Среда, 04 Декабря, 2024
Железногорск, Красноярский край

Миссия - научить спасать жизни

30 мая 2020 / Железногорцы / 0
Во время вечерней пробежки 17 мая студент 3 курса академии МЧС Никита Голубев обратил внимание на скопление людей на берегу Абаканской протоки в Красноярске. У воды лежала девочка без признаков жизни, парень начал проводить сердечно-легочную реанимацию. Через 15 минут ребенок задышал, как раз подъехала скорая. Студент МЧС сделал все быстро и, главное, правильно. На занятиях в академии дисциплина «Оказание первой помощи» - одна из основных. Преподает ее доцент кафедры пожарной тактики и аварийно-спасательных работ Татьяна Зинченко.

Крутой экшен

Татьяна Васильевна в Сибирской пожарно- спасательной академии ГПС МЧС России работает уже десять лет. Она преподает у студентов и курсантов первого и второго курсов, учащихся факультета среднего профессионального образования, заочников. Также педагог ежегодно набирает ребят и ведет у них занятия по курсу практического обучения «Основы первой помощи при чрезвычайных ситуациях».

Про свою дисциплину Татьяна Васильевна говорит, что она очень яркая и зрелищная - вместе с учениками устраивают полноценные шоу с ранами, задымлением, криками. При академии под руководством Зинченко работает даже «Театр ранений», единственный в Сибирском федеральном округе (а возможно, и всей стране). Команда театра состоит из статистов, которые исполняют роль пострадавших, и тех, кто оказывает им первую помощь. Здесь отыгрываются различные опасные ситуации. Например, имитируется автоавария с пожаром, соответствующим звуковым сопровождением и неадекватными свидетелями ДТП. Некоторые экшены горожане могли видеть на церемонии принятия присяги. Педагог рассказала, что во время представления мамы будущих спасателей закрывали лицо руками со словами: «Боже мой, дети, какую вы выбрали специальность!»

Интерактив на раз-два-три

- На самом деле ДТП или пожар - это ничто по сравнению с человеческим горем. Поэтому мы учимся ярко демонстрировать эмоции и правильно на них реагировать, - рассказала Татьяна Зинченко. - Для этого я устраиваю трюки. Например, неожиданно для учащихся могу прямо во время лекции закричать или заплакать. Есть у меня и такие фишечки: когда студенты или курсанты не ожидают, ввожу на занятиях разные ситуации. Например, в какой-то момент по предварительной договоренности один из учеников падает, я наблюдаю за реакцией в аудитории - вот такой интерактив.

Зимой на первую установочную лекцию к первокурсникам Татьяна Васильевна пригласила команду своего театра, распределила актеров по классу. И на слова «раз, два, три» они неожиданно для новобранцев повалились на пол. Можно представить шок недавних выпускников школ! В тот момент в кабинете как раз находился представитель другой кафедры - в такой ситуации даже взрослый человек растерялся.

- Я стою, молодежь переглядывается, задаю вопросы: «А что, здесь случайные люди собрались? Нет тех, кто желает попытаться помочь?» То есть даю толчок к действиям, - продолжает педагог. - Только после этого к лежащим на полу подлетели пять-шесть человек, начали что-то делать. Пусть неправильно или совершенно не то, в тот момент это было не важно. В таких случаях всегда говорю: «Так, хорошо, здесь есть шесть звезд, ради которых я работаю, отдаю свои знания». И вы не можете себе представить, как это мотивирует и заводит остальных!

После таких «фишечек» курсанты и студенты Татьяны Зинченко в любой неожиданной ситуации уже не сомневаются, а готовы действовать.

Спасли

В академии МЧС учатся не случайные люди, практически каждый из них, уверена педагог Зинченко, - лидер. Но когда студенты или курсанты говорят: «Обязательно помогу, потому что есть желание», ей приходится одергивать и объяснять, что этого мало.

- Да, желание - классная основа, но, простите, пока еще отсутствуют необходимые навыки. Я двумя руками за экспромт, однако хорошо отрепетированный. В этой профессии в полной мере работает принцип «не навреди» и вместе с ним еще один - «отработай технику», - объясняет Татьяна Васильевна.

Была ситуация, когда девушка на занятиях рыдала горючими слезами - не могла работать с манекеном младенца: как только включалась запись детского плача, у нее начиналась истерика. Требовательный педагог дал установку: «Не раскисай! Пошла и сделала! Соберись!» А перед очередным семестром - телефонный звонок, отчитывается: «Татьяна Васильевна, я на трассе. Здесь ДТП, лобовое столкновение, у водителя скальпированная рана головы, наложила повязку. В автомобиле еще двое детей, реанимировала 6-летнего ребенка, живой. Годовалого не спасла…»

Потом она рассказывала педагогу, что возле искореженных машин вспоминала ее глаза и слова на практических занятиях в академии.

В прошлом году пятикурсник несколько раз перед экзаменом подходил к манекену младенца, отрабатывал реанимационные действия при попадании инородного предмета в дыхательные пути. Что-то не давало ему покоя, повторял и повторял. А через два месяца звонит - его собственный ребенок подавился, спас…

На слабо

Гендерные различия не играют для педагога никакой роли. На занятиях специально прорабатываются ситуации, когда девушке весом чуть более 50 кг на себе надо дотащить «пострадавшего» вдвое тяжелее. И при этом Татьяна Васильевна дает напутствие: «Доча, адреналин тебе в помощь!» или «Да не вытащишь ты его», а в ответ: «Вытащу!». Берет курсантов на слабо. И это работает.

- Я всегда очень жестко принимаю экзамен по первой помощи. Требую идеальной четкости и алгоритма действий. Потому что есть такое понятие, как тактильная память: если в первый раз сделать тяп-ляп, потом так и будет все время. Хочешь сделать хорошо - сделай отлично! К примеру, сначала на то, чтобы перевернуть пострадавшего в боковое положение, даю 14 секунд. Причем кладу не одного статиста, а сразу нескольких. И потом уменьшаю время, довожу переворот каждого из пяти лежащих до 5 секунд. И справляются! С одной стороны, здесь азарт. Но на самом деле - это то, что называется профессиональной компетенцией. И у нас есть такое понятие, как приказ. В структуре МЧС сотрудники присягают на верность Родине, и здесь уже не может быть мысли не пойти и не сделать. Мы думаем прежде всего о тех, кто находится в зоне опасности.

Так было около пяти лет назад, когда Татьяна Васильевна с первокурсниками-заочниками после занятия по сердечно-легочной реанимации пошли в выходной на городское озеро и спасли тонущую девочку.

- В прошлом году у меня выпустился хороший курс. Трое парней и девушка, тогда еще первокурсники, ушли в увольнение. Возле магазина на Ленина увидели, как со стороны гаражей выбегает мужчина, а кто-то кричит «Помогите!» Убегающего задержали до приезда полиции. А когда ребята пошли на крики, в одном из гаражей увидели истекающего кровью парня. Причем раны были нанесены опасные - по артериям. Один из курсантов остановил кровотечение, проводил сердечно-легочную реанимацию, дважды возвращал к жизни. Мужчину спасли.

И подобных случаев множество. Кто-то приводил в сознание человека в автобусе, другой помог при черепно-мозговой травме, третий спас бабушку из горящего дома.

- Я просто люблю свою работу и честно ее выполняю. Не могу подвести свою академию, очень уважаю структуру МЧС. И считаю, что у меня очень высокая миссия в жизни - обучать спасению людей.

Екатерина МАЖУРИНА

***
Татьяна Зинченко - кандидат педагогических наук, психолог. Окончила Красноярский педагогический институт. Отучилась на медсестру. В январе 2020 года награждена ведомственной медалью «За пропаганду спасательного дела».

Выпускник академии МЧС Владислав Бобров удостоен медали «За отвагу на пожаре». В марте 2018 года он являлся руководителем тушения крупного пожара жилого дома в Улан-Удэ, тогда было спасено 18 человек.
Евгений Илюшин, студент первого курса факультета высшего образования академии, в ночь на 28 декабря 2017 года, находясь на побывке в родном селе Зырянское Томской области, вынес из горящего дома свою односельчанку.

Руководство Сибирской пожарно-спасательной академии решило перевести студента на бюджетную форму обучения в должности курсанта, а Главное управление МЧС России по Томской области выразило согласие принять Евгения после окончания вуза на службу.
 
Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения