Готовится масштабная перезагрузка благоустройства территории Железногорска - появятся новые арт-объекты, пешеходные зоны, открытые общественные пространства, да и вообще - город станет ярче, зеленее, комфортнее. Виною тому предстоящий Год экологии, а также участие Железногорска в федеральной программе «Моногорода», где мы, кстати, одни из немногих российских регионов, кто представил комплексную программу развития и поддержки благоустройства ЗАТО.
Подробности программы изложим позже, а сейчас давайте вспомним, какие интересные и неординарные идеи по развитию городской среды предлагались ранее.
Презентация проекта от Санкт-петербургского института территориального планирования «Урбаника» вызвала бурные споры на заседании Общественного совета при главе ЗАТО. «ГиГ» предлагает читателям ознакомиться с концепцией, предложенной урбанистами, и уже самим решить, есть ли среди этих идей что-то, что поможет нашему городу осовременить свой облик.
Сталинский ампир, проспекты многоэтажек и малоэтажная застройка – вроде бы, что еще нужно для современного города? Однако Железногорску, в котором есть понятие не только о градостроении, но и об архитектуре (немного же городов края могут этим похвастаться!), есть куда стремиться. Один из вариантов - предложения, что разработали в институте «Урбаника» по заказу компании «Северо-Запад», идеолога железногорского кластера.
Главное предложение петербуржцев – развитие города за счет застройки и уплотнения центра - большинством было воспринято в штыки. Причем, как заметили эксперты, всем ярым противникам коренных изменений за 50. Молодые же только качали головами – зачем же так сразу отвергать идею, быть может, слишком революционную для сегодняшнего дня? Ну а для завтрашнего?..
Мысль о том, чтобы начать застраивать центр Железногорска и уплотнять исторические кварталы, действительно воспринимается как кощунственная, но это только на первый взгляд. Давайте разберемся, в чем суть такого предложения.
Разработчики понимают, что мало кого из горожан устроит перспектива жить теснее, поэтому предлагают взамен более высокий уровень благоустройства и экономное использование оставшихся пространств для нужд людей. Так, например, на уровне первых этажей внутри получившегося квартала можно организовать парковку, а на уровне вторых – прямо на крыше паркинга – обустроить те самые приватные дворики. Подобное двухуровневое устройство имеют дворы красноярского «Южного берега». По проекту урбанистов, для посторонних доступ в приватное пространство закрывается системой КПП, но при этом арки, проходы и внутридворовые дорожки позволяют в случае ЧС проехать пожарной машине. Первые этажи перепланируются для коммерческого или общественного использования. Попасть в магазины, салоны красоты и прочие заведения можно будет со стороны улицы - поток посетителей таким образом организуется без ущерба для комфорта жителей квартала.
Кстати, питерские урбанисты изучили и бизнес-среду Железногорска. Результат не самый утешительный – хотя потенциал для развития торговли и сферы услуг здесь немалый, несовершенная структура городской застройки делает нерентабельными многие рыночные ниши. Низкий поток потребителей в центре города и малая заселенность приводят к тому, что новые магазины быстро разоряются. А покупатель отправляется в ту же «Планету» в Красноярске, где есть все необходимое. Ситуацию надо менять, и один из способов – положить «Планету» на бок, сделав улицу Ленина центром городской торговли. Тех магазинчиков, что уже есть, совсем не достаточно. Но если все, что нужно жителю, можно будет купить в родном городе в пределах одной улицы, необходимость выезжать на шопинг в краевой центр отпадет сама собой.
Что предлагается?
На месте ТЭА разработчики предложили создать так называемую станцию «Соцгород», транспортный хаб с облегченным режимом доступа. На 10 тысячах квадратных метров разместились бы торговые и конгрессно-выставочные зоны, офисы, объекты общественного питания, магазины продуктов и товаров в дорогу, аптека, почтовое отделение. Главное достоинство такой масштабной бизнес-инфраструктуры - свободный доступ для иногородних. Пропускной контроль находился бы только на выходе из здания. И вот тут-то впору было бы задуматься о ж/д сообщении с Красноярском!
Строительство транспортного хаба обойдется в 800-900 миллионов рублей. Кстати, весьма успешный пример подобного рода станции есть в швейцарском городке Цуг, численность населения которого не превышает и 30 тысяч человек.
Фото: RailCity Zug – транспортный хаб в 30-тысячном Цуге, Швейцария.
Собственная инфраструктура необходима не только для бизнеса, но и для креативной молодежи. Ладно, летом на «Ракушке» открыта спортивная площадка для экстремалов, а на «Труде» - для воркаута. Но вот что делать зимой? Как вариант - одно из существующих строений (в том числе спортивных) приспособить для занятий уличными видами спорта в зимнее время года.
То же и с городскими художниками, чьи творения украшают заборы и старые трансформаторные будки во дворах. Можно поставить на какой-нибудь площади пять-шесть блок-контейнеров и использовать их как объекты паблик-арта - например, отдать под роспись граффити. Потом в этих разноцветных стенах проводить различные мероприятия, лекции, выставки и мастер-классы. Креативно, оригинально и несложно, а молодым - возможность культурно потусоваться где-то кроме «Спартака». Стоимость организации подобного пространства - порядка 400-500 тысяч рублей.
Фото: Boxpark Shoreditch в Лондоне, Великобритания
Еще одна интересная идея - дощатые пешеходные маршруты. Удобные тропинки в зеленых зонах послужат не только красоты ради, но и позволят пешком добраться из района в район самым коротким путем – через лес и парк. Дорожка из лиственницы стоит порядка двух миллионов за километр. Железногорску, подсчитали урбанисты, на первом этапе реализации потребуется только четыре километра деревянной тропы.
Фото: Дорожка из дерева в лесу Латвии – так и хочется пройтись по ней прямо босиком!
Подумали разработчики проекта и о внешнем облике городских улиц. Главная цель - сохранить цветовое единство территории. Тут речь не только о цвете домов и крылечек магазинов. Предлагается внедрение политики по управлению рекламным пространством, чтобы не было бесконтрольного распространения баннеров, портящих внешний вид города.
То есть речь идет о том, чтобы буквально прописать требования ко всем рекламным щитам и вывескам в определенной части города – в какой цветовой гамме можно варьировать, какие элементы допустимы: буквы, световые короба, неоновые надписи и так далее.
Стоимость разработки цветового паспорта для центра - от 300 до 500 тысяч рублей, а переработки дизайн-кода под городскую среду Железногорска - порядка 100-200 тысяч.
Фото: О цветовой гармонии сейчас не может быть и речи.
Подготовила Евгения ПЕРЕСТОРОНИНА