Среда, 25 Декабря, 2024
Железногорск, Красноярский край

Валерий ГОЛОВКИН: «Не просто говорить «халва», а делать»

30 июня 2017 / Есть тема / 0
Когда вокруг много разговоров о развитии и его стратегии, возникает резонный вопрос: кто воплотит радужные проекты в жизнь. Очевидно, что эстафету примет новое поколение - сегодняшние детсадовцы и школьники. Как должна выглядеть школа будущего, рассказал руководитель Управления образования Валерий Головкин.

- Валерий Геннадьевич, только в новейшие времена так называемый образ ученика менялся несколько раз. Кого теперь обучать будем?

- Верно, был период советской школы, там мы формировали условия для развития гармоничной личности. Это, на мой взгляд, было неплохо. Потом пришли 1990-е, в стране было очень «весело», и мы пытались создавать уже модель выпускника. При этом на всех уровнях спорили насчет самой идеи модели. Ведь когда каждый ребенок - личность, это непросто. Уравнять, усреднить всех намного легче - это взвод в одной форме, одного роста, одного уровня. И хорошо, что перестали об этом говорить. Сейчас третий, очень серьезный этап: в рамках введения нового поколения федерального образовательного стандарта заговорили о выпускнике, который должен обладать определенным набором качеств или компетенций.

- То есть стратегия нашего образования сейчас - привить ученику этот набор?

- Важно понимать, что стратегию определяют Федерация и субъект, муниципалитет реализует тактику. И мне кажется, независимо от того, кто возглавляет Министерство образования, невзирая на эпохи и личности, у школы очень серьезная задача - подготовить ребенка к жизни. Это значит не просто натолкать в него знаний по разным предметам, а научить не пристраиваться к жизни, но интегрироваться в нее. И термин «адаптация» именно так понимается.

- Значит, упор все-таки будет перенесен с теории на практику?

- Это такая дискуссия, что называется, с бородой. Образование в советской школе было фундаментальным, мы не первый раз обсуждаем, надо ли в таком объеме учить основы математического анализа, физику, геометрию и так далее. И говорим об образовании, ориентированном на практику. Но я могу заверить, что любой предмет содержит эту практическую составляющую. Учебник - лишь некий стержень, вокруг которого должно быть все остальное. Дальше все зависит от мастерства учителя. Если спросить любого ребенка, какой педагог ему нравится, скорее всего, он назовет того, кто выходит за рамки учебного пособия.

Идешь на урок, подумай: перед тобой класс, и он должен 45 минут тебя слушать, причем с горящими глазами. Тогда ход следующий: надо заинтересовать. А как? Потому что это интересно мне - бесполезно. Потому что это ему пригодится - тогда выход на практику.
В том, старом, понимании это задача интеграции предметов. Чтобы физика, математика и география не заканчивались за дверью кабинета. Не раз мы обсуждали, что ученик на одном уроке ничего не помнит о других, на химии он вдруг ничего не знает о физике, эти знания у него отключены, связи нет. И не надо заставлять его любить физику, надо показать перемычку между предметами. Тогда формируется целостная картина мира, и ученику становится понятно, что школьные знания, способы их получения ему пригодятся. Он учится выстраивать мостики: в сфере ЖКХ одни ходы, и я их знаю, в экономике другие, их я тоже знаю. Это сложно - да; мы мало к этому готовы - тоже да.

- В таком случае, может, стоит брать пример с зарубежных школ, где образование прикладное?

- Почему мы каждый раз ссылаемся на опыт зарубежной школы? Потому что там изначально все ориентировано на практику. Там легко относятся к курсу математики, понимают, что дело не в формулах. У меня всегда была категоричная позиция: не надо заставлять детей заучивать и потом проверять, сколько они помнят. У одного память хорошая, он влет усвоит, а другого бесполезно мучить. Это как в русском языке: есть люди, которые не знают правил, но обладают природной грамотностью и пишут без ошибок, ниже 4 не бывает оценки за диктант. И что, такого ученика наказывать за невыученные правила? Можно какие-то вещи не помнить, кроме основополагающих, но знать, где их найти. Страшнее, если я и не учу, и не понимаю, где искать.

- Получается, стратегия развития образования сейчас - интегрированная школа?

- Мы уже на следующем уровне: от интегрированности переходим к метапредметности, когда совокупность знаний позволяет ребенку ориентироваться в любой самой неожиданной ситуации. Такой элемент есть в проекте «Школа Росатома» - метапредметные олимпиады. И то, как ведут себя дети, у организаторов этого события вызывает восхищение. Речь о совершенно другом уровне, не механической интеграции, а изменениях подхода на уровне сознания. Высший пилотаж!
Вот именно этому и можно позавидовать у зарубежных коллег. Мы, в отличие от них, только нарабатываем опыт, идем по этому пути, более того, обязаны по нему идти.

- Разве идем? Наши программы и учебники составлены так, что даже провести параллели между предметами трудно: на истории изучаем X век, а на литературе, например, XIII-й.

- Об этом как раз говорил глава ЗАТО Вадим Медведев на совещании по «Школе Росатома», и я абсолютно с ним согласен: когда учились мы, в советской школе, за нас решали, какие предметы и с какими акцентами изучать. Сейчас другой период, может, не революция, но близко к ней. У каждого ребенка как у личности есть свои качества. Наша задача - создать условия для их развития. Принципиальность нового подхода в том, чтобы через 10 лет (а может, позже) выйти на создание индивидуального учебного плана для каждого ребенка. Пока это фантастика. Ведь сейчас план один, и мы, как в армии, по нему топаем от подъема до отбоя. А чтобы развивать личность, нужна отдельная программа. И выбор учебников должен быть, но не такой сумасшедший, как некоторое время назад. У нас же перепады: сначала все зажато в узкие рамки, потом столько свободы, сколько можете унести. И то, и то неправильно. Пометались и стали искать золотую середину. Нашли - федеральный перечень учебников. Там тоже не без перекосов: считаю, что по некоторым позициям отказались от очень хороших, содержательных пособий. Но хотя бы не размазываем силы.
Но, повторю, идеальный вариант - индивидуальный учебный план. Тогда на выходе получим не массу, а совокупность личностей.

- К вопросу о личности, умеющей выбирать. За рубежом после школы юноши и девушки нередко работают или путешествуют, чтобы понять, кем они хотят стать, где учиться. А мы требуем, чтобы ребенок определился со своей судьбой задолго до ЕГЭ. И что выходит: большинство из нас идут в вуз по совету родителей или за компанию.

- Эпохи разные. Да, за нас с вами многие вещи решали - факт. Но сейчас молодежь другая, мир изменился, иной уровень развития общества - оно информационно насыщено, в наше время такого не было. И мы видим, как быстро взрослеет молодежь. Это раньше происходит, фактически по паспорту - в 14 лет. Не биологически, но психологически и морально.
Хотя можно, конечно, быть размазней в и в 20, и в 30, и в 50, и не уметь принимать решения. Но мы же к другому стремимся. Сейчас школу оканчивают 17-18-летние юноши и девушки, почему бы не согласиться с тем, что к этому времени они должны повзрослеть? Но тогда и школьная жизнь должна быть организована так, чтобы к моменту выпуска ребенок понимал: ему выбирать, что дальше.

- Если прикинуть на перспективу, школа станет такой, скажем, через 10 лет? Или как она будет выглядеть?

- На 10-летнюю перспективу мы посмотреть можем: есть две подзорные трубы. Первая - «Стратегия-2030» Красноярского края, вторая - «Стратегия развития Железногорска 2030». Я не думаю, что за 10 лет ситуация поменяется кардинально, хотя и такое возможно. Мне представляется, что к 2030 году Железногорск станет иначе выстроенной системой. В том числе и с точки зрения архитектуры. Тут не грех посмотреть за бугор: мне нравятся мощные пространства образовательных учреждений, гигантские учебные площади, организованные, например, по принципу сот, площадки на открытом воздухе.
Хотелось бы, чтобы вся инфраструктура, вся среда и уклад были заточены под создание максимально комфортных условий для детей. Не в казенный дом ребенок пришел, а в храм образования: компактно, пристойно, красиво.

- И без технологий никуда?

- Конечно, я мечтаю, чтобы к 2030 году в образовании было все самое современное: начиная от вешалки в гардеробе до техники и последнего стула. Нельзя формировать личность на диспропорции между образовательным учреждением и жизнью за его пределами. Если в школе уровень среды на порядок ниже, я точно знаю, что и воспитательный, и образовательный эффект будет куда слабее. Нельзя вчерашним днем решить проблемы завтрашнего. Надо идти в ногу со временем.

- Вместо рюкзака с горой учебников один гаджет, в котором вся информация и тот самый индивидуальный план...

- Да, и коллег своих мне хотелось бы видеть в новом состоянии. Когда учитель как рыба в воде ориентируется во всех тонкостях стандарта, в курсе, что сделать, чтобы ребенок приобрел самостоятельность, умел выбирать и отвечать за свой выбор. И я мечтаю, чтобы мы не решали вопросы, кто пришел или не пришел на собрание, закурил за углом школы или кому-то нахамил. Чтобы семья и школа стали партнерами в важном деле. И чтобы основная работа учителя была связана только с ребенком. А все аттестации, отчеты, бумаги ушли в небытие, пусть этим занимается некая отдельная служба.

- Но ведь невозможно создать здесь изолированную идиллию.

- Должна кардинально поменяться политика государства. Нужны реальные дела, не просто говорить «халва», от этого слаще не станет, а действовать. И конечно, должно измениться общество.

- В потенциал Железногорска вы верите?

- Железногорск выгодно отличается от других территорий. Для Красноярска мы раздражитель - в хорошем смысле, а также потенциал и поддержка. Мы
этим гордимся, и предлагаем это использовать. Наш город - территория новых знаний и технологий. Я уверен, эту планку мы не потеряем. Поскольку с такими прекрасными детьми и родителями мы просто не можем иметь другой результат, это просто неприлично, ведь мы живем в Железногорске.

Беседовала София БЕЛОБРОВКА
Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения