Ольгу Машталер знают как учителя русского языка и литературы Школы космонавтики. А еще – как поэтессу Ольгу Соколову. В этом году она выпустила в свет четвертый сборник стихов. Как удается ей сочетать учительство и творчество? Как определяет она для себя свое призвание? Как рождаются стихи? Об этом – наш разговор.
– Ольга Евгеньевна, вы отмечаете юбилей. Дата красивая – 55 лет! С каким настроением вы ее встречаете?
– Мне нравится мой возраст! Если, как говорится в известном фильме, «после сорока жизнь только начинается», то после пятидесяти приходит мудрость, и жизнь играет совсем другими, но не менее яркими красками. С одной стороны, это время подведения каких-то итогов, время осмысления пройденного пути. С другой стороны, есть перспективы, и я еще даже не пенсионер!
– Можно ли утверждать, что учительство – это ваше призвание?
– Да, я считаю, что состоялась в профессии. Но для меня это не просто карьера, а большой и очень трудный путь. Я однажды круто свернула с него в журналистику. И это не было сиюминутным порывом – это было вполне взвешенное и обдуманное решение, я и сейчас о нем не жалею. Однако через некоторое время пришла пора, я бы даже сказала, возникла необходимость возвращения в учительскую профессию. И мое возвращение тоже было постепенным и осознанным. И тоже непростым!
– Передо мной сидит счастливый учитель?
– Вы меня провоцируете. Мне кажется, учитель, как, впрочем, любой профессионал, счастлив тогда, когда чувствует свою нужность, видит результаты своего труда. При этом именно учителю, как никакому другому профессионалу, важно понимать, что достичь абсолютного совершенства в этой профессии невозможно.
– И как вы «отслеживаете» результаты своего труда?
– Конечно, не только и не столько оценками. Внимательный взгляд, неожиданный вопрос ученика, искренняя заинтересованность – вот те отклики, которые питают мой учительский энтузиазм. Видеть, как растут твои ученики, радоваться их успехам, вместе с ними заново открывать языковые и литературные богатства – это и есть мое учительское счастье. Думаю, здесь со мной согласится любой педагог.
–Не мешают ли вашему учительскому счастью, например, взятые из интернета сочинения или готовые домашние задания?
– Опять провоцируете поворчать и пострадать? Приведу пример. Десятый класс, Лев Толстой, «Война и мир». Не читают, хоть убейся! Что делать? Ведь школьники должны изучать литературу, а не ходить вокруг да около. И погружение ученика в художественный текст – это не просто требование программы, а вопрос моей профессиональной чести и репутации.
– И как вы вышли из ситуации?
– Приходят, а я им с порога: «Меняю телефон на книгу!». Собрала телефоны, раздала книги (заранее взяла в библиотеке, всем хватило). Вопросы на экране, надо письменно проанализировать эпизод. Знаете, как они пыхтели? Но получилось ведь! Действительно погрузились в текст – кто-то не очень, а кто-то даже очень глубоко…
– Ваша новая книга начинается с тезиса: «Ничего откладывать нельзя». А почему вы так думаете?
– Это не только мое ощущение – все это замечают. Сейчас очень стремительное время, стремительное и непредсказуемое. И работа, и сама жизнь требуют постоянной концентрации и зачастую мгновенной реакции на то или иное событие. Надо постоянно быть на связи, быть в курсе происходящего, иначе и работа, и жизнь оставят тебя за бортом.
– Если вернуться к достижениям в жизни, что еще вы можете назвать?
– У меня два сына. Старшему 28 лет, младшему скоро 13. Это моя гордость и опора, надежда и счастье. Еще я написала четыре книги стихотворений и надеюсь, что нынешняя книга не последняя.
– Откуда приходит вдохновение?
– Знаете, уже во взрослой жизни я поняла, сколько всего почерпнула от своих родителей, как много они сумели мне дать именно в плане духовного развития. Я с младенчества слышала грамотную русскую речь, стихи, песни. И мама, и папа очень тонко чувствовали язык. В мои школьные годы, когда я показывала им сочинения по литературе, они порой делали мне замечания по поводу стиля, видели какие-то речевые недочеты. Культура чтения, общения, культура отношений, восприятие музыки, природы, искусства – все это от родителей. Отец всегда любил поэзию, а мама сама писала стихи для семейных альбомов или дружеских встреч. Так что можно сказать, что вдохновение – это наследственность.
– Насколько сейчас, в современном мире, важна культура слова?
– Чрезвычайно важна! Чем старше я становлюсь, тем острее это ощущаю. Преподавание русского языка и литературы – это не просто передача каких-то фактов, сведений и знаний. Прежде всего это приобщение к мощнейшим национальным ресурсам и величайшим духовным ценностям. Если хотите, это то, из чего складывается наш национальный код. Я очень часто говорю детям: «Будьте внимательны к слову!». Говорю и в отношении анализируемого текста, и по поводу их собственной речи. Понимать значение написанного, чувствовать красоту звучащего слова – этому тоже надо учиться. Конечно, я понимаю, что в возрасте 14-16 лет человек редко думает о том, что он – носитель великого и могучего русского языка. Но вся моя работа озарена этой идеей «носительства», бережного и трепетного отношения к родному языку.
– Это если говорить о вашей основной деятельности. А в стихотворениях вы тоже придерживаетесь такой линии?
– Конечно. Если говорить о подходе к написанию стихов, здесь я точно не графоман. Вообще, стихосложение – это тоже очень тонкая материя. Иногда бывают, как модно сейчас говорить, инсайты, когда я чуть ли не среди ночи вскакиваю и пишу. Но такое случается редко. Чаще стихи пишутся обдуманно, целенаправленно. Это труд, многочасовой и напряженный. С возрастом пришла пора каких-то жизненных обобщений, философских раздумий. Кстати, я заметила, что становлюсь все более ироничной. Но если говорить о технической составляющей написания стихотворений, то это исключительно работа со словом. И мне это очень интересно.
– Как вы относитесь к критике?
– Я убеждена в том, что творчество только тогда имеет смысл, когда автор дарит его плоды людям. Конечно, я всегда выхожу на публику с величайшим волнением. Но это такой важный энергообмен. Критика – это здорово. Есть близкие, друзья, коллеги, ученики, есть очень значимые для меня люди, мнение которых для меня очень важно и дорого.
– Среди учеников есть ребята, которые пишут стихи? Как вы оцениваете их начинания?
– Конечно, пишут! Каждый год обнаруживаются новые авторы. Кто-то сразу несет показывать, кто-то узнает, что я пишу стихи, и тогда показывает мне свои. Вот в начале этого учебного года девочка принесла целую тетрадку. Я всегда очень трепетно к этому отношусь. Безусловно, у каждого из юных поэтов есть творческая искорка и чувства, которые они выражают в стихах. Не беда, если страдает рифма и размер – беда, если страдает язык. Очень хорошо, если просматривается образ и есть эмоциональный импульс. Я всегда говорю таким детям, что они молодцы, и нужно продолжать писать. Советую также вести дневники и оттачивать таким образом слог. Стараюсь не оценивать, а направлять, чтобы у ребенка не пропало желание почувствовать себя поэтом. Я, в свою очередь, очень благодарна ребятам, которые приходят ко мне и показывают свои произведения. Значит, доверяют. Я очень это ценю.
– Ольга Евгеньевна, я знаю, что ваши книги выходят очень ограниченным тиражом. Собираетесь ли вы ознакомить горожан с новыми стихами?
– По случаю юбилея 17 декабря в 14 часов в Центральной городской библиотеке имени Горького планируется презентация стихотворений из моего нового сборника. Приглашаю всех желающих и с волнением жду встречи!
Беседовала Ирина СИМОНОВА
Биографическая справка
Ольга Евгеньевна Соколова (Машталер) родилась 15 декабря 1968 года в Железногорске в семье инженеров космической фирмы Евгения Ивановича и Галины Алексеевны Соколовых.
После окончания в 1986 году школы № 102 работала библиотекарем в читальном зале ЦГБ им. М.Горького.
В 1991 году окончила Тульский государственный педагогический институт им. Л.Н. Толстого и вернулась в родной город. Работала учителем русского языка и литературы в гимназии № 91, а с 1997 по 2009 – в лицее №102.
В 2003 году стала победительницей городского конкурса «Учитель года».
В 2006 году награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации как победитель конкурса лучших учителей (приоритетный национальный проект «Образование»).
В 2009-2010 году работала журналистом в газете «P.R.ОНАС. Простые новости».
С 2012 года преподает в ЧУДО «ЦОКМ» (Центр Лапинской).
С 2017-го – учитель КГАОУ «Школа космонавтики».
Стихи пишет с юности. Неоднократно печаталась в городских и краевых периодических изданиях, поэтических сборниках и антологиях. Автор четырех лирических книг: «Замки на песке» (2004), «Лестница» (2008), «Аксиома счастья» (2019), «У Судьбы на крыле» (2023).