Вторник, 24 Декабря, 2024
Железногорск, Красноярский край

Игорь Колотупов: «Никто сюда не спешит ехать!»

30 октября 2018 / Есть тема / 0
Состояние железногорской медицины - одна из тех больных тем, что беспокоят жителей не меньше коммунальных платежей и дорожных ремонтов. Об объективных и субъективных причинах многих проблем Клинической больницы №51 «ГиГ» говорил с заместителем главного врача по медицинской части КБ-51 Игорем Колотуповым.

- Игорь Викторович, начну с «вопроса в лоб» - на самом ли деле медицина нашего ЗАТО стала финансироваться намного хуже, чем это было лет 7-10 назад?


- Эта тема уже много раз освещалась в СМИ. Напомню, что с начала 2013 года в соответствии с действующим в РФ законодательством в сфере здравоохранения вся отрасль перешла на одноканальное финансирование и обеспечивается в основном из одного источника - Фонда обязательного медицинского страхования. Бюджет субъекта, а в нашем случае бюджет ФМБА (Федеральное медико-биологическое агентство), направлен на выполнение нашим здравоохранением государственного задания. В первую очередь, охрану здоровья работников промышленных предприятий с особо опасными условиями труда. Также на обслуживаемой территории за счет средств ФМБА обеспечивается медобслуживание при заболеваниях, не включаемых в базовую программу ОМС. Это заболевания, передающиеся половым путем, вызванные вирусом иммунодефицита человека, синдром приобретенного иммунодефицита, туберкулез, психические расстройства и расстройства поведения, связанные в том числе и с употреблением психоактивных веществ, а также паллиативная медицинская помощь.

 Хотя переход на одноканальное финансирование медицины атомных городов проходил поэтапно, уже с 2014 года во многих учреждениях ФМБА, к которому относится и КБ-51, возник большой дефицит бюджета. Федеральное финансирование предназначается исключительно для исполнения вышеуказанных задач, а средства ОМС имеют жесткие рамки расходования согласно имеющимся тарифам. Все это сразу привело к ряду негативных явлений, в том числе и к уходу специалистов в краевые учреждения, где уровень зарплаты стал относительно выше. Низкими темпами стала обновляться и материально-техническая база.

- КБ-51 теперь оказалась на уровне больницы райцентра?

- Согласно законодательству существует три уровня медицинской помощи: медико-санитарная, специализированная поликлиническая (в поликлиниках медпомощь оказывают врачи-терапевты и педиатры, а также узкие специалисты) и специализированная стационарная (круглосуточный и дневной стационары). И третий уровень - высокоспециализированная, высокотехнологичная медпомощь. Это, например, краевая клиническая больница №1, перинатальный центр, краевые клинические диспансеры. КБ-51 относится ко второму уровню. Больница в Канске или Зеленогорске - тоже. Но на своей базе мы предоставляем и высокотехнологичную медпомощь - у нас есть лицензия на оказание хирургической онкологической помощи. Многие железногорцы даже не подозревают, что кто-то ездит на подобные операции за 400 километров. Например, в Зеленогорске онкологические операции не делают.

- Железногорцы жалуются, что попасть на прием к узким специалистам, в частности к эндокринологу, можно только через две недели после обращения. Это же ненормально!

- В целях обеспечения прав граждан на получение бесплатной плановой медицинской помощи предельные сроки ожидания составляют: приема врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми не более 24 часов с момента обращения в медицинскую организацию, приема у узкого специалиста - 14 дней. Первичная медико-санитарная помощь в неотложной форме - в течение 2 часов с момента обращения. Мы эти требования выполняем. Намного серьезнее сегодня стоит вопрос с нехваткой анестезиологов-реаниматологов. На 18 ставках анестезиологов работает всего 10 человек. А недавно было 12. Если кто-то уходит в отпуск, начинаются большие сложности. Люди, конечно, готовы подрабатывать, но невозможно трудиться сутками. При этом мы закрываем полностью позицию по оказанию неотложной экстренной помощи. В стационаре круглосуточно дежурят анестезиолог и реаниматолог, два дежурных хирурга, два терапевта, психиатр, педиатр, врач-инфекционист. А также два акушера-гинеколога - в стационаре и в родильном отделении. Но есть ограничение с оказанием плановой помощи. Потому что не хватает врачей-анестезиологов. Подготовка такого специалиста требует обязательного последипломного образования в течение двух лет как минимум!
Укомплектованность основными работниками в КБ-51 составляет 83,7%, в том числе врачами 87,7%. Если учесть, что средний возраст сотрудников - 47,5 лет, а работники пенсионного возраста составляют 36%, тогда становится понятен масштаб проблемы. На самом деле проблема дефицита медицинских кадров общероссийская - по всей стране не хватает 27 тысяч врачей. Где их взять? Целевое направление на бюджетные места в вузы не приносит результатов - как правило, выпускники к нам не возвращаются по различным причинам. И ничего с этим сделать нельзя. Человек ищет, где лучше, и заставить его работать у нас мы не можем.

