Воскресенье, 24 Ноября, 2024
Железногорск, Красноярский край

Операция «Урбанизация»

17 декабря 2016 / Есть тема / 0

Готовится масштабная перезагрузка благоустройства территории Железногорска - появятся новые арт-объекты, пешеходные зоны, открытые общественные пространства, да и вообще - город станет ярче, зеленее, комфортнее. Виною тому предстоящий Год экологии, а также участие Железногорска в федеральной программе «Моногорода», где мы, кстати, одни из немногих российских регионов, кто представил комплексную программу развития и поддержки благоустройства ЗАТО. 

Подробности программы изложим позже, а сейчас давайте вспомним, какие интересные и неординарные идеи по развитию городской среды предлагались ранее.


Презентация проекта от Санкт-петербургского института территориального планирования «Урбаника» вызвала бурные споры на заседании Общественного совета при главе ЗАТО. «ГиГ» предлагает читателям ознакомиться с концепцией, предложенной урбанистами, и уже самим решить, есть ли среди этих идей что-то, что поможет нашему городу осовременить свой облик.

Сталинский ампир, проспекты многоэтажек и малоэтажная застройка – вроде бы, что еще нужно для современного города? Однако Железногорску, в котором есть понятие не только о градостроении, но и об архитектуре (немного же городов края могут этим похвастаться!), есть куда стремиться. Один из вариантов - предложения, что разработали в институте «Урбаника» по заказу компании «Северо-Запад», идеолога железногорского кластера. 

 Главное предложение петербуржцев – развитие города за счет застройки и уплотнения центра - большинством было воспринято в штыки. Причем, как заметили эксперты, всем ярым противникам коренных изменений за 50. Молодые же только качали головами – зачем же так сразу отвергать идею, быть может, слишком революционную для сегодняшнего дня? Ну а для завтрашнего?..

Мысль о том, чтобы начать застраивать центр Железногорска и уплотнять исторические кварталы, действительно воспринимается как кощунственная, но это только на первый взгляд. Давайте разберемся, в чем суть такого предложения. 

Уже существующий квартал разбивается элементами улично-дорожной сети: пешеходной аллеей, сквозным проездом и дополнительным поперечным переулком. Интенсивность жилой застройки повышается за счет появления новых зданий, возведения мансардных этажей и строительства вставок между существующими домами. При этом формируются обособленные закрытые пространства, которые становятся общедолевой собственностью всех жильцов. 

Разработчики понимают, что мало кого из горожан устроит перспектива жить теснее, поэтому предлагают взамен более высокий уровень благоустройства и экономное использование оставшихся пространств для нужд людей. Так, например, на уровне первых этажей внутри получившегося квартала можно организовать парковку, а на уровне вторых – прямо на крыше паркинга – обустроить те самые приватные дворики. Подобное двухуровневое устройство имеют дворы красноярского «Южного берега». По проекту урбанистов, для посторонних доступ в приватное пространство закрывается системой КПП, но при этом арки, проходы и внутридворовые дорожки позволяют в случае ЧС проехать пожарной машине. Первые этажи перепланируются для коммерческого или общественного использования. Попасть в магазины, салоны красоты и прочие заведения можно будет со стороны улицы - поток посетителей таким образом организуется без ущерба для комфорта жителей квартала. 

Кстати, питерские урбанисты изучили и бизнес-среду Железногорска. Результат не самый утешительный – хотя потенциал для развития торговли и сферы услуг здесь немалый, несовершенная структура городской застройки делает нерентабельными многие рыночные ниши. Низкий поток потребителей в центре города и малая заселенность приводят к тому, что новые магазины быстро разоряются. А покупатель отправляется в ту же «Планету» в Красноярске, где есть все необходимое. Ситуацию надо менять, и один из способов – положить «Планету» на бок, сделав улицу Ленина центром городской торговли. Тех магазинчиков, что уже есть, совсем не достаточно. Но если все, что нужно жителю, можно будет купить в родном городе в пределах одной улицы, необходимость выезжать на шопинг в краевой центр отпадет сама собой.


Что предлагается?

Следующая станция  - «Соцгород»

На месте ТЭА разработчики предложили создать так называемую станцию «Соцгород», транспортный хаб с облегченным режимом доступа. На 10 тысячах квадратных метров разместились бы торговые и конгрессно-выставочные зоны, офисы, объекты общественного питания, магазины продуктов и товаров в дорогу, аптека, почтовое отделение. Главное достоинство такой масштабной бизнес-инфраструктуры - свободный доступ для иногородних. Пропускной контроль находился бы только на выходе из здания. И вот тут-то впору было бы задуматься о ж/д сообщении с Красноярском!

Строительство транспортного хаба обойдется в 800-900 миллионов рублей. Кстати, весьма успешный пример подобного рода станции есть в швейцарском городке Цуг, численность населения которого не превышает и 30 тысяч человек. 


Фото: RailCity Zug – транспортный хаб в 30-тысячном Цуге, Швейцария.
 

Креативное пространство

Собственная инфраструктура необходима не только для бизнеса, но и для креативной молодежи. Ладно, летом на «Ракушке» открыта спортивная площадка для экстремалов, а на «Труде» - для воркаута. Но вот что делать зимой? Как вариант - одно из существующих строений (в том числе спортивных) приспособить для занятий уличными видами спорта в зимнее время года. 

То же и с городскими художниками, чьи творения украшают заборы и старые трансформаторные будки во дворах. Можно поставить на какой-нибудь площади пять-шесть блок-контейнеров и использовать их как объекты паблик-арта - например, отдать под роспись граффити. Потом в этих разноцветных стенах проводить различные мероприятия, лекции, выставки и мастер-классы. Креативно, оригинально и несложно, а молодым - возможность культурно потусоваться где-то кроме «Спартака». Стоимость организации подобного пространства - порядка 400-500 тысяч рублей.


Фото: Boxpark Shoreditch в Лондоне, Великобритания
 

Куда ты, тропинка, ведешь?

Еще одна интересная идея - дощатые пешеходные маршруты. Удобные тропинки в зеленых зонах послужат не только красоты ради, но и позволят пешком добраться из района в район самым коротким путем – через лес и парк. Дорожка из лиственницы стоит порядка двух миллионов за километр. Железногорску, подсчитали урбанисты, на первом этапе реализации потребуется только четыре километра деревянной тропы.


Фото: Дорожка из дерева в лесу Латвии – так и хочется пройтись по ней прямо босиком!
 

Широко закрытыми глазами

Подумали разработчики проекта и о внешнем облике городских улиц. Главная цель - сохранить цветовое единство территории. Тут речь не только о цвете домов и крылечек магазинов. Предлагается внедрение политики по управлению рекламным пространством, чтобы не было бесконтрольного распространения баннеров, портящих внешний вид города. 
То есть речь идет о том, чтобы буквально прописать требования ко всем рекламным щитам и вывескам в определенной части города – в какой цветовой гамме можно варьировать, какие элементы допустимы: буквы, световые короба, неоновые надписи и так далее. 
Стоимость разработки цветового паспорта для центра - от 300 до 500 тысяч рублей, а переработки дизайн-кода под городскую среду Железногорска - порядка 100-200 тысяч.


Фото: О цветовой гармонии сейчас не может быть и речи.

Подготовила Евгения ПЕРЕСТОРОНИНА

Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения