Для нашего города 2018-й был годом непростым и насыщенным. Мы пережили смену главы ЗАТО и переход к единоначалию в муниципальном самоуправлении. Происходили кадровые изменения. Появились новые формы общения железногорцев и городской власти. И еще множество более или менее заметных для горожан событий. О том, как прошел первый год работы в должности мэра, мы говорили с главой ЗАТО Железногорск Игорем Куксиным.
- Игорь Германович, первый год на новой должности, понятно, сложен для любого человека. От каких ожиданий в работе мэра пришлось отказаться?
- Главное, с чем я действительно распрощался, - это скорость решения многих вопросов в муниципальной среде. Законодательные и административные ограничения здесь таковы, что исполнение принятых решений обычно требует прохождения длительной и довольно сложной процедуры. Этим работа в муниципалитете очень сильно отличается от производства.
- В системе Росатома, в которой вы долго работали, используются самые современные методы управления. Насколько этот опыт применим на муниципальной службе?
- Основная ценность системы управления в Росатоме - нацеленность на результат. И применение таких подходов к управлению городским хозяйством, конечно же, оправданно. И эти подходы мы будем неуклонно и системно внедрять.
- В анкете опроса населения Железногорска, размещенной на сайте города, людям предлагается оценить три направления деятельности муниципалитета: организацию транспортного обслуживания, качество автомобильных дорог и качество оказания услуг ЖКХ. А как бы вы сегодня оценили эффективность городской власти в работе по этим направлениям?
- Давайте по порядку. Во-первых, городской транспорт. Год, как мы помним, начался с изменения маршрутной сети. Новая схема вызывала много нареканий, на мой взгляд, оправданных. И в первом квартале мы организовали дополнительную настройку транспортной сети - на основе обработки замечаний горожан.
Транспортную схему, которая будет работать в 2019 году, мы начали согласовывать с жителями заблаговременно. Понятно, что есть ограничения. Что каждое пожелание доехать (условно, от подъезда дома с Ленинградского до подъезда дома на Восточной или Саянской) невыполнимо. Но сделать так, чтобы городской общественный транспорт обеспечивал основные потребности и был максимально удобным для жителей, необходимо.
Среди прочего, в октябре мы провели совещание с городскими профсоюзами, где говорили и о доступности, и об удобстве транспортной системы. В целом новая схема людей удовлетворяет.
Однако доступность городского транспорта - это не только география маршрутов, но и графики движения автобусов. Наша дорожная сеть в часы пик позволяет обеспечить подачу транспорта с утвержденным интервалом движения. В остальные периоды автобусы должны подаваться к конкретному времени. Горожане будут четко знать расписание и ориентироваться. Это позволит обеспечить сбалансированную экономику пассажирских перевозок.
- Второе направление - качество автомобильных дорог.
- Да, для железногорцев это важный вопрос. В этом году мы выполнили капитальный ремонт дорог на 50 миллионов рублей. Однако всего запланированного сделать не удалось. Срыв планов стал одной из главных причин для кадровых изменений в управлении капитального строительства.
В следующем году на ремонт дорог мы планируем примерно такие же объемы финансирования, как и в 2018-м. Причем я буду требовать стопроцентное выполнение планов как по объемам, так и по качеству.
- Ну и третий параметр замера эффективности власти - ЖКХ.
- В начале 2018 года по моей инициативе были организованы сообщества в «Вайбере» и социальных сетях. Предполагалось, что разговор будет идти обо всех городских проблемах. Но практика общения в группах показала, что 99 процентов поднимаемых вопросов касаются темы ЖКХ. Надеюсь, что эти группы помогают людям помимо всех оперативно-аварийных служб, относящихся к системе ЖКХ, быстро получить ответы либо решения наболевших проблем. Ведь на более чем 60 процентов вопросов, заданных в этих группах, даются ответы в короткое время.
- Насколько полезным вы считаете такой формат общения с горожанами? Вы достаточно часто комментируете вопросы сами, а это требует много времени.
- Да, формат нужный. Но вы правы, эти группы и, в частности, группа «Гражданин Железногорска» выполняют в большей степени роль скорой помощи и помогают сканировать ситуацию, настроения горожан. В январе, сразу после новогодних каникул, в Росатоме запланировано совещание по развертыванию более глобальной цифровой системы работы с населением по всем вопросам. В 2019 году мы начнем процесс внедрения современных информационных технологий для обеспечения прямой коммуникации населения города и всех уровней муниципальной власти. Это позволит видеть проблематику в деталях и создаст дополнительные стимулы для всех муниципальных служб решать проблемы жителей оперативно и качественно.
- По прошествии года вашей работы в должности главы, как вы считаете, прежняя схема управления - когда были и глава ЗАТО, и глава администрации - имела какие-то плюсы?
- По большому счету преимущество есть и в той, и в другой системе управления. Но мне как человеку, который очень долго проработал на производстве, более понятна система единовластия.
- И понятна полная ответственность за все происходящее в городе?
- Но по-другому не может и не должно быть. Потому что, принимая определенные политические решения, мы должны понимать, какие последствия это повлечет для муниципального сектора экономики, для муниципалитета в целом.
При прежней схеме было принято много политических решений по обеспечению теплоснабжения города, но на сегодняшний момент муниципальное предприятие «Гортеплоэнерго» в связи со всеми нефтяными бумами и прочими обстоятельствами находится в очень тяжелом положении. Средств, которые собирает ГТЭ с учетом недосборов и неплатежей населения, хватает только на зарплату работникам предприятия и закупку мазута.
- То есть разговоры о перспективе банкротства этого муниципального предприятия имеют под собой более чем веские основания? Чего ждать?
- Опасения такие есть. Не зря, видимо, прежний руководитель Гортеплоэнерго, который в августе прошлого года был назначен на эту должность по протокольному решению бывшего губернатора края Виктора Толоконского, перед очередным отопительным сезоном быстро уволился...
- Вы говорите про Владимира Кулинича?
- Да. За лето 2018 года предприятием не было сделано никаких запасов топлива на эту зиму, хотя можно было закупить мазут по той цене, которая заложена в тариф, - 18 рублей за килограмм. Гортеплоэнерго не озаботилось этим, и нам пришлось покупать топливо уже по 22-27 рублей за килограмм. Поэтому сегодня мы живем буквально с колес. При этом необходимо повышать платежную дисциплину потребителей, поскольку это сегодня огромный камень преткновения. Только при добросовестном своевременном исполнении платежей экономика этого предприятия позволит ему стабильно работать. На сегодняшний момент неплатежи потребителей услуг ГТЭ составляют порядка 15-25 процентов. Ни в одном тарифе невозможно заложить такие цифры на покрытие своих убытков, тариф тогда будет просто неподъемный.
- И что можно здесь предпринять?
- Очевидно, что существующие тарифы и так высоки. Решение возможно, например, за счет увеличения мощностей выработки тепла на угле, то есть за счет использования более дешевого топлива и полного ухода от мазута. Определенные идеи в этом плане существуют. Есть предложение от предприятия АО «АТЭК» госкорпорации «Росатом». У них на сегодняшний момент разработаны определенные инвестиционные программы. Я сейчас не буду углубляться в конкретику, потому что там нужно проработать еще бизнес-план, но варианты есть. Речь не идет о перспективе 2019 года, но к 2020-21 годам это может быть реализовано.
Кроме того, на сегодняшний момент есть открытая информация, что уже сформирован инвестиционный план красноярской энергетической компании «КрасЭКо». В нем заложена разработка проекта по увеличению мощностей Железногорской ТЭЦ на 100 гигакалорий.
Но нам нужно пережить это время без банкротства предприятия. В принципе, и в банкротстве нет ничего страшного для населения. Даже для работников ГТЭ в этом нет ничего смертельного. Конечно, при таком раскладе будут определенные изменения. Но в любом случае банкротство предприятия, которое определяет всю систему теплоснабжения города, может происходить только по особым законодательным параметрам, учитывающим важность его для жизнеобеспечения города. Поэтому не надо нагнетать и испытывать никаких страхов. Это, конечно же, нежелательный сценарий, но мы его проработали.
- Допустим, ситуация с ГТЭ развивается по такому нежелательному сценарию...
- В этом случае имущественный комплекс, который обеспечивает теплоснабжение города, может появиться у нас, в муниципальной казне. Сейчас он находится в оперативном управлении, вернее, в хозяйственном ведении Гортеплоэнерго. И если предприятие банкротится, этот имущественный комплекс уходит в казну. Тогда уже муниципальная власть должна будет через конкурсную процедуру привлечь для него эксплуатирующую организацию. Либо его целиком продать. Продать какой-либо организации, которая дальше этот комплекс бы отрабатывала.
Но мы понимаем, что таких организаций в крае нет, да и в стране, наверное, тоже. Наш комплекс очень большой, и чтобы кто-то порядка 4 миллиардов вложил в него в расчете потом на нем зарабатывать - маловероятно. Но еще раз повторяю: мы поставили перед собой задачу попытаться в этой ситуации не допустить банкротства.
- Что ж, будем надеяться. Но 15-25 процентов неплатежей надо все равно сокращать?
- Мы находимся в настоящее время в переговорном процессе с Красноярскэнергосбытом. И думаю, со второго квартала 2019 года опять уйдем на одну-единственную платежку, в которую будут включены все счета: и за тепло, и за электроэнергию, и за жилищные услуги. Тогда появятся дополнительные рычаги воздействия на неплательщиков. Если сознательно кто-то идет на неплатеж за ту или иную услугу, копит долги - останется без электричества. Такая практика уже есть, и она дает результат.
- Но тепло-то зимой все равно не отключат, закон не позволит...
- Не отключат. Но без света оставят. Работа с неплательщиками в правовом поле ведется постоянно, на сегодняшний момент есть судебные решения практически по всем должникам, в этих вопросах мы плотно взаимодействуем с судебными приставами.
Надо учитывать, что в основном должник по коммунальным счетам - это довольно обеспеченный гражданин, а не пенсионеры или многодетные семьи, как принято считать, и которых мы будем защищать. Так что один из самых эффективных инструментов воздействия - арест за долги автомобиля, у нас же машина до сих пор относится к средству роскоши. Такая мера дает результат. Ее стало активно использовать ГЖКУ. В результате собираемость по старым долгам сразу увеличилась в пять раз.
- Коль уж коснулись работы ГЖКУ, несколько слов о перспективах предприятия. И как оцениваете деятельность его нового руководителя?
- Во-первых, очень хорошо, что сегодня руководство ГЖКУ стало открыто для жителей. Есть, конечно, вопросы, на которые муниципальное предприятие не может очень быстро ответить и отреагировать, и связано это с конструктивными особенностями наших многоквартирных домов, с особенностями теплоносителей, сетей - а эти проблемы порой масштабны и глобальны. Но на сегодняшний момент, считаю, ГЖКУ по большому счету со своими задачами справляется, и справляется успешно.
- Ответ на следующий вопрос можно предвидеть из всего вышесказанного, тем не менее: решение какой проблемы в городе дается наиболее сложно?
- Это тепло. В последние годы политика была не связана с экономикой, и принятие ряда политических решений вызвало экономические проблемы, которые теперь необходимо решать. На протяжении длительного времени делалось много громких заявлений от различных партий, публично демонстрировались перед горожанами различные намерения по решению проблем с теплом и тарифной политикой. Но все было и остается только на словах.
Статус отдельных депутатов, находящихся на освобожденных должностях в Заксобрании и занимающихся депутатской деятельностью профессионально, без отрыва на основную работу, дает им большие полномочия в решении таких вопросов. Но увы, повторяю, пока много слов и умение быстро пристроиться к чужому результату. На деле та же инвестиционная программа КрасЭКо и определенные проекты Росатома гораздо реальнее и ближе стоят к тому, чтобы сделать тепло для города более дешевым.
- О кадровых переменах вопрос. Новый заместитель по социальным вопросам был выбран на конкурсной основе. Кстати, есть какие-то первые оценки работы Евгения Карташова?
- Время с назначения немного прошло. Но единственный пока очевидный плюс, что это человек новый, с незамыленным взглядом. Поэтому ряд вопросов решается не по накатанному пути, а с другим, свежим подходом.
- В январе у вас ожидается еще одна кадровая замена - Андрея Шевченко на должности заместителя главы по общим вопросам сменит другой человек. Не железногорец. Почему? Ведь это ключевая фигура с точки зрения идеологии муниципальной власти, работы с населением, общественными и политическими организациями, СМИ?
- Вот здесь-то как раз я и ориентировался на те направления работы, которые вы перечислили. До сих пор эта должность была больше сориентирована на хозяйственные заботы. Но нам нужно более открыто говорить с людьми, развивать самоуправление, вовлекать горожан в принятие решений по значимым для них вопросам.
Поскольку произошла смена задач, то и возникла необходимость в кадровых изменениях. И здесь для меня важны профессиональные качества человека. Железногорск - город молодой. Шестьдесят лет назад все сюда откуда-то приехали.
- При кадровых обновлениях какого принципа вы придерживаетесь? Ставку делаете на молодых и амбициозных?
- Ну а почему нет? Но ключевые позиции, как должности первых замов, считаю, должны занимать люди с большим опытом и соответствующими знаниями. У нас этот баланс соблюден. Стоит также заметить, что оба первых заместителя главы являются выходцами из наших градообразующих предприятий, поэтому и здесь паритет управления соблюдается.
- Будет ли решаться вами вопрос смены руководства в Управлении архитектуры и градостроительства?
- Вопрос непростой, много чего не устраивает в работе этого структурного подразделения. С Юрием Георгиевичем Латушкиным, который в настоящее время возглавляет это управление, у нас такой разговор уже произошел: до мая, если ему позволит здоровье, он будет работать. Новый кандидат на должность руководителя уже есть, он очень активно работает по формированию общественных пространств и комфортной городской среды в Красноярске. Это профессиональный архитектор. В начале года он у нас, рассчитываю, появится, но пока в должности обычного специалиста. Считаю, что главный архитектор должен не только заботиться о красоте, но и еще уметь ориентироваться в нормотворческих процессах, и он даже скорее должен быть земельным юристом, нежели архитектором и дизайнером. Если у нашего кандидата получится сложить и то, и другое, тогда назначен будет он. Если нет, тогда будем искать другую кандидатуру.