- Каким же образом будет решаться кадровая проблема?

- Много лет эта тема не двигалась с места из-за отсутствия жилья для молодых специалистов. Мы не смогли найти средства для реконструкции пустующего здания на Комсомольской (бывшего психоневрологического диспансера) - страховая модель медицины не подразумевает капитального строительства и капремонта. Сегодня глава города на прямой вопрос, готов ли муниципалитет предоставлять квартиры молодым врачам КБ-51 вне очереди, ответил: «Готов!» Требуется лишь определить нужных для города специалистов. К сожалению, сколько мы кого ни зовем по официальным каналам, никто сюда не желает особо ехать. Хороший медик уже находится на своем месте, а выпускников институтов предлагаемые условия не устраивают. Хотя у нас есть программа поддержки молодых специалистов: первые три года им идет надбавка 50% плюс 5 тысяч рублей компенсации за съемное жилье.

- Правда ли, что в городе растет число заболевших туберкулезом и ВИЧ?

- Ситуация по сравнению с 90-ми годами стабилизировалась, ведется федеральный государственный регистр инфицированных. По показаниям проводятся профилактические мероприятия и специальная терапия, она финансируется государством. Ведется строгий учет выдаваемых препаратов, довольно дорогостоящих. С туберкулезом у нас намного благополучнее, чем в крае.

- А как же недавний случай с открытой формой туберкулеза у одной из сотрудниц детского сада?

- Заболеть может любой человек. Туберкулез раньше считался социальной болезнью, а сейчас он поражает и молодых людей из благополучных семей. Женщина, о которой идет речь, в 2017 году проходила медицинское обследование и получила допуск для работы в дошкольном учреждении. Она инфицировалась и заболела в промежуток между медосмотрами, которые проводятся один раз в год. Причем выявилось это до планируемого обследования, когда горожанка обратилась в больницу с жалобами на боли в животе. У нее обнаружили туберкулез легких. Несомненно, случай привлек внимание, но реальной опасности нет. Всех контактных детей и взрослых обследовали. Даны необходимые рекомендации, в очаге проведена дезинфекция. Надо ли чаще обследовать сотрудников детских учреждений? Этот вопрос регламентируется законодательством, и мы его придерживаемся.

- Сейчас опять пошел слух о закрытии филиала детской поликлиники на Ленинградском?

- Нет, закрывать филиал мы не планируем. Шесть тысяч ребятишек, проживающих в этом районе Железногорска, должны получать первичную медицинскую помощь именно там.

- Есть ли надежда, что положение КБ-51 все-таки улучшится?

- Надежда есть всегда! По решению руководства ФМБА, нам запланированы довольно большие поставки диагностического оборудования для детской медицины. Мы ожидаем получить новые рентгеновские аппараты, ультразвуковые установки, эндоскопические приборы. Речь даже идет о новом магнитно-резонансном томографе. Заявка обширная, почти на 400 миллионов рублей. Надеемся, что постепенно оборудование будет поставляться, и мы закроем все самые необходимые моменты (амортизация наших основных фондов - практически сто процентов, все имеющиеся установки УЗИ работают с полной загрузкой, они изношены, а последние эндоскопы покупали десять лет назад). Также ведется работа совместно с Росатомом: в Законодательном собрании края поднят вопрос о приобретении оборудования за счет поступающих в край денег за хранение ОЯТ на нашей территории. В перспективе на базе хирургического отделения стационара мы собираемся создать центр малоинвазивных технологий для высокоточной диагностики онкологических заболеваний. Современное оборудование позволит выявлять злокачественные опухоли на самых ранних стадиях.

- Если говорить об онкологических заболеваниях, вы же не будете утверждать, что в Железногорске этой проблемы не существует?

- Город наш стареет, поэтому и онкологических заболеваний становится больше, ведь эта проблема в основном людей старшего возраста. У работников ГХК заболеваемость смертельно опасными болезнями, в том числе онкологическими, не больше, чем в других профессиональных отраслях. В целом же в Железногорске уровень онкологической заболеваемости ниже, чем в Красноярске и регионе. У нас еще одна очень важная проблема - сердечно-сосудистые заболевания. И это направление является приоритетным в силу ряда причин: с одной стороны, распространенность заболеваний системы кровообращения, с другой - возможность повлиять на исход болезни. Для этого необходимо выявить, поставить правильный диагноз и применить в лечении современные технологии. В частности, мы в настоящее время вместе со специалистами краевой клинической больницы ведем работу по внедрению современного способа лечения - тромбоэкстракции (удаление тромба из сосудов головного мозга). Это позволяет с оптимизмом смотреть в будущее.

Марина СИНЮТИНА
Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения