Недавно наш колумнист Олег Кирмак написал о том, как удивляют его каждый год квитанции Красноярскэнергосбыта: «В январе в них обязательно появляется строчка - задолженность. Небольшая, от ста до двухсот рубликов. Из-за нее все квитанции за год пересматривать не будешь и в фирму разбираться не побежишь. Себе дороже». Журналист оказался неправ - человек, готовый идти в суд из-за сотни рублей, все-таки нашелся. Прочитав в газете размышления Кирмака, в редакцию обратился пенсионер Валерий С. Он вместе с супругой Людмилой уже два года воюет с Красноярскэнергосбытом из-за суммы, которая может показаться на первый взгляд смешной - 514 рублей. Но для пенсионера добиться справедливости - дело принципа.
Начиналось с капремонтов
Впервые вопросы к энергетикам у четы пенсионеров возникли в конце 2014 года, когда стартовала программа капремонтов. В Красноярском крае посредником между жителями и региональным Фондом капитального ремонта выступил как раз Красноярскэнергосбыт - ему вменялись в обязанность изготовление, распространение платежных квитанций и сбор средств с населения, которые переводились на счета фонда. Однако жителям края предлагалось зачислять взносы за капремонт и за электричество по одной квитанции. И если кто-то недоплачивал по одной из статей, внесенная сумма просто делилась пропорционально (исходя из размера начислений) - одна часть оставалась на счетах энергетиков, вторая перечислялась в фонд.
То же произошло и с деньгами супружеской пары. Пенсионеры тогда сознательно отказались платить за капремонт, пока не разберутся, что это и зачем нужно. Но исправно продолжали перечислять Красноярскэнергосбыту плату за электричество. Причем, подчеркивает Валерий, во всех платежных документах он указывал, что платит именно за свет. Однако внесенные средства независимо от воли клиента все равно распределялись между двумя организациями.
Такая ситуация не устраивала многих жителей края. После жалоб от населения краевая прокуратура признала схему незаконной - мол, компания не имеет права самостоятельно, без поручительства своих клиентов, распоряжаться их платежами подобным образом. В итоге строчки в квитанции разделили, и у граждан появилась возможность самим выбирать, сколько и куда платить. Красноярскэнергосбыт тогда привлекли к административной ответственности и обязали выплатить государству штраф… 20000 рублей.
Кто, если не мы?
До вынесения прокуратурой вышеупомянутого предписания у супругов успел накопиться, как они написали в иске, фиктивный долг за электроэнергию в размере 514 рублей. Это как раз те средства, которые Красноярскэнергосбыт в свое время незаконно перевел на счета регионального Фонда капитального ремонта. Впоследствии пенсионеры, разобравшись в сути программы капремонтов, свой долг перед фондом полностью погасили - причем напрямую, без посредничества энергетиков. Но вот долг за свет никуда не делся. Из-за него, в частности, Людмила Александровна в течение полутора лет не получала положенные ей по закону как ветерану труда меры социальной поддержки (супруги потом подсчитали, получилась солидная сумма - более 20 тысяч рублей). Попытки что-то доказать поставщику электричества ни к чему не привели. Тот, кажется, и не собирался возвращать средства, когда-то переведенные фонду, и продолжал передавать в соцзащиту сведения о задолженности семьи, что в свою очередь не позволяло им получать субсидию на оплату ЖКХ.
Как поступило бы большинство наших людей? Смирились, погасили долг и жили бы дальше спокойно. Добиваться правды себе дороже. Все-таки речь шла о совсем небольшой сумме - что такое 500 рублей по сравнению с последовавшими из-за всей ситуации потерями? Людмила стала уговаривать мужа: «Хватит бороться с ветряными мельницами - заплатим и будем жить спокойно». Но Валерий отступать не собирался уже из принципа: «Все должно быть по закону. Кто, если не мы сами, постоим за себя?» Поняв, что общаться напрямую с Красноярскэнергосбытом больше не имеет смысла, пенсионер начал готовить документы в суд. Поднял все платежки, квитанции и чеки за 2 года, вооружился калькулятором, обложился всевозможными законами и постановлениями и принялся считать. Недаром он математик по образованию!
