Прошло 35 лет после полного вывода советских войск из Афганистана. За годы Афганской войны в боевых действия участвовало 620 тысяч советских солдат и офицеров. На железногорской Аллее славы около памятника воинам-интернационалистам 15 февраля вспомнили погибших земляков.
Командир войсковой части 3377 полковник Максим Медведев рассказал о значимости этой даты и поделился историей своего папы.
– Мой отец тоже принимал участие в Афганской войне с 1979 по 1981 годы. Воины-афганцы – это люди с особым стержнем. Постоянно беседую с отцом про эту войну, знаю о ней не понаслышке. В 1979 году папа ушел на срочную службу КГБ СССР в погранотряд в Приморье. В этот же год их отправили в Фергану, как сказали – на повышение квалификации, – вспоминает Максим Медведев. – Через месяц учебки они улетели в Афганистан. В фильме «9 рота» показано, как ребят-солдат построили и сказали: «Кто не хочет лететь в Афганистан, сделать шаг вперед». Так было, это все правда. Полгода отец проходил службу водителем БТР, затем – личным телохранителем генерал-майора Лазаренко.
Ветеран боевых действий в Афганистане железногорец Анатолий Воронов участвовал в 13 боевых операциях. Девятью из них он руководил. Вспоминает, что за период его командования ни один солдат или офицера не был ни убит, ни даже ранен. Самая короткая операция была в Джабаль Сарадже – 4 дня, а самая длительная – в Гардезе, 45 суток.
Анатолий Михайлович окончил Московскую военную академию имени М. В. Фрунзе в 1984 году. После был направлен в Среднеазиатский военный округ. Служил в 17-м армейском корпусе заместителем начальника оперативного отдела корпуса. Спустя полтора года отправили в Афганистан.
– Мне и жене предложили пройти медицинскую комиссию для прохождения дальнейшей службы в одном из государств с жарким климатом. Когда прошли медкомиссию, документы ушли в Алма-Ату в штаб округа. Оттуда позвонили, и сказали: «Товарищ, вы едете в страну с жарким климатом в прямом и переносном смысле. Вы поняли, о каком государстве я говорю?». Да, понял, ответил я, – рассказывает Анатолий Воронов.
Когда приехал на место, служил на должности военного советника начальника оперативного отделения в 8-й пехотной дивизии. В то время дивизия уже находилась в зоне боевых действий в районе Хост близ деревни Тани.
Укрепрайон (район, оборудованный в инженерном отношении для обороны) был достаточно сильным. Туда Анатолий Воронов приехал на одиннадцатый день боевых действий. А на девятнадцатый уже получил контузию.
– Нас обстрелял танк Т-34 в Душманске. Два командира полка, подполковники Анатолий Калугин и Роберт Хачатурян, погибли. Я получил тяжелую контузию, снаряд взорвался у меня за спиной. Был отправлен в госпиталь в Кабул. После должен был на месяц ехать домой на реабилитацию. В это время погибает еще один командир полка Николай Сорокин, – вспоминает ветеран. – Так мне в довесок к моему отпуску пришлось сопровождать груз 200. Отвезти его нужно было в Караганду. Это одно из самых тяжелых моих воспоминаний – похороны Николая Сорокина.
Гористые районы в Афганистане предоставляли отличные возможности для засад и укрытий, что делало их идеальными местами для партизанской войны. Климат и обстановка на полях сражений были крайне непредсказуемыми и разнообразными. А пустыни создавали трудности из-за недостатка воды.
– Много воды с собой не возьмешь – фляжку, две. Поэтому не только помыться, побриться, попить толком не было возможности. Счастье было, когда мы подошли к речке, название уже не помню, тогда мы душу отвели. Военную тайну выдаю – даже рыбу гранатами глушили, – рассказывает Анатолий Воронов.
К 35-й годовщине со дня вывода советских войск из Афганистана городской Музейно-выставочный центр подготовил тематическую экспозицию «Афганистан: наша память и боль». На выставке представлена коллекция фотографий воинов-интернационалистов, парадная и повседневная форма бойцов, летная книжка и извещение о гибели при выполнении боевого задания, награды, газеты Демократической Республики Афганистана и книги. Выставка будет работать до конца месяца.
Полина ЧЕРЕМНЫХ