Понедельник, 13 Января, 2025
Железногорск, Красноярский край

В сердце огня

11 мая 2017 / Есть тема / 0
Снег в начале мая принес практически осеннюю свежесть, воздух стал чист и прозрачен, утихли бушевавшие пожары. Даже не верится, что еще недавно в Железногорске окон не открывали: затянутые дымом улицы, алое зарево над горнолыжкой, первое место в топе краевых новостей - лес вокруг Железногорска горел так, что всем мало не показалось. И град комментариев в поисках виноватых: плохо следят, плохо тушат, плохо, плохо, плохо.

Словом, как учить, лечить, руководить, а теперь еще и пожары тушить, знает каждый. И Горлесхоз, и пожарные от обвинений особо не отбивались: некогда было. Теперь же, когда наступило затишье, самое время задать накопившиеся вопросы. Железногорец Игорь Шехоркин, автор блога «Игорь-лесник» на Ютубе и сотрудник лесхоза - один из тех, кто лично в эти дни пытался справиться с огнем. И имеет свое представление, кто виноват и что делать.

Сезон только начался

- В лесхозе я работаю четыре года. И каждый год примерно в это время лес горит. Говорят, сами лесники и жгут, - это так, но мы всегда все контролируем, это безопасно. У меня и видео есть, что у нас горит только то, что надо по плану. Назвать эти пожары самыми страшными не могу, даже с прошлым годом пока трудно сравнивать, сезон еще только начался, неизвестно, что нас ждет. И раньше бывали трудные случаи, вот в позапрошлом году, например, в Подгорном был пожар на большой территории, тяжко было, пришлось попотеть.

Надо кромку тушить

- Мы всегда на посту, но нас, увы, не тысячи. Да, постоянно объезжаем сложные места, но никогда не угадаешь, где какой больной человек начнет жечь, а потом еще и нас обвинять.
Когда горела горнолыжка, я был на Саянской, потом оттуда сразу на кладбище. Обычно как бывает: либо мы сами обнаруживаем пожар, либо ЕДДС сообщает, где горит. Состав всегда готов, ранцы наполнены, сразу выезжаем. Как тушить, решаем на месте. Распределяемся, люди у нас опытные, знают, как действовать. Главная проблема -сложный рельеф, я даже видео отдельное хочу записать, чтобы показать, кому интересно. Люди часто думают: внизу надо потушить, а вверху не горит. Все не так. Как раз чтобы предотвратить распространение, надо подняться наверх и забить кромку огня. Сколько там идти, не знаю, но далеко поднимались. Ранец за спиной - 20 литров, в руках пожарная метла, дорог нет - потихонечку ползли.

Там, в распадках, есть теневая сторона, где еще снег лежит, а по солнечной как раз огонь поднимается, а потом снова вниз. Так и было на Саянской: один распадок мы отбили, дальше огонь идет по верху, и уже на следующем распадке его забили. Задача была не допустить, чтобы пламя перекинулось на большой распадок, где АФУ. Справились, локализовали, успели до темноты.

Возле коттеджей в первый же день забили пламя, а вот в сторону Сайлыка только на следующий день. Много выгорело, если не ошибаюсь, порядка трехсот гектаров. Потом ходили, караулили, чтобы нигде трава не разгорелась. Оставались тлеть пни, поваленные деревья, их все не затушишь, следить приходится.

Ранец да метла

- Если ранец использовать без остановки, то воды всего минут на 10-15 хватит. А дальше пожарной метлой. Машина с баком наверх заехать не может, дороги же нет. Конечно, если поблизости есть ручей в распадке, то спускаемся и набираем воду. А бегать за ней вниз к машине и опять вверх тяжеловато, да и долго. Поэтому когда запас в ранце кончается, метлами работать продуктивнее.

Но мало того, что тяжело, еще и опасно: в наших лесах каждый год деревья подгорают, сохнут. И начинают падать. Иногда даже огромные стволы валятся, с грохотом, как в кино. Бывает, так упадет, что верхушка попадает на не выжженную часть. Тлеет постепенно и снова поджигает, приходится по несколько раз выезжать.

Ночной дозор

- Нас упрекали, что мы не имеем права никуда уходить, пока не потушим до конца. Даже ЕДДС нам сообщала вроде как такое негласное указание. Но тут есть правила, инструкции, нарушать их мы не имеем права. Поэтому ночью не работаем. Это нужно людей выводить в отдельную смену (а где их взять?), оборудование необходимо, фонари хотя бы, еще что-то. У нас ничего этого нет.

Я ночью работал всего один раз, это еще при прежнем директоре было. В районе КПП-1 до часу ночи тушили, а как последний огонек забили, все: куда идти - непонятно, одна чернота вокруг. Повезло, там ровное место, позвонили водителю, он нам фарами сигналил, так и вышли. А в тайге на горе куда идти? Уж я эти леса знаю, как свои пять пальцев, но иногда так завернешь, что трудно выбраться. Ночью и подавно!

Можем лишь пальчиком погрозить

- Девяносто девять процентов пожаров - по вине человека. Из-за людей наш горный хребет каждый год и горит. Причем в любом месте вспыхнуть может: то свалки за гаражами подожгут, то шашлыки устроят. Как это остановить? Если только с утра до вечера ходить и следить! Но опять же: мы можем лишь пальчиком погрозить и вызвать полицию. Только на выходных патрулируем с пожарными и с полицией, заезжаем в места, где чаще костры жгут. Мы бы и сами все делали, но полномочий нет, даже протокол составить не имеем права. А на наши уговоры люди по-разному реагируют: одни сами тушат костер, а другие с кулаками кидаются. Что с этим сделать можно?

А нам, конечно, хочется иметь технику, на которой можно в гору подняться. Каждому бы леснику мотоцикл или квадроцикл, чтобы при сообщении о возгорании мы через пару минут доехали бы и затушили. Еще бы сотрудников побольше, но это уже утопия: откуда возможность принять сто человек на работу, пусть и на короткий период?

Каждый день наготове

- Несмотря на все трудности, мне нравится моя работа. С детства дед-таежник привил любовь к походам, а потом уже сам. В лесу хорошо: столько интересного, столько историй разных. Зайцев мне не доводилось спасать, а муравейников много уберегли.: Когда видишь, что огонь на муравейник идет, то всегда, если есть возможность, вокруг территорию выжигаем и тушим. Муравьи же санитары леса, где они – нет клещей, как их в беде бросишь.
Я много где работал, но вот когда вернулся в город, устроился в лесхоз - нашел дело по душе, это мое. Сейчас у нас один острый период прошел, уже легче. Но мы каждый день наготове!

Записала София БЕЛОБРОВКА
Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения