Воскресенье, 24 Ноября, 2024
Железногорск, Красноярский край

Желать успеть сохранить....

11 марта 2019 / Есть тема / 0
Все, кто впервые приезжает в Железногорск, восхищаются удивительной гармоничностью архитектуры центральной части города, где вся застройка подчиняется единому художественному замыслу через использование приемов классического наследия. Но существует серьезный риск, что скоро восхищаться будет нечем - фасады зданий и малые архитектурные формы, возведенные в 50-е годы прошлого века, ветшают и рушатся. Попытки точечного ремонта, при этом не всегда качественного, общую ситуацию не меняют.

Как известно, в архитектурном оформлении зданий исторической части города наблюдается заимствование образов Петербурга-Ленинграда. Декоративные вставки между домами в виде триумфальных арок, фризы с рельефными гирляндами и балюстрадными парапетами, портики, барельефы и скульптуры придают зданиям праздничный вид. Но именно эти «архитектурные излишества» неоклассицизма представляют сегодня печально зрелище. Еще 10 лет назад Сергей Ямалетдинов, доцент кафедры «Архитектурное проектирование» Института архитектуры и дизайна СФУ, исследователь истории архитектуры закрытых административно-территориальных образований, автор статей об архитектуре Красноярска-26, говорил, что город имеет возможность поддерживать фасады в надлежащем состоянии. Главным образом это касается крупных общественных зданий, они регулярно обновляются. Вместе с тем малые архитектурные формы, лепнина и прочее постепенно утрачиваются. Сегодня же ситуация намного плачевнее.

Есть ли у муниципалитета намерение реставрировать и сохранять архитектурное наследие города? С этим вопросом газета обратилась в Управление градостроительства администрации ЗАТО.

По словам Светланы Каверзиной, заместителя руководителя управления, никаких документов, устанавливающих, что старая часть города является какой-то архитектурной ценностью, не существует. Поскольку в настоящее время многоквартирные жилые дома являются собственностью жильцов, то заниматься поддержанием дома, в том числе состоянием фасада, должны сами собственники. Если люди захотят, они могут избавиться от декора зданий, поскольку его восстановление требует дополнительных капиталовложений.

- Мы занимаемся градостроительством, - заявила Светлана Каверзина. - Организация работ по содержанию и сохранению уже построенного - забота УГХ.

Татьяна Синкина, заместитель руководителя Управления городского хозяйства, в ответ парировала, что общее руководство и координация деятельности всех структурных подразделений и организаций, участвующих в сохранении, использовании и популяризации архитектурно-художественных объектов местного значения, лежит именно на Управлении градостроительства. Обычный чиновничий пинг-понг, на первый взгляд.

Но Татьяна Синкина процитировала до сих пор десйтвующее Постановление администрации ЗАТО Железногорск от 29.12.2006 N 2089 «Об утверждении Положения о сохранении, использовании и популяризации архитектурно-художественных объектов местного (муниципального) значения, расположенных на территории ЗАТО Железногорск». В данном постановлении, в частности, сказано: «К архитектурно-художественным объектам местного (муниципального) значения относятся объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования ЗАТО Железногорск». В том числе: «фрагменты исторических планировок и застроек, относящиеся к градостроительным ансамблям…»

Без сомнения, Красноярск-26 – город-ансамбль. Более того, это уникальный пример завершенной и благоустроенной городской среды. Первый генеральный план города был разработан в 1950-1951 годах и реализован к началу 1960-х. Полностью! Особое положение закрытой территории позволило миновать печальные последствия «борьбы с излишествами», поэтому все задуманное в рамках первого генерального плана было осуществлено. «В архитектурно-планировочном решении города проявились особенности отечественного градостроительства советского периода, ориентиром которого была концепция "идеального социалистического города", - пишет Сергей Ямалетдинов.- Особое внимание в архитектурном пространстве города отведено городскому центру. Центр является композиционным ядром города, объединяющим основные пространственные акценты - въезд в город, главные улицы, городскую площадь». Но проблема полноценного сохранения этой уникальной застройки затруднена, поскольку ни одно из прекрасных ансамблевых зданий не является юридически оформленным памятником архитектуры.

Как сообщил газете Валерий Гребешков, главный архитектор Железногорска в 2000-2009 годах, в начале двухтысячных предпринималась только попытка решить этот вопрос. Она дошла до стадии создания вышеупомянутого Положения и была благополучно похоронена в кабинетах администрации. Как объяснил «ГиГ» Юрий Латушкин, ныне руководитель Управления градостроительства, а в то время первый заместитель главы ЗАТО, в обязанности которого входил контроль за исполнением данного постановления администрации, в соответствующие краевые инстанции потребовалось предоставить огромный пакет документации по каждому дому. Ни средств, ни сил для этого не было.

Но Валерий Гребешков уверен, что данную работу вполне могли бы выполнить студенты Красноярского архитектурного института в качестве практики. У муниципалитета тогда не было самого главного - желания сдвинуть проблему с мертвой точки.

К этому вопросу обратились лишь спустя десятилетие, когда с фасадов стала массово обваливаться лепнина. В 2018 году после публичных слушаний «Правила благоустройства территории ЗАТО Железногорск» были дополнены по инициативе Управления градостроительства администрации ЗАТО: с целью сохранения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки города вводилось зонирование. «К зоне особого городского значения относится территория исторической части города, расположенная в границах улиц Советской Армии, Парковой, Северной, Кирова», сказано в п. 1.5 Общих положений Правил благоустройства. Так что законодательный акт местного уровня, подтверждающий уникальность старой застройки в Железногорске, имеется. Но, по утверждению специалистов Управления градостроительства, речь идет, оказывается, всего лишь о запрещении рекламы, уродующей внешний вид зданий, и о колере фасадов. На восстановление малых архитектурных форм, лепнины и прочего нет денег.

Впрочем, есть мнение, что и реанимировать эту красоту уже некому. Но ведь ООО «СМРП» ГКХ» недавно при ремонте столовой «Заря» воссоздало по шаблонам несложную лепнину на фасаде здания. Так что, было бы желание… А денег на блюдечке с голубой каемочкой город уже никогда не получит. Они появятся, если разрабатывать специальные программы, обосновывающие траты, и заявлять их на краевом и федеральном уровнях. Но, судя по настроению муниципалитета, проще ждать, когда проблема рассосется сама собой - через десять лет ремонтировать уже будет нечего.

А может, не стоит переживать? Есть ведь мнение у определенной части молодых и активных железногорцев, старую совдеповскую архитектуру, как и совдеповский менталитет, надо снести. Вряд ли эти молодые люди в своей жизни успели что-то создать и построить, кроме куличиков из песка, но им уже хочется все уничтожить. Как говорится, ломать-то - не строить…

Марина СИНЮТИНА

 
Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения