Суббота, 23 Ноября, 2024
Железногорск, Красноярский край

Водители третьего возраста

30 июля 2017 / Есть тема / 0
«Моему соседу 82 года. Я много раз наблюдал, как он паркует свой жигуль, авто при этом отлетает назад на полтора метра. Однажды увидел, как сосед резко затормозил, пропуская людей на пешеходном переходе. Но переход-то был регулируемый, и в этот момент для водителей горел зеленый свет! Удивляюсь, как до сих пор пенсионер не попал в ДТП, ведь он поворачивает налево исключительно по встречной полосе. Замечания ему делать бесполезно, кричит, что водительский стаж его больше, чем я живу на свете. Но он реально опасен на дороге! И самое страшное, что таких у нас много. Может, запретить уже выдавать права людям в преклонном возрасте?»

Наверное, каждый автолюбитель или даже пешеход может рассказать не одну такую историю о людях, которым «далеко-далеко за…», но те продолжают ездить за рулем. Периодически эта тема всплывает в центральных СМИ, обычно после резонансного ДТП, в котором страдают либо сам водитель, либо ни в чем не повинные люди. Можно ли действительно ограничить пребывание представителей старшего поколения в управлении автомобилем - в целях их же собственной безопасности? Газета поизучала эту тему.

После 70 и старше

По данным одного из медицинских порталов, в России насчитывается 20 миллионов водителей старше 65 лет. Ожидается, что к 2020 году их число удвоится. Сколько автолюбителей так называемого третьего возраста сегодня в Железногорске? «ГиГ» обратился за информацией в ГИБДД, но оказалось, таких данных нет. Не ведется и учет ДТП с пожилыми водителями. Известно, опять же из российской статистики, что в аварии чаще всего попадают молодые люди от 18 до 24 лет. Они чаще садятся за руль нетрезвыми, у них нет чувства опасности, поэтому и лихачат. Автолюбители-пенсионеры водят аккуратнее, чем молодые, двигаются с меньшей скоростью, зря не рискуют, ограничиваются поездками на короткие расстояния. В ДТП с травмами они оказываются намного реже, чем водители других возрастов, но аварийность все равно весьма высокая. Особенно у лиц после семидесяти. Происшествия возникают из-за отказа уступить дорогу, несоблюдения очередности проезда, неправильного выбора дистанции. А также из-за невнимательности во время проезда перекрестков - при повороте налево часто не обращают внимания на запрещающий сигнал светофора.

В неофициальном разговоре сотрудники железногорской Госавтоинспекции признаются: правила дорожного движения водители-пенсионеры нарушают часто. Виной тому совсем не те реакции, что в молодости, а также и то, что ездят по городу они по старой привычке, не смотрят на изменившиеся дорожные знаки. Плюс современный поток машин - в 70-80-е такого автомобильного засилья, конечно, не было. А права в пакетике из-под молока

- Работать с пожилыми автолюбителями сложно, - рассказывают представители ГАИ. - Если остановишь - сразу начинают просить их пожалеть, сделать снисхождение на возраст. Все документы всегда в порядке - и страховка, и техосмотр. Часто они хранятся в пакетиках, к примеру, из-под молока, хотя пенсионер и купил себе довольно дорогой автомобиль. Но кому-то уже, наверное, и не стоит садиться за руль. Однако не все могут дать себе в этом отчет. А отказать в праве вождения в силу только того, что человек достиг определенного возраста, незаконно.

Председатель Железногороской федерации автоспорта Глеб Шелепов, которого газета попросила высказать свое мнение по теме, считает, что людей преклонного возраста стоит ограничивать в правах управления транспортным средствам. Им не всегда удается вовремя спрогнозировать ситуацию на дороге и принять грамотное решение, вследствие чего возникают аварийные ситуации.

- Конечно, не все поголовно пожилые водители опасны на дороге, - говорит Шелепов, водительский стаж которого 16 лет. - Есть люди и после 70 лет вполне адекватные. Но вот небольшая история. Однажды дедушка на старом жигуленке не предоставил мне преимущество и выехал со второстепенной дороги прямо перед моим автомобилем. Когда я спросил его, зачем он это сделал, он ответил: «Я просто устал стоять и ждать, когда вы все тут проедете!»

Тяга к красивой жизни?

- Большие проблемы создают водители из категории «подснежники», - продолжает Глеб Шелепов. - Это в основном пенсионеры, использующие автомобили только в летний период для поездок на дачу. Понятно, что за время «простоя» они теряют навыки вождения. Как быть с ними? Многие автовладельцы инстинктивно притормаживают, когда видят, как весной по дороге крадется видавший виды жигуленок, в руль которого намертво вцепился дедок. Неизвестно, что он выкинет в следующую секунду, куда решит вдруг перестроиться. Впрочем, мнение о том, что водители преклонного возраста ездят исключительно на изделиях советского автопрома, не совсем верно. На дорогах Железногорска полно современных иномарок, чаще кроссоверов, которыми управляют люди 30-х годов рождения прошлого века. Похоже на то, что пенсионеры лишь к этому времени смогли реализовать свою юношескую мечту погонять на крутых авто, предполагают полицейские. Но разобраться в современном автомобиле пожилым водителям трудно.

По словам сотрудников ГИБДД, они не знают, на какие кнопки нажимать, чтобы переключить ближний свет на дальний. Или вообще по-стариковски боятся нажимать эти самые проклятые кнопки. А что может сделать в этом случае Госавтоинспекция? Она рекомендует водителям третьего возраста продумывать маршрут заранее, избегать резких перестроений, быть максимально сконцентрированными на дороге. При плохом самочувствии лучше вообще не садиться за руль. В общем, делают вывод дорожные полицейские, управление автомобилем для стариков - это некий символ их самостоятельности и вовлеченности в современную реальность. Всю жизнь работали и теперь на пенсии смогли себе позволить купить хорошую машину. Такая тенденция зафиксирована не только в России. В Германии люди возраста «60+» покупают нынче новых автомобилей больше, чем представители категории «40 лет и моложе». И все эти автомобили отнюдь не пенсионерские, а престижные марки. Конституция прежде всего Сравнивать западных и российских пенсионеров - дело неблагодарное. Потому что не в нашу пользу.

И все же обратимся к опыту других стран. Неужели у них нет проблем с водителями преклонного возраста?

К примеру, в Канаде для водителей старше 60 лет организованы курсы, на которых разъясняют о возрастных изменениях, рассказывают, каких ситуаций на дороге лучше избегать, как управлять автомобилем в темное время суток, какие медицинские препараты влияют на штурманские способности. И стоит отметить, что Канада входит в список стран с самой низкой аварийностью на дорогах. А теперь еще один важный вопрос - медицинская комиссия. В Беларуси, к примеру, водители старше 60 лет обязаны проходить врачей каждые два года, а при наличии заболеваний, ограничивающих право управления, ежегодно.

Несколько лет назад и в России парламентарии предлагали действие водительских прав для людей преклонного возраста ограничить пятью годами. Но инициатива провалилась. По мнению лидера движения автомобилистов России Леонида Ольшанского, принятие Госдумой данного предложения явилось бы вопиющим нарушением конституционных прав граждан, равных перед законом независимо от социального и материального положения, пола, национальности и возраста. Президент коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин также заявил тогда, что ограничения в получении водительских прав нужно вводить исходя не из возраста, а из состояния здоровья и поведенческих реакций. Травкин предлагал ввести еще дополнительное медицинское тестирование для пожилых водителей, к примеру, на поведенческие реакции, адекватность. Но сегодня никаких дополнительных обследований для пожилых автолюбителей не проводится. Они - как все.

Чаще, чем раз в 10 лет

Шоферскую медкомиссию в КБ-51 сегодня можно пройти буквально за 15 минут, ведь требуется осмотр всего четырех специалистов. Коронное «Ну что вы хотите - возраст!» на медкомиссии вообще не звучит. Если ни на что человек не жалуется, общение со специалистами вообще сокращается до минимума. - По приказам Минздрава на усмотрение врача можно отправить железногорца, например, на энцефалограмму, - поясняет заведующая отделением внебюджетной деятельности КБ-51 Светлана Потемкина. - Но у нас это не практикуется, потому что обследование дорогое. Врачи выносят заключение на основании данных медкарты и внешнего осмотра. Случаи, когда человеку на определенный срок приостанавливали действие водительских прав, не редкость. Но ни один из них не связан с возрастом, подчеркивает Потемкина.

- При всем уважении к людям, которым за 70, надо признать, что здоровье у них ухудшается быстрее, чем у молодых, - говорит Светлана Федоровна - Водительскую комиссию таким лицам нужно проходить чаще, чем один раз в 10 лет. Дополнительное обследование должно оплачивать государство. Однако при современной экономической ситуации в России это пожелание звучит, согласитесь, фантастически…

Подготовила Марина СИНЮТИНА
Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения