В начале февраля жители города получили квитанции на оплату коммунальных услуг за январь 2017 года. В них отразились последние изменения в законодательстве по ЖКХ. Как и предупреждали представители ГЖКУ и муниципалитета, итоговые суммы по разным причинам существенно отличались от декабрьских начислений. По какому принципу одни стали платить меньше, а другим пришлось раскошелиться от нескольких сотен до нескольких тысяч рублей? Мы провели анализ квитанций ЖКХ за декабрь и январь. И вот что выяснили.
Первыми на новые квитанции отреагировали, как водится, соцсети. В паблике «ГиГ» «ВКонтакте» сразу же появились сообщения. «Нам пришла квитанция примерно на 800 рублей больше, - написала Кристина Семкина. - Оказалось, что почти вся эта сумма ушла в отопление: в этом месяце резко на 600 больше стало». «Прописано ноль, но нынче считают норму воды по количеству собственников. Так что теперь придется ставить счетчики, даже если там никто не живет. Была оплата 1900, а за январь 3200», - сообщила пользователь Дарья Че. «У меня выросла квартплата в 2,5 раза! В декабре было 2080, а стало 4300! За что? За однокомнатную квартиру?» - негодовала Аня Суринова.
«У нас на 90 рублей стоимость поднялась, а у родителей на 300 рублей понизилась», - недоумевала Олеся Гарус.
В чем же дело? Почему такая разница в оплате услуг ЖКХ? Вооружившись калькулятором и лупой (!), мы перешли к анализу платежек журналистов «ГиГ», чтобы уловить, скажем так, тенденцию начислений.
Все сотрудники «ГиГ», чьи квитанции анализировались, проживают в разных районах города, в домах разного года постройки, разной этажности, и число жильцов, зарегистрированных в квартирах, также разное. С одной стороны, сравнивать цифры при таких условиях не совсем корректно, с другой - именно это обстоятельство позволяет представить картину по городу в целом.
Вот что у нас вышло.
Практически у всех плата за отопление возросла примерно на 300-400 рублей, что было ожидаемо. Железногорцев заранее предупредили: многие дома, где установлены общедомовые счетчики, тепло перерасходовали - зима 2016 года оказалась намного суровее предыдущей, поэтому и топили жарче. Жильцам придется заплатить и за перерасход, и за увеличенный объем услуг, поскольку именно от этих данных будет отталкиваться управляющая компания при начислении за отопление весь 2017 год. Оставим пока за скобками рассуждения на тему, почему за тепло в своих квартирах железногорцы платят намного больше, чем жители краевого центра. Болезненный для всех вопрос не находится в компетенции управляющих компаний. Нас больше заинтересовала плата за воду. Мы сравнивали строчки в квитанциях квартир, где установлены водосчетчики, и где их нет. Там, где расчет велся по нормативу, изменения в оплате произошли с учетом повышающего коэффициента 1, 5. Две-три сотни рублей сверху по отношению к декабрю. Что, в принципе, было ожидаемо.
Но намного любопытнее сложилась ситуация с начислением за воду в квартирах с установленными приборами учета. Нередко можно услышать рассказы о том, что после установки водосчетчиков никакой экономии в семейном бюджете не произошло - платить требуют столько же, а иногда и больше. Именно с этой ситуацией столкнулась одна из сотрудниц «ГиГ», проживающая на Восточной. Она опешила от цифр в коммунальном квитке - плюс полторы тысячи рублей! Тут же выяснили, скачок произошел из-за воды. Почему?
Индивидуальные приборы учета появились в квартире 10 января 2017-го. Всем давно известно, что норматив потребления как холодной, так и горячей воды намного завышен. Установленные объемы нереально исчерпать, даже если будешь каждый день несколько раз пользоваться стиральной машиной и принимать ванну. Горожанка наконец-то решилась раскошелиться на счетчики после того, как узнала об увеличении с начала года повышающего коэффициента. В квартире прописано пять человек, и новые расходы могли стать неподъемными для семейного бюджета. Но сэкономить не получилось. Вместо 21 кубометра холодной воды, которые по нормативу выставлялись на эту квартиру, в январской квитанции значилось 35, 5 (!) Точно такая же ситуация с горячей водой и водоотведением.
«Понятно, что первые 10 дней января расчет велся по нормативу, но почему в другие дни не отразилось наличие счетчиков?» - недоумевает сотрудница газеты. Так когда же начинается начисление по приборам учета, которое теоретически должно привести к экономии?
«С момента, когда счетчик опломбирован специалистом ЖЭК, - объясняет бухгалтер ЖЭК-2, куда мы обратились за комментарием. - Но платить меньше собственник не станет, поскольку по действующему Постановлению правительства РФ №400 базовыми показателями являются данные за декабрь прошлого года. После установки счетчиков люди начинают намного меньше лить воды. И при расчете платы коммунальных услуг снимается корректировка (столбец со знаком минус). В первую очередь мы экономим бюджетные деньги, а собственник получает то, что останется.
Тогда зачем вообще тратиться на установку индивидуальных приборов учета, ведь населению твердят, что это выгодно и для них? Тем более, установка иногда тянет тысяч на тридцать, а потом еще и платная поверка счетчика. Стоит ли игра свеч?
- Чтобы избежать уплаты повышающего индекса, - ответила просто бухгалтер.
Но выше мы приводили пример, когда уплата повышающего коэффициента обходится собственнику в две-три сотни рублей в месяц, а установка счетчика требует более капитальных вложений - в разы больше. Впрочем, волшебное уменьшение оплаты за воду благодаря приборам учета все-таки происходит. У одних через несколько месяцев после установки, у других через год-полтора. Такие приятные цифры в своей квитанции за январь увидел всего один сотрудник «ГиГ», проживающий на Школьной.
В декабре 2016 года он, судя по платежке, израсходовал 9 кубометров воды и заплатил за них 206 рублей, а в январе прибор показал около 4 кубов. И обойдутся они в 83 рубля. Как говорится, почувствуйте разницу! Точно такая же ситуация с теплононосителем, тепловой энергией и с водоотведением. В январе общая стоимость коммунальных услуг (при этом тепло в квартире подорожало на 300 рублей!) вышла ниже декабрьской на 688 рублей. Выяснилось, что счетчики сотрудник «ГиГ» поставил больше года назад, а работать на его кошелек они стали только недавно.
Уверены, что подобных нюансов много, и, вероятно, железногорцы оборвали телефон ГЖКУ, требуя ответов на свои вопросы? Но на горячей линии управляющей компании нам сообщили - к их удивлению, большого количество обратившихся по вопросам начисления за коммунальную плату пока нет.
- Все появившиеся вопросы нужно адресовать бухгалтеру ЖЭК, - посоветовали на горячей линии. - Каждый случай индивидуален, и объяснить причины повышения оплаты могут только специалисты.
Но как утверждают горожане в соцсетях, выяснять, почему у них получились такие большие суммы в квитках, бессмысленно. Коммунальщики ссылаются на то, что они действуют согласно действующим нормам и изменениям в законодательстве. Только есть ли логика в этих коммунальных законах, если платить населению приходится все больше и больше? А что взамен?..
В ближайших номерах мы продолжим разговор о новшествах ЖКХ. Например, о том, каким образом вы можете получить огромный штраф, если не пустите в квартиру специалистов управляющей компании для проверки счетчика.
Марина СИНЮТИНА, член Общественного Совета по ЖКХ