Три месяца мы живем в новой реальности под названием «мусорная реформа». Три месяца пытаемся разобраться в том, что дано как факт. В реформе предусмотрено, как обращаться с твердыми коммунальными отходами, и совершенно упущены из виду отходы другого типа: строительный мусор, отходы после уборки улиц и дворов, зола, ботва и так далее. Что со всем этим делать? Новые несанкционированные свалки появляются вокруг города и на его территории буквально каждый день. И в Железногорске еще не самый худший вариант начала реформы.
Вопросы и самые острые проблемы реализации региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, обсуждались в Железногорске 5 апреля на круглом столе с участием Ассоциации глав местного самоуправления центральной группы городов и районов края. Александр Алпацкий, председатель ассоциации, подчеркнул, что подобный формат работы необходим для обмена опытом и информацией. Кроме того, такие встречи способствуют объединению усилий в решении поставленных задач и более эффективному взаимодействию с региональным оператором.
По словам Алпацкого, эффективные наработки по сбору и вывозу мусора уже есть. В числе пилотов решения проблем мусорной реформы на заседании ассоциации отметили практику Дивногорска, Сосновоборска и Железногорска. Наш опыт предполагают использовать в шести сельскохозяйственных районах, где ситуация с реализацией реформы на сегодняшний день нестабильная.
Самая главная проблема - регоператор оказался не готовым к тому объему мусора, с которым столкнулся. Хотя нормативы предварительно были просчитаны, действительность превзошла все ожидания. Именно по этой причине не хватает спецтехники и контейнеров. Почему же так получилось? Кто не просчитал? Выходит так, что коллективно авторы реформы не учли остроту и масштаб проблем.
Большинство глав районов края, участвовавших в круглом столе, подтвердили, что от жителей поступает много жалоб. В одних населенных пунктах мусорные машины приходят очень редко, а в других - отходы вообще не вывозятся с начала года. Левобережный оператор, к примеру, отказывается заниматься мешочным сбором мусора, требует создать контейнерные площадки даже в тех местах, где они по определению не могут находиться. До сих пор нет ясности, что делать с золой, не включенной в морфологический перечень ТКО. Золу сложно перевозить, от нее часто загорается мусор в баках и машинах, поэтому нужны специальные сборники и техника для транспортировки. На круглом столе было подчеркнуто, что нужно технологически решать эту проблему на территории всего края.
- Как бы мы ни относились друг к другу, мы все в одной лодке, - подчеркнул во время заседания круглого стола Илья Ильин, директор ООО «Красноярская рециклинговая компания». - На уровне федерации сейчас обсуждается вопрос о включении в тариф расходов на содержание контейнерных площадок и приобретение контейнеров. Это позволило бы нам в комплексе решать все проблемы, в том числе и с золой. В течение двух лет вопрос с нехваткой мусорных баков будет закрыт.
Все это замечательно, но как быть, пока вопрос не решится? Ведь есть уже печальный опыт, когда по решению судов многие полигоны ТБО были закрыты и тут же возникали стихийные свалки в лесах и полях. По данным Общероссийского народного фронта, на территории региона сегодня несанкционированных свалок уже более 200, и большинство из них в пригородах. Административные меры в этом случае малоэффективны, поскольку установить нарушителей часто не представляется возможным. Сейчас создаются в территориях карты свалок - только всем понятно, что в местных бюджетах просто нет денег, чтобы их ликвидировать.
Варианты решения проблем, которые растут как снежный ком, конечно, обсуждали на заседании глав городов и районов края. Стоимость вывозки и утилизации мусора должна быть комфортной и доступной для всех потребителей услуги - это раз. Удобство должно быть таким, чтобы не возникало желания выбросить мусор в соседний овраг, и при этом экономику не учитывать нельзя. В срочном порядке необходимо решать вопросы площадок временного накопления мусора и, конечно, организовывать контейнерный сбор. И все это не проблема исключительно «РостТеха» или другого регионального оператора - этот вопрос необходимо решать на уровне правительств разного уровня. Отозвать реформу не получится. Первым шагом должна стать регламентация других видов отходов, кроме ТКО, и четко прописанные правила для всех участников сбора и утилизации мусора.
Железногорск по сравнению с другими районами края выглядит вполне благополучно, хотя некоторые болевые точки есть и у нас. Если проблема со старой мебелью и бытовой техникой решена (этот вид мусора, как и строительные отходы после косметических ремонтов квартир, считается ТКО), то шлак после капремонтов МКД и ремонтов помещений юрлиц нужно вывозить по отдельным договорам с регоператором. «РостТех» берет за эту услугу 1350 рублей за кубометр.
- Сомневаюсь, что строители готовы платить такие деньги, - заметил Сергей Пешков, первый заместитель главы ЗАТО Железногорск по вопросам ЖКХ. - Есть резонное опасение, что кто-то повезет этот мусор в окрестные леса. А потом несанкционированные свалки придется ликвидировать за счет муниципального бюджета.
Пока единственным выходом из создавшейся ситуации власти города видят в легализации закрытого городского полигона ТБО.
- На уровне федерации прорабатывается вопрос о возможности применения ранее закрытых полигонов для захоронения отходов, в том числе и ТКО, до 2024 года, - объяснил Сергей Пешков. - Мы обратились с этим вопросом в Росприроднадзор и краевое министерство природных ресурсов и экологии. Пришел ответ, что на уровне федерации порядок по вводу в действие таких полигонов еще не установлен. Как только он будет утвержден, мы продолжим эту работу вместе с субъектом и региональным оператором и надеемся, что на наш полигон будет функционировать хотя бы до 2024 года.
Еще одной большой проблемой для города стал вывоз мусора после субботников. Регоператор безвозмездно заниматься данным видом отходов отказывается. Но не станут же, в самом деле, люди, работающие безвозмездно на субботниках, заключать с «РостТехом» договоры! Сергей Пешков уверяет, что мусорные кучи на улицах не останутся. Их уберут силами КБУ и МП «ЖКХ», а потом городская власть будет договариваться с регоператором. Что касается обрезки деревьев и кустарников, то срезанные прутья собираются перерабатывать в мульчу, которую можно будет использовать как удобрение. Для этой цели КБУ планирует приобрести мульчирующую машину.
Еще одно решение проблемы, но уже из садов, предложило правление садоводческого кооператива №8. По мнению председателя кооператива Сергея Демашова, услуга «РостТеха» для дачников очень дорогая. Демашов заявил, что из их кооператива мусор будут вывозить на левобережный полигон, который находится в районе Крастяжмаша, на заказанной у ИП спецтехнике.
- В отличие от «РостТеха» левобережный регоператор пускает на свой полигон чужие машины, и ценник у него меньше, - объяснил «ГиГ» Сергей Демашов. - Мы уже вывезли один КамАЗ - 10 кубов мусора. Даже с учетом стоимости перевозки за кубометр мы заплатили 900 рублей, а «РостТех» берет 1200. При больших объемах это существенная разница. В прошлом году, например, мы вывезли из кооператива 700 кубов мусора.
Простой арифметический подсчет говорит о том, что вывоз мусора на левобережный полигон обойдется собственникам с/к №8 на четверть дешевле! Демашов считает, что не вправе требовать с людей деньги за вывоз мусора из садов по расценкам «РостТеха», если есть возможность сэкономить.
Однако не нарушает ли правление кооператива федеральный закон, согласно которому только выбранный на конкурсной основе регоператор по обращению с ТКО имеет право оказывать услугу по вывозу мусора? Сергей Демашов уверен, что никакого нарушения законодательства в данном случае нет, поскольку садовый мусор не является коммунальным. В основном, это негодные куски пленки для теплиц, поликарбонат.
Сергей Пешков также заверил: регоператор определен только по обращению с ТКО. Если мусор, который вывозится из садов, не является коммунальным, то правление может заключать договоры с любым оператором. Другое дело, на самом ли деле этот мусор не подпадает под категорию ТКО?
За этими на самом деле очень важными вопросами на задний план пока ушел самый главный момент. Мусор из населенных пунктов худо-бедно регоператоры уже вывозят, но что будет, когда полигоны переполнятся?
- «РостТех» заявляет, что сортировка у него есть, - прокомментировал ситуацию Сергей Пешков. - Конечно, регоператор должен организовывать раздельный сбор. В Сосновоборске в некоторых местах уже стоят контейнеры для разного рода мусора. В перспективе это ожидает и Железногорск. А в дальнейшем предполагается переработка отходов.
Правда, когда на самом деле это будет осуществляться, не знает сегодня, пожалуй, никто.
Марина СИНЮТИНА