- А каковы перспективы назначения руководителя УКСа?
- Здесь будет назначен новый руководитель уже в январе.
- Вы в статусе главы провели первый раз Железногорский инновационный форум. По вашему мнению, насколько необходимо такое мероприятие городу?
- Для Железногорска это мероприятие прежде всего точка, где мы можем о себе заявить по большому счету на всю страну. Очень много вопросов, проектов, идей рассматривалось на самом форуме. Эту площадку не надо расценивать как производственное совещание - собрались, обсудили, решили и сделали. Здесь скорее точка кипения и выражения каких-то идей. Форум проводится больше для формирования стратегии развития, долгосрочных планов и понимания, куда мы в конечном итоге должны идти.
Мы стратегию развития ЗАТО обкатали и получили подтверждение ее правильности, определили реперные шаги последующего развития. Мы идем системно и поэтапно: первое - это реализация стратегии, второе - это генеральный план до 2040 года.
- Если говорить о ближайшей перспективе, на 2019 год все-таки какие основные задачи?
- Вторая после тепла проблема на сегодняшний момент - это качество и доступность медицинской помощи. Очень много жалоб. Медицина - сфера немуниципального подчинения. Но надо что-то с этим делать. Это одна из первых задач. Сейчас и в правительстве идут определенные изменения, и выстраивание системы ФМБА, и всей медицины ЗАТО. Мы готовы поддержать медицину выделением жилья для молодых врачей, тем более если это узкие специалисты.
Вторая проблема - дороги. Об этом я уже говорил. Если такими темпами, какими планируем в 2019 году, начнем выполнять дорожные ремонты, то через 5 лет мы остроту с качеством дорог снимем. По моим расчетам, нужно порядка 70 миллионов рублей ежегодно вкладывать в эту сферу. И мы будем это делать.
Ветхое и аварийное жилье. Вокруг этой проблемы были и до сих пор существуют некоторые спекуляции, но они имеют место только из-за неглубокого понимания ситуации. Есть требования закона и определенные государством параметры входа в эту схему. Так вот, все дома, признанные до конца 2016 года аварийными, на самом деле таким критериям не отвечали. Уже в 2018-м мы признали ветхим аварийным жильем 4 дома. Поэтапно в эту тему мы начинаем входить. Средства для приобретения жилья под эти цели в бюджете у нас заложены.
- А деньги на строительство моста через озеро не заложили? А то столько шума после форума по этому поводу развели в соцсетях!
- Ну, слушайте, да если б дали деньги, я его завтра начал бы строить! Ведь идее моста через озеро уже лет 20 или даже 30. Маниловская мечта, но, возможно, без таких сказочных идей и жить скучно.
- Мост, может, и не нужен, но прибрежную территорию озера благоустраивать надо!
- Я вот как раз и хотел сказать, что город - это не только жилье, это еще и комфортная среда. И у нас есть то, чего нет ни в нашем краевом центре, ни в больших городах - это рекреационная зона вокруг озера в центре города. Не эксплуатировать эту территорию в корне неправильно. Парковая зона, променад, прогулочные и велосипедные дорожки, трекеры... Все это должно работать, все это надо закольцовывать вокруг озера, и тогда эта территория сама по себе сможет жить и генерировать какие-то идеи, привлекать средства для развития и улучшения среды, зон отдыха.
- Тема отдыха - тоже немаловажная. Знаете ли вы, Игорь Германович, за что вас критикуют в городе? Нет? За то, что вы уже в первый год работы мэром дважды позволили себе короткие отпуска. Вот и после Нового года, насколько знаю, собираетесь в очередной отпуск.
- Да я даже половины своего отпуска за этот год не отгулял! А это нарушение трудового законодательства! Но если народ недоволен... исправлюсь. (Смеется.) На самом деле твердо считаю, обязательно надо находить время для семьи. Поэтому январский отпуск у меня будет чуть-чуть продолжительнее других - в этот период мы традиционно выезжаем с семьей куда-нибудь.
- А Новый год вы отмечаете где?
- Дома. Традиционно собираю несколько поколений под одной крышей. Это семейный праздник. В новогодние каникулы я буду находиться в городе. У нас определены оперативные бригады по всем направлениям на эти длительные выходные, каждый свои функции знает, система взаимодействия между службами отработана. Надеюсь, все будет хорошо.
Беседовала Елена ГОЛОВИНКИНА