Депутатская комиссия по социальным вопросам прошла на редкость бурно. Особенно жарко обсуждался вопрос о возможности нового размежевания придомовой территории, с которым обратились к народным избранникам председатели советов домов по Курчатова, 30, Курчатова, 36 и Курчатова, 38.
Они требовали выделить территории своих домов из огромного участка, включающего еще 11 домов по Королева.
Общественники рассказали следующую историю. Ежемесячно ГЖКУ выставляет счет за скашивание травы, уборку листьев, спиливание деревьев, завоз песка в песочницы и тому подобное. Но рядом с домом 30 по Курчатова вообще нет никаких деревьев и детской площадки - лишь дорога. Жильцов по Курчатова, 38 вынуждают отдавать деньги не за уборку крошечного клочка зелени у дома, а за все газоны по Королева. Стоимость обслуживания придомовой территории с каждым годом растет, и люди стали отказываться платить за то, чего нет. Но вскоре выяснилось, что ГЖКУ ничего не нарушает: поскольку в плане размежевания Железногорска в данный земельный участок входит 14 домов, следовательно, расходы на его содержание ложатся на всех жильцов этого анклава.
Почему столько домов включили в одну территорию?
- Микрорайон проектировался как единая структурная градостроительная единица с детскими садами, магазинами, общими проездами, - пояснил депутатам Сергей Добролюбов, главный архитектор города. - Поэтому при составлении плана размежевания участки всех 14 жилых домов, расположенных в микрорайоне, и были объединены.
Предполагалось, что таким образом удастся избежать конфликтных ситуаций, которые могли возникнуть при выделении земли для каждого дома. Чтобы, к примеру, жильцы не смогли запретить проезд по их отрезку внутриквартальной дороги. Решение действительно разумное. Однако 10 лет назад, когда устанавливались границы участков, никто даже не предполагал, насколько вырастет плата за услуги ГЖКУ.
Но не только денежные вопросы сегодня волнуют людей.
Уже три года жильцы Курчатова 32, 34, 36 и 38 пытаются установить шлагбаум, чтобы по их дворам не передвигались многочисленные автомобилисты, объезжающие на большой скорости сложный участок - угол Королева и Курчатова.
- Люди провели пять собраний, трижды обращались письменно к главному архитектору, - рассказал на комиссии депутат Алексей Федотов. - Добролюбов заявил: «Я не вижу никаких проблем! Хотите сделать шлагбаум, пожалуйста!» Но предлагал выполнить такие-то и такие-то условия. Требования удовлетворялись, но чиновник каждый раз выставлял новые.
Все окончательно застопорилось, когда жителей Курчатова отправили спрашивать разрешение на установку шлагбаума к жителям Королева. Но те вообще отказались обсуждать этот вопрос, ведь опасная дорога не проходит вдоль их домов. «Кирпич» поставить здесь, как выяснилось, невозможно - ГИБДД заявила: «Не положено!»
- Существуют ли механизмы размежевания? - спросил председатель депутатской комиссии Анатолий Новаковский.
Как объяснила депутатам заместитель директора Управления имуществом, землепользования и землеустройства Ирина Лукина, есть два варианта решения проблемы. Можно составить отдельное соглашение на обслуживание территории без ее раздела. В этом случае устанавливаются границы придомовой территории и выполняется кадастровая схема (естественно, за счет собственников). Но эта схема обязательно должна быть согласована общим собранием жильцов - с кворумом 2/3.
Второй вариант предусматривает раздел участка. В этом случае также нужна кадастровая схема, но проголосовать за размежевание должны все 100 процентов жителей.
На первый взгляд, ничего сложного. Но разрешение на размежевание должны дать собственники всех 14 домов, как и в случае с установкой шлагбаума. Понятно, что это нереально.
- В прошлом году асфальтировали дворы, в том числе несколько по Королева. Согласовывались ли работы по благоустройству со всеми домами микрорайона? - поинтересовался депутат Евгений Балашов.
Судя по ответу представителя управляющей компании, согласования с собственниками по поводу ремонта дворов проводились по каждому дому отдельно.
- Получается, когда ГЖКУ выгодно, ему достаточно решения одного дома, а когда инициатива идет от жильцов, требуются согласие собственников всех 14 домов? - возмутился депутат Федотов.
Балашов предложил жильцам домов по Курчатова сменить управляющую компанию. Представитель ГЖКУ тут же заявила, что в таком случае все расходы по содержанию земельного участка лягут на оставшиеся 11 домов, и они вряд ли поддержат такую инициативу соседей. Но можно же вообще отказаться от придомовой территории, такой вариант не исключил Федотов. Земля тогда отойдет муниципалитету. Но есть большой риск, что в этом случае прямо под окнами появится еще одно здание либо автостоянка. Мало ли что захочет сделать новый владелец!
Короче, куда ни кинь, всюду клин!
- Почему при составлении плана земельных участков не учитывали мнение жителей? - зашумели депутаты.
Но на самом деле, 10 лет назад, когда органы местного самоуправления обязали провести работу по размежеванию территории, проходили и депутатские комиссии, и публичные слушания, а все документы находились в свободном доступе. Учитывались все пожелания железногорцев. Другое дело, что этих пожеланий в итоге набралось раз-два да обчелся - 99 процентов жителей города традиционно не откликнулись. Скорее всего, потому, что мало кто понимал, кому и зачем нужна вся эта затея, и к чему она может привести. Специфика застройки нашего города сложилась исторически. Строили так, как требовали нормативы того времени. Никто никогда не думал, что государство при переходе к капитализму решит ввести земельный налог на пользование землей под МКД.
Черту под бурными обсуждениями подвел председатель комиссии Анатолий Новаковский. Он предложил вернуться к вопросу снова и пригласить на комиссию все заинтересованные стороны, в том числе представителей администрации и прокуратуры с уже готовыми вариантами решений.
- Жители должны иметь возможность выделить свою территорию, - заявил председатель. - Но для этого нужны законные основания и понятный механизм. И мы их найдем, я уверен.
Марина СИНЮТИНА