В последнее время жители все чаще выражают недовольство обликом родного города. В соцсетях периодически мелькают ироничные картинки, высмеивающие обилие раздражающей рекламы. И ведь на самом деле, куда ни посмотри - полная безвкусица в оформлении фасадов. Владельцы торговых точек стараются привлечь внимание потенциальных покупателей, нисколько не заботясь о стиле и гармонии. Особенно это заметно в старой части города, где порой из-за обилия вывесок и баннеров теряется неповторимый, почти питерский облик. На прошлогодней сентябрьской сессии Совета депутатов были приняты дополнения к правилам благоустройства территории ЗАТО. Планируется, что они будут утверждены в первом квартале текущего года. О том, что конкретно изменится, «ГиГ» рассказал руководитель Управления градостроительства Юрий Латушкин.
- К сожалению, после того как в стране стало «разрешено все, что не запрещено», начался бардак, - с сожалением отметил Юрий Георгиевич. - Вседозволенность привела к тому, что Железногорск медленно, но верно становился копией какой-то абстактной картины. Раньше к любому фасаду нельзя было «прикоснуться» без разрешения и согласования с главным архитектором города. Теперь же мы наблюдаем полную безвкусицу. Все равно что одеть человека в смокинг, джинсы и унты. И котелок на голову. Железногорск спроектирован так, что может служить своеобразной хрестоматией архитектуры, настолько все здесь четко и продумано. Выполнено, как в лучших учебниках. Город очень компактный, уютный, с удобным и доступным расположением мест торговли. То же самое можно сказать о культурных объектах, спортивных сооружениях, парке, больничном городке. И, конечно же, за всем этим надо следить, поддерживать в рабочем состоянии и при необходимости модернизировать.
В существующих правилах благоустройства Железногорска отражено все, что касается жизнедеятельности города (содержание зданий, сооружений и земельных участков, работы по благоустройству, освещение улиц, озеленение, размещение малых архитектурных форм и т.д.). В последний раз их утвердили осенью 2017-го. На 2019 год в документ внесены новые разделы. Юрий Георгиевич рассказал, это было связано с тем, что город день за днем становится все непригляднее.
Один из таких разделов - архитектурно-художественный регламент улиц и общественных пространств, который будет содержать требования к оформлению зданий, наружной рекламе и рекламным конструкциям. К нему прилагается графическое приложение с подробными иллюстрациями и схемами с указанием видов вывесок, размеров и мест их монтажа на фасаде.
В скором времени предпринимателям не придется ломать голову, как расположить информацию на стенах, окнах, витринах, крыше здания и отдельно стоящих конструкциях - все разрешенные варианты будут наглядно представлены.
Подробно обозначат и запреты. Поэтому в скором времени коммерсантам придется распрощаться с баннерами и окрашиванием стен жилых домов в «корпоративный» цвет. Киоски, павильоны, небольшие магазинчики тоже должны вписываться в общую архитектурную картину города, дополнять ее, а не вызывать чувство брезгливости.
Второе существенное дополнение - паспорт фасада. Это новый документ, который будет фиксировать внешний вид здания и его допустимые изменения. В таком паспорте разместятся данные о месте расположения строения, годе возведения, количестве этажей, цвете, материалах, из которых изготовлены элементы фасада (цоколь, стены, переплеты окон, декор, ограждения балконов, двери, козырьки, водосточные трубы и т.д.). Обязательный пункт - фотографии со всех сторон. Паспорт необходим, чтобы убедиться, что здание полностью соответствует всем нормам, гармонично вписывается в окружающую городскую среду, не портит облик города. А решать возможность размещения вывесок и рекламы будут Управление градостроительства, управляющая компания (УК), собственники или жители дома и инициатор размещения рекламной конструкции.
Все изменения, касающиеся многоквартирного дома, должны будут утверждаться после собрания жильцов. Ведь магазины, расположенные на первых этажах, являются частью общедомового имущества. В Железногорске уже есть положительные примеры договоренностей между собственниками жилья и предпринимателями.
- Понимаю, что мало кто из владельцев торговых точек воспримет новые нормы с удовольствием, но порядок наводить надо, как и уважать горожан, - уверен Юрий Латушкин. - К примеру, считаю правильным решение о сносе торговых павильонов в Красноярске. И наш город не должен выглядеть, как барахолка.
После утверждения дополнений к правилам благоустройства предпринимателям будет дано время на устранение недостатков, в случае несоблюдения предписаний предусмотрена административная ответственность.
Еще одним фактором, влияющим на облик города, является оформление (в основном остекление) балконов и лоджий. И если в новостройках разные по стилю конструкции не так бросаются в глаза (а где-то даже предусмотрены проектом), то в центре Железногорска оригинальные архитектурные решения часто спрятаны за пластик и сайдинг. К сожалению, в законодательстве до сих пор нет прямого запрета на остекление. Но мало кто задумывается, что по проекту балкон или лоджия всегда рассчитаны на определенную нагрузку, и ее увеличение ведет к постепенному разрушению. Остекление, закрытие бортов, установка козырьков влекут за собой утяжеление. И трудно себе представить, чтобы жители города перед тем, как застеклить свой балкон, будут производить расчеты, которые подтвердят безопасность планируемой переделки. Поэтому этот вопрос остается в компетенции самих горожан, и стоит только уповать на их вкус и благоразумие.
С нововведениями предприниматели могут ознакомиться самостоятельно на сайте администрации или на страницах нашей газеты. Как известно, незнание закона не освобождает от ответственности, поэтому доводы коммерсантов «не знал, не видел, не слышал» не подействуют. И будем надеяться, что не сразу, но постепенно Железногорск вернет себе ту гармонию, которую вложили в него первостроители.
Екатерина МАЖУРИНА