж ворчал, мол, сколько можно?! Один раз я торжественно пообещала, что все - больше ни-ни, и вдруг поздно вечером - стук. Приехал мужчина. Спасите, кричит! Корова помирает, картошкой подавилась. А ей вот-вот рожать. Буренку тогда спасли. И теленка тоже. Картошка из коровы вылетела, как пуля. Даже забор пошатнулся. А на следующий день хозяин снова у дверей - гостинцы в знак благодарности привез. И не выгонишь ведь - кормилицу спасли!
В Додоново Сафонова отработала пять лет. Потом в совхозе сменился директор, с которым ни профессиональные, ни человеческие отношения не сложились.
Алла Константиновна переживала, уходить из коллектива не хотелось, но оставаться было нельзя. На работу ветврача не пускали, даже пропуск заблокировали. Как быть?
И вдруг снова звонок. Звонил директор парка Анатолий Буланов, которому несколько лет назад до этого Сафонова помогала создавать зоосад.
- Пойдешь ко мне работать? - спросил сразу в лоб.
- Со мной непросто! - предупредила женщина.
- Со мной тоже! - пообещал Анатолий Антонович.
Гарны да слоныВ парке Алла Сафонова исполняла обязанности и ветеринарного врача, и зоотехника. Сама ездила за животными, привозила их со всей России. И редких пород свиней, и волков, и кур красоты невозможной, и кабаргу. Тигров в город сопровождала и даже льва.
Начинали с шести животных. Сегодня в зоосаде около 60 видов.
Два тигра приехали из Ташкента, где у Аллы Константиновны сложились особенно теплые отношения с руководством местного зоопарка.
- Раньше там крыс было много, - рассказывает горожанка. - И никак они с ними справиться не могли. Прямо беда! А меня еще в институте этому научили.
Сафонова позвонила Буланову, сказала, что задержится, мол, нужно помочь. Потом приготовила «волшебное зелье» и через три дня довольные узбеки собирали мертвых грызунов ведрами.
Однажды Алла Константиновна присутствовала на вскрытии слона. Коллега пригласила ее как высококлассного специалиста - искали виновных в скоропостижной смерти животного. Выяснилось, что никто не виноват, и Сафонова помогла это определить.
Слон был с причудами - любил глотать холодные монетки. Со временем они деформировались и под воздействием желудочного сока превратились в большой ком. И если бы слон остался на прежнем месте, где свободно передвигался по вольеру, то жил бы много лет. Но на новую квартиру его везли в тесном вагоне, и когда поезд основательно качнуло, металлический шар порвал желудок.
- Работа в зоопарке была тяжелая, но интересная, - вспоминает Сафонова. - Помню, лось заболел, уколы нужно ставить утром и вечером. На улице зима - темно. Идти надо, а муж на смене. Разбужу десятилетнего Юрку, посажу полусонного в санки, и бредем с ним в парк - лося лечить.
Животные, кстати, чувствуют все - и фальшь, и искренность, и не дай бог подойти к хищнику в плохом настроении. Как-то раз работницы повздорили друг с другом, после чего одна отправилась наводить порядок у льва. А сама злющая, после ссоры ведь. Даже метлой животное ткнула, мол, чего тут разлегся. Лев в сторону отошел, лежит - наблюдает. Слава богу, инстинкт самосохранения все-таки сработал, и женщина успела выскочить из клетки, когда царь зверей на нее бросился. Другая сотрудница - Зиной звали - могла любую собаку с привязи снять и к волкам в клетку заходила. Дар у нее такой был. Но однажды подошла к волчице, будучи не в духе, и та ей одним зубом по всей длине ногу распорола. После этих случаев Буланов издал приказ, чтобы работники в плохом настроении к животным не приближались.
Были в железногорском зоосаде и гарны - прыгучие и пугливые винторогие антилопы. Как-то раз одно такое животное напугал ребенок, и гарна в попытке перепрыгнуть забор повредила себе переднюю ногу. Рана оказалось глубокой, гноилась, не заживала. Даже матерый Ким Кимович, которого Алла Константиновна к тому времени в парк перетянула, руками разводил: усыплять, видимо, придется…
Тогда Сафонова сама сделала операцию антилопе, а к поврежденной ноге приделала культю, с которой гарна научилась прыгать, а потом еще и козленочка родила.
Алла Константиновна отработала в зоосаде 17 лет, в 55 ушла на пенсию. Но по сей день ее приглашают в качестве консультанта, и она никогда не отказывает бывшим коллегам.
Алла, помоги!Когда Юра Сафонов служил в армии, мама постоянно держала руку на пульсе. В стране как раз началась перестройка и, как следствие, всеобщая неразбериха. В войсковых частях процветала дедовщина, бесчинствовали и офицеры. В поисках справедливости Алла Константиновна несколько раз встречалась с командованием части, где проходил службу сын. Поэтому неудивительно, что в 1989 году именно к ней прибежала заплаканная подруга, моля о помощи. Женщина рассказала, что ее сына, который лежит в больнице с сотрясением мозга, забирают в армию. Прямо из больницы его увезли в военкомат, утверждая, что парень косит от службы.
Сафонова связалась с местным депутатом, когда-то она лечила его кошку. Знакомство помогло - парню дали отсрочку на полгода. Но случаи начали повторяться. Несчастные женщины не знали, у кого просить помощи, поэтому шли к Сафоновой. Сарафанное радио работало хорошо.
Тогда-то и возникла идея создать в городе Комитет солдатских матерей.
- Такие комитеты появились в нашей стране не от хорошей жизни, - уверена Алла Константиновна. - Их история написана потом и кровью российских солдат, и слезами их родителей.
В те годы конфликты в армии возникали не только между стариками и новобранцами. Жалобы поступали и в связи с преступлениями офицеров, жертвами которых становились не только солдаты-первогодки, но и старослужащие. Столкнувшись с несправедливостью и беспределом в рядах вооруженных сил, Алла Константиновна не смогла остаться в стороне. Нашла единомышленниц, и вместе они начали помогать женщинам, чьи дети попали в беду.
Идею создания комитета поддержал тогдашний председатель исполкома горсовета Иван Чуприна. В администрации общественницам выделили кабинет. Он работал два раза в неделю по вечерам. Очереди выстраивались дикие. Особенно когда началась чеченская война...
- Всех тогда как под гребенку забирали, - говорит Сафонова, - и годных, и негодных. Помню, у одного мальчишки было сильное косоглазие - ну какой из него солдат?! Второй с энурезом, третий тоже с серьезными отклонениями. У меня приказ на руках - десять железногорцев негодны по состоянию здоровья, а их всех уже в Волгоград отправили, а оттуда в Чечню. Всеми правдами и неправдами мальчишек домой тогда вернули.
Вместе - силаВ 2019 году Комитету солдатских матерей Железногорска исполняется тридцать лет. За это время Алла Константиновна и ее соратницы помогли десяткам семей. Правду отстаивали на местах, в судах, иногда даже кулаками махать приходилось.
Часто только личное присутствие Сафоновой двигало дело с мертвой точки.
Волгоград, Саратов, Чита, Хабаровск, Новосибирск, Минусинск, Козулька…
Было дело, когда избитые солдаты пешком приходили к Сафоновой домой, многих она спасла от тюрьмы, а уж скольких матерей в буквальном смысле этого слова из петли вытащила, вообще не сосчитать.
А когда в начале 2000-х железногорская войсковая часть 3377 печально прославилась на всю страну десятками различных ЧП с солдатами, в том числе и суицидами, то после смены руководства и при поддержке комитета в ней была создана психологическая служба.
- К сожалению, многие молодые люди сегодня к армии не подготовлены ни морально, ни физически, - отмечает Сафонова. - Поэтому необходимо не только бороться против армейского произвола, но и возрождать патриотизм среди молодежи.
Именно с этой целью по инициативе комитета в Железногорске начали проводить День призывника. В 1998 году вышла в свет «Книга памяти», посвященная двадцати девяти железногорцам и зеленогорцам, погибшим в армии в мирное время. А в 2014 году состоялась презентация книги «Как тебе служится?».
На вопрос, зачем вам это - защищать чужих детей, Алла Константиновна отвечает: «Чужих детей не бывает. Только вместе мы - сила!»
Сейчас Алла Сафонова передает дела. Говорит, что в следующем году на посту председателя железногорского Комитета солдатских матерей ее сменит не менее достойный кандидат.
- Я буду рядом, - успокаивает председатель. - Помогу, поддержу, направлю.
Поэтесса из Смоленска Светлана Матузова посвятила нашей героине следующие строчки:
Я славлю женщину, я славлю мать.
Как звать ее, вы у меня спросили?
Их тысячи у нас - не сосчитать,
И держится на них земля - Россия.По-моему, лучше и не скажешь…
Маргарита СОСЕДОВА
Награды Аллы СафоновойПамятная медаль «За содействие»
Юбилейная медаль «70 лет вооруженных сил СССР»
Нагрудный почетный знак Сибирского регионального центра
Нагрудный знак-медаль «Честь и польза»
Знак Сибирского округа внутренних войск МВД России «За ратный труд»
Нагрудный знак «За отличие в службе» II степени
Нагрудный крест «За заслуги в ветеринарии»
Памятная медаль Союза женщин России
Медаль «Военные комиссариаты МО РФ»
Медаль МВД РФ «200 лет МВД России»
Памятная медаль «90 лет войсковой части 7486 внутренних войск МВД России»
Памятная медаль «За ветеранские заслуги»