Суд идет
Предварительное слушание по иску Валерия и Людмилы к Красноярскэнергосбыту состоялось 26 января. Супруги хотят добиться признания своего долга перед Красноярскэнергосбытом в размере 514 рублей недействительным и взыскать с ответчика понесенный в результате его действий материальный и моральный ущерб. В качестве третьей стороны в судебном процессе также участвует Управление соцзащиты. Заседание было посвящено процессуальным вопросам - к делу приобщались необходимые документы, стороны заявляли ходатайства, определялись обстоятельства и сроки, имеющие значение для правильного рассмотрения дела. Красноярскэнергосбыт настоял на привлечении в качестве третьей стороны также регионального Фонда капитального ремонта многоквартирных домов в Красноярском крае. Несмотря на возражения истца, суд ходатайство принял, так как последующее решение суда может так или иначе затронуть интересы фонда. Ведь именно на его счет два года назад были переведены те самые спорные 514 рублей - и остаются там до сих пор.
Что примечательно, ответчик, из-за которого слушание уже переносилось с начала января, снова оказался не готов к заседанию. Представитель Красноярскэнергосбыта не владел цифрами и не мог назвать точную сумму долга истца за указанный период. Также ответчик не предоставил суду возражение на исковое заявление. В итоге Красноярскэнергосбыту дали еще 2 недели на подготовку возражения и произведение необходимых расчетов, а истцам еще 6 дней на ознакомление с документами. Первое заседание, где дело будет рассматриваться уже по существу, назначили на 21 февраля. В общем, процесс окажется долгим.
Одна маленькая, но важная деталь
Пока Валерий С. готовился к суду, он обнаружил одну маленькую деталь, которая подвигла его обратиться еще и в краевую прокуратуру. Он считает, что ему регулярно занижалась социальная норма. Об этом пенсионер сообщил в своем заявлении. По закону Красноярского края соцнорма составляет 75 кВт.ч на человека в месяц. В пределах этой нормы стоимость электроэнергии в настоящее время - 1,58 руб./кВт.ч, а все, что сверх, оплачивается по коммерческому тарифу - 2,52 руб./кВт.ч. Из расчетов пенсионера же выходило, что некую часть от социальной нормы ему регулярно рассчитывали по коммерческому тарифу. По словам Валерия Михайловича, такая тенденция прослеживается только с сентября 2014 года, и за этот период он «переплатил» энергетикам 285 рублей. Пенсионер уверен, что в расчетах Красноярскэнергосбыта имеется ошибка, а также что она не случайна. «Как математик с университетским образованием, разработчик алгоритмов автоматических систем управления и программист с большим стажем, со всей ответственностью заявляю: расчет социальных норм для абонентов в квартирах и домовладениях с электроплитами (для владельцев газовых плит тарифы другие. - Авт.) производится по единым алгоритмам - то есть, как и в моем случае. Модификация программы под каждого из 600 с лишним тысяч абонентов просто невозможна», - указал он в своем обращении к прокурору края.
Краевая прокуратура ответила. В письме надзорного органа говорится, что Красноярскэнергосбыт отказывается принимать доводы пенсионера, следовательно, имеет место спорная ситуация, которая может быть разрешена в судебном порядке.
Также отмечается, что это обращение - единственное, других жалоб по такому поводу в прокуратуру не поступало. Что касается подозрений заявителя о неправильных алгоритмах и программах - пусть обращается с этим в полицию, там есть следователи, которые и занимаются подобными делами. Или, опять же, в суд.
Валерий Михайлович такой реакции прокуратуры не удивился. Но сдаваться все равно не намерен - он планирует подать заявление в антимонопольную службу. И наконец выяснить - кто прав? Ведь железногорский пенсионер тоже может ошибаться. А вдруг в своих расчетах по соцнорме он просто не учел плату за общедомовое потребление электроэнергии, которая также ложится на плечи жильцов? Или, например, дело в том, что супруги не подавали ежемесячно в Красноярскэнергосбыт показания счетчика, и расчет им производился по средним значениям с последующей корректировкой? Или все-таки неправа компания-монополист в своих начислениях?
«ГиГ» будет следить за развитием событий.
Евгения ПЕРЕСТОРОНИНА