Среда, 16 Октября, 2024
Железногорск, Красноярский край

Педагогический талант Клары Михайловны Анциперовой

3 октября 2024 / Железногорцы / 0
«Чем человек просвещеннее, тем полезнее своему отечеству» – сказал знаменитый русский писатель Александр Грибоедов. Эти слова вполне могут определить жизненную суть учителя химии, заместителя директора по учебно-воспитательной работе школы №91, затем руководителя методического кабинета при ГОРОНО – Клары Михайловны Анциперовой.

Ее не стало ровно 8 лет назад, но накануне Дня учителя всегда стоит вспомнить и поговорить о таких выдающихся в железногорском образовании людях.
Сегодня многие представители старшего поколения педагогов с огромным удовольствием поговорили бы с Кларой Михайловной о дальнейшем развитии школьного образования в масштабе страны и города. Почему? Потому что она досконально знала особенности методической службы, продвигала ее вперед и при этом всегда оставалась Человеком с большой буквы.

Коллега Клары Михайловны Инна Жукова вспоминает: «Ее любили и глубоко уважали, потому что ее порядочность и искренность не вызывали сомнения. Она говорила простые правильные вещи. А мы, слушая ее, сверяли с тем, что думали сами, и радовались совпадениям. К большому сожалению, сегодня мы говорим о ней в прошедшем времени».
Успешно окончив школу города Канска, вместе со своим школьным другом Олегом Анциперовым в 1946 году она едет в далекий Ленинград, где поступает в университет, выдержав огромный конкурс. Отлично учится на протяжении всех пяти лет. Уже тогда друзья называли ее то «академиком», то «профессором». С каким бы вопросом к ней не обращались – всегда был исчерпывающий ответ. 
Получив фундаментальные знания, Клара Михайловна в 1951 году, будучи молодым специалистом, вместе с мужем Олегом Анциперовым приезжает в Железногорск.

За короткое время она устанавливает теснейшие связи с научными центрами края и Москвы, институтом усовершенствования учителей Красноярска, пединститутом, госуниверситетом. Коллеги порой поражались, как она успевала все делать: в семье муж, двое детей, ответственная работа, бесконечные командировки, подготовки докладов, изучение документов, чтение новинок художественной литературы. 
Клара Михайловна около сорока лет служила делу просвещения. За многолетний труд ей присвоено звание «Отличник народного просвещения РСФСР». 

28 сентября 2016 года, в день ее рождения, делегация руководителей школ и учителей проводила Клару Михайловну в последний путь. Она ушла в почтенном возрасте – 87 лет. Много теплых слов было сказано в ее адрес. 

Мы приходим в этот мир, чтобы состояться как личность, реализоваться в профессии, найти в жизни опору в семье, дарить добро и радость людям – таков и был жизненный путь Клары Михайловны Анциперовой. Она внесла огромный вклад в развитие образования школ Железногорска и навсегда останется примером для тех, кто так же, как и Клара Михайловна, посвятил свою жизнь детям. 

Алина ГИЯСОВА


Из воспоминаний коллег и друзей

Маргарита Васильевна Яковлева
заслуженный учитель РСФСР, бывшая заведующая ГОРОНО.

– Клару Михайловну я знала с 1953 года. Она была классным руководителем в десятом классе, я там вела уроки физики в первый год после института. В семье Анциперовых уже была маленькая дочь Людочка. Ни няню, ни бабушку в городе тогда было не найти, Кларе приходилось между уроками бегать домой кормить дочь и обратно в школу. Благо жили они напротив школы. У нее на все хватало времени и внимания: на учеников, их родителей и молодых учителей, работающих на ее классе. Она могла деликатно подсказать на кого из учеников нужно обратить внимание, кто нуждается в особом индивидуальном подходе. Обучаясь в Ленинградском университете, она не только получила обширный круг знаний, но и впитала ленинградскую культуру, этику взаимоотношений. Она нежно и заботливо относилась к своим детям. Они выросли замечательными людьми и стали для нее надежной опорой. Клара Михайловна была хорошей женой, счастливой бабушкой и прабабушкой, беззаветно любящей своих внуков и правнуков. Она очень внимательно следила за их развитием и в каждом находила достоинства, особенности их таланта. И с блеском в глазах рассказывала о каждом. Вместе с Кларой Михайловной мы продолжали работать в школе №91, где она стала завучем, потом вместе работали в ГОРОНО, где она заведовала городским методкабинетом. Проявляла большие организаторские способности, педагогическое творчество и мастерство в методической учебе учителей и завучей. Широко использовала возможности красноярского пединститута, краевого института усовершенствования учителей, способствовала внедрению и распространению лучшего опыта работы завучей и учителей городских школ».

Виктор Александрович Аференко
заслуженный учитель РФ, заслуженный педагог Красноярского края.

– Я знал Клару Михайловну  с 1974 года. Всю жизнь ее семьи освещала требовательная доброта, поэтому члены этой семьи достигли многого. Я знал ее мужа – Олега Николаевича, инженера-строителя, автора первых улиц и домов в городе, человека яркого, энергичного, веселого. Учил их сына Николая, одного из весьма одаренных выпускников. Обучаясь в вузе, Коля увлекся баскетболом, входил в сборную команду Красноярска, тренировал команду своей родной школы, приезжая домой. После окончания вуза он остался работать в политехе. Когда я был директором школы, то по долгу службы мне приходилось общаться с Кларой Михайловной, как с руководителем методического кабинета ГОРОНО. Я видел грамотного управленца – методиста, а в нашей школе она вела по совместительству уроки химии, а здесь был опытный хороший учитель-методист. В городе была создана цельная система методической работы. Большой вклад в ее создание и функционирование вместе с заведующими, инспекторами, директорами школ, завучами, руководителями предметных секций внесла Клара Михайловна. У нее был талант общения: всегда ровный тон, уважение к слушателям, собеседникам, исполнителям. Возражать не хотелось. Надо, значит, надо! Перегибы в требованиях к учителям были всегда, к сожалению. У Клары Михайловны они проявлялись в оригинальном ключе. Она много ездила по стране для изучения передового опыта и начинала сразу внедрять инновации в обязательном порядке, излишне. Кстати, излишества не только не изжиты нынче, но, по мнению учителей-стажистов и директоров школ, растут, как снежный ком. Клара Михайловна всегда была добродушна и внимательна. Лично у меня спрашивала, какую книгу издал, о чем пишу. Семья Анциперовых покупала и читала мои книги».

Раиса Ивановна Пашкова
заслуженный учитель РФ, бывший директор школы-интерната №179.

– Клара Михайловна появилась в моей жизни, когда я стала директором. Сначала Дворца пионеров, а затем школы-интерната №179. Бывая в ГОРОНО, я всегда обязательно забегала в методкабинет, чтобы увидеться с Кларой Михайловной. Она относилась с большим уважением ко всем, с кем общалась – будь то учитель или руководитель школы. Создавала непринужденную обстановку, работая с заместителями директоров, никогда не сгущала тучи, все было по-деловому: четко, понятно, доступно. Меня она привлекала своим радушием, добротой, воспитанностью. От нее всегда веяло спокойствием, искренностью, интересом к тебе. Чувствовалось, что у нее крепкая семья, и она ненавязчиво давала очень полезные житейские советы. Помню один: «Когда будет возможность, купите всем в вашей семье серебряные ложки. Сбережете себе и всем членам семьи здоровье». Она была мудра, корректна, деликатна. Мне всегда казалось, что у нее особое ко мне отношение, но в разговоре с коллегами я поняла, что такой она была со всеми. В те непростые времена походы в ГОРОНО были чем-нибудь омрачены: то документы не сдали в срок, отсевы, прогулы учащихся. Директоров «били» за все. Я спускалась на первый этаж, а там утешительница Клара Михайловна…».

Мария Афанасьевна Кравченко 
бывший директор школы №180.

– Жизнь всегда требует новых форм и методов обучения. Этому мы учились у Клары Михайловны Анциперовой. Ее душевная щедрость и вера в людей помогала браться за разработку трудных тем в деятельности учителей. Она была первым советником и помощником. Причем, не приглашала к себе в кабинет, а приходила сама в школу, где в теплой, доверительной обстановке обсуждались и решались волнующие нас вопросы. Только подробно изучив тему, Клара Михайловна предлагала вынести ее для обсуждения на семинар директоров школ или завучей. Так мы работали с ней по теме «Оптимизация процесса обучения путем постановки задач и цели урока» – труднейшая проблема, и мы первые в городе ее начали внедрять в практику. С Кларой Михайловной хотелось работать, потому что она умела видеть положительные моменты в твоей работе и поддержать. Покоряли ее личные качества: доброта, отзывчивость, умение выслушать, дать совет, порадоваться твоим успехам. Я счастлива, что моим наставником была Клара Михайловна Анциперова. Светлая память о ней останется в наших
сердцах навсегда».
Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения