Воскресенье, 24 Ноября, 2024
Железногорск, Красноярский край

Экономия должна быть безопасной - 3 или, слава богу, потеплело!

5 февраля 2018 / Есть тема / 0
Как бы там ни было, крещенские морозы 2018 года система теплоснабжения Железногорска пережила без видимых срывов. Однако было немало признаков того, что технические средства в ту неделю прошли буквально на грани. Стоит ли нам и дальше рассчитывать на всемирное потепление?

Популярный вид

Прошлая неделя была отмечена заявлением популярного вице-спикера о том, что, цитируем по эфиру: «по итогам контрольного мероприятия выяснилось, ну, самое первое, неприятная новость для Железногорска - то, что муниципальное предприятие «Гортеплоэнерго» - это банкрот… это раз; второе… сообщено, что резкое ухудшение состояния предприятия произошло после передачи котельной ФГУП «Горно-химический комбинат». Эта котельная, к сожалению, подкосила и без того не очень успешное предприятие окончательно. Но при этом было зафиксировано, что и само предприятие вело совершенно неэффективную экономическую деятельность. Так, например, уголь закупался в полтора раза дороже, чем, например, производила закупки компания «КрасЭКо»…»

Вид спереди

Допустим, Гортеплоэнерго - плохой мальчик, а причем здесь КрасЭКо, эффективно закупающая уголь? И так ли эффективно она закупает уголь? Кто-нибудь видел объявление - продам уголь в розницу по оптовым ценам? Система КрасЭКо всего лишь закупает угля гораздо больше, чем Гортеплоэнерго. Естественно, что при таких объемах она имеет оптовую скидку и приобретает уголь в полтора, а то и в два раза дешевле. И это упрек системе закупок, которая выдавливает с рынка небольших игроков в пользу потенциальных монополистов. Или вице-спикер этого не понимает, или у него есть какая-то дополнительная мотивация превозносить КрасЭКо на фоне неудач Гортеплоэнерго.

Теперь про котельную №1, которую Горно-химический комбинат передал в юрисдикцию Красноярского края, после того как она перестала работать в ядерном контуре АДЭ-2. Сделано это было в полном соответствии с поручением губернатора края о создании единого теплового узла Железногорск-Сосновоборск. Не «единолично», а в команде с остальными участниками процесса. И эта котельная не какая-то там обуза, на что многие пытаются намекать, а абсолютно необходимый элемент, без которого на минувшие крещенские Святки Железногорск попросту вымерз бы. К техническому состоянию этого теплоисточника мы еще вернемся, а пока просто зафиксируем - в сорокаградусные морозы котельная №1 обеспечила почти половину тепла в батареях железногорцев.

Вид сомнительный

Звание «банкрот» присваивается только по решению суда. Почему народный избранник с неплохой юридической подготовкой публично называет ГТЭ банкротом по итогам контрольного мероприятия? Если вы поручите спроектировать автомобиль паровозостроителю, то получите автомобиль, похожий на паровоз. Если вы поручаете решать вопросы проблемного предприятия специалисту по банкротствам, то будьте готовы - наиболее вероятным решением станет банкротство. Профессиональные навыки и рефлексы никто не отменял, дорогие товарищи. Уважаемый вице-спикер - профессиональный конкурсный управляющий, и совершенно естественно предположить, что ему кажется - проще решать сложные вопросы через привычную схему банкротства и «удовлетворения требований инвесторов». И вот тут-то как раз ему и стоило упомянуть КрасЭКо, уже совершенно по делу, потому что именно эта компания подала иск на взыскание долгов с Гортеплоэнерго. И по этому делу суд может признать ГТЭ банкротом. Но только суд, а не комиссия счетной палаты. И еще будет интересно посмотреть, кто зайдет на распил Гортеплоэнерго, если банкротство все же случится. Как бы это в проекции сегодняшних дней не стало конфликтом интересов на рынке конкурсных управляющих и аффилированных лиц.

Панорамный обзор

Ну а теперь давайте по-взрослому. Есть система теплоснабжения Железногорска, и есть жители города. Система теплоснабжения должна гарантированно производить такое количество гигакалорий, при котором температурный режим в домах будет соответствовать нормам человеческого существования. Все, и больше нет ничего. Это конституционное право номер один - право на жизнь. Это право ни при каких обстоятельствах не может быть предметом торга или рыночного регулирования.

Что мы имеем по факту? Очень хочется получить достоверную информацию по следующим вопросам, напрямую касающимся энергетической безопасности Железногорска:
- Правда ли, что из тепловой мощности котельной №1 в оперативной готовности и работе осталась только половина, а остальное неработоспособно? Правда ли, что в этой ситуации, если что-то случится на «тысячке» или ЖТЭЦ, город вымерзнет?
- Правда ли, что численность персонала на котельной №1 сократилась до 69 человек при минимально необходимых 162?
- Правда ли, что в ночь с 24 на 25 января 2018 года тепловая мощность ЖТЭЦ на Железногорск упала на 40 Гкал/ч по причине нештатного снижения подачи угля в котлы?
- Правда ли, что в результате этого ограничение поставок тепла на город составило 10-15% (при допустимых 3%), и если да, то в какую сторону надо делать перерасчет?
- Правда ли, что по состоянию на 26 января запаса мазута на котельной №1 оставалось на день работы при температуре минус 37?
- Правда ли, что 28 января дым из труб котельной №1 идти перестал?.. Впрочем, это-то точно правда.

И если вдруг все это правда, то почувствуйте тонкость грани, которая отделяет наши дома от тепловой катастрофы. И самое главное - отсутствие запаса мазута не компенсируешь срочным волевым решением «быстро привезти и пустить в работу», даже если это скажет сам Президент. Мазут по такому морозу приходит в консистенции гудрона. Чтобы его слить из цистерны, применяют пар. После чего мазут обводнен, и влагу надо убирать. И этот процесс может занимать до двух недель. Если обводненный мазут впрыснуть в котел, то котел погаснет. Итак, правда ли, что кто-то допустил ситуацию, когда в середине зимы на котельной №1 осталось мазута на один день?

Вид с ПРАВА

А теперь давайте соотнесем экономику, безопасность и Конституцию. Проще говоря - кто за все это должен платить? Платить, безусловно, должен потребитель, то есть мы с вами. Но есть нюансы: сколько платить? После нынешних морозов, видимо, все освежили понимание, что отопление в наших краях - это вопрос конституционного права на жизнь. Так какого, простите, лешего, система энергетической безопасности, которую обязано гарантировать государство, имеет ничем не защищенный контакт со свободным рынком энергоресурсов? Вы создали тепловой контур, оконные рамы любовно подогнали, щелочки замазали. И тут хрясь - подходит пора закупок, и вам стекла выбивают. Вот примерно так выглядит сегодня экономика теплоснабжения.

Каким образом получается, что каждая теплоснабжающая организация покупает энергоносители на каких-то конкурсах, тендерах, у кого как получится? Почему мы ведем себя так, будто у нас есть выбор? У нас нет никакого выбора.
Мы обязаны ежегодно покупать определенный объем энергоносителей и под те энергоисточники, которые есть в наличии по факту - это непреложно. В этой ситуации крупные оптовые покупатели, разумеется, оказываются в выигрыше, а все мелкие получают клеймо неэффективных. Эта ситуация однозначно несправедлива и не имеет никакого отношения к бодрящей конкуренции.

Хватит разглядывать!

Надо ли нам этот вопрос выносить на какую-нибудь прямую линию с президентом? Может, все-таки сами разберемся, а президенту дадим возможность заняться более важными государственными делами? Потому что если мы так будем относиться сами к себе, то любой президент сможет помочь только одним - посадками.

Нужны предложения? Пожалуйста - все закупки энергоресурсов для нужд населенных пунктов должны производиться единой краевой государственной структурой по ценам, близким к себестоимости. И предлагаться всем теплоснабжающим организациям по единому тарифу. Вот тогда и посмотрим, кто будет сверкать эффективностью - КрасЭКо или МП «ГТЭ», или оба сразу.

Вид в будущее

Слава богу, потеплело! Но эта зима не была последней.

Борис РЫЖЕНКОВ
Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения