«Сын от рук совсем отбился, - пожаловалась знакомая на своего 14-летнего сына. - Учиться плохо стал, часто пропускает уроки, пропадает целыми днями непонятно где. Вроде и алкоголем не пахнет от него. Ругать начинаю - уходит, дверью хлопает. Приятелей его не знаю, не из его школы они. Я уж самое плохое думаю - вдруг наркотики? А сын мне заявляет: «Давай я тест сдам, чтобы ты отстала!» А вдруг тест окажется положительным? Что же мне делать?» Тревога женщины вполне обоснованная. Газета выясняла, насколько сегодня реальна угроза вовлечения в наркоманию подростков и какие меры профилактики принимаются соответствующими структурами.
Профилактика. Статистика. Результат?
За официальной информацией о сегодняшней обстановке с незаконным оборотом наркотических средств мы сначала обратились в правоохранительные органы.
- На ваш вопрос объективно не ответит никто, - сказал Вадим Панкратьев, врио начальника полиции. - Большинство наркотиков приобретается в интернет-магазинах федерального масштаба, поэтому сложно оценивать, какими партиями они торгуют. В текущем году из незаконного оборота мы изъяли почти 4 килограмма наркотических средств. Большая часть - 3 кг 850 г - растительного происхождения канабисной группы, 37 граммов - наркотики синтетического происхождения, так называемые соль, шоколад и другие средства. Конечно, можно критически относиться к этим цифрам, но даже такое количество изъятых веществ влияет на наркоситуацию в городе в целом, поскольку одной сотой грамма синтетического наркотика достаточно для того, чтобы человек, употребивший его, впоследствии стал активным наркоманом.
Немного полицейской статистики: за первый квартал 2019 года зарегистрировано 24 наркопреступления, 15 из них - по фактам сбыта. В суд отправлены уголовные дела по 13 эпизодам преступной деятельности. Всего к уголовной ответственности привлечено 12 жителей города, 9 из которых - за совершение тяжких и особо тяжких преступлений. За аналогичный период прошлого года было зарегистрировано 22 преступления. Несовершеннолетние за наркотики не привлекались ни в прошлом, ни в этом году.
- Работа по профилактике употребления психоактивных и сильнодействующих веществ среди несовершеннолетних ведется постоянно, - заверила газету Алевтина Кривицкая, начальник отделения по делам несовершеннолетних. - В 2018 году инспекторы ОДН провели 956 бесед со школьниками, родителями и педагогами. Осуществлено 79 рейдов с целью выявления безнадзорных несовершеннолетних, в том числе употребляющих запрещенные вещества. Регулярно сотрудники полиции (участковые, ОДН) и специалисты системы профилактики посещают семьи, где один или оба родителя привлекались к ответственности за преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств, либо дети состоят на учете за употребление (распространение) наркотиков. Каждый год проводится комплекс мероприятий по организации информирования подростков о пагубных последствиях употребления наркотических средств, привлекаются к спортивным и культурным событиям. В этой работе кроме полиции задействованы Молодежный центр, Управление образования, Управление по физической культуре и спорту. Также постоянно проводится внутренняя работа в МУ МВД (совместно с отделом уголовного розыска) по выявлению и фиксации фактов вовлечения взрослыми лицами несовершеннолетних в антиобщественную деятельность (распитие, правонарушения, употребление наркотиков), проверяется информация о возможных местах сбыта наркотиков.
Полицейские не скрывают, что несовершеннолетние наркоманы в Железногорске есть, как и то, что дети состоят на учете за распространение наркотических веществ. Правда, их число не разглашается.
Дети в теме
Мы поговорили с подростками 15-17 лет, которые, что называется, в теме. Даша, Денис и Артем (имена изменены. - Авт.) учатся в разных школах города. Тинейджеры заверили, что сами никогда не пробовали ни один из видов наркотиков, но хорошо знают, что достать их в городе не проблема. По словам ребят, объявления про насвай, спайсы, спиды и соли они видели еще года три назад. К слову, именно на 2016 год приходится пик распространения в стране сборного химического состава - так называемых солей, которые заняли нишу курительных смесей - спайсов. Все наркотики сегодня легко можно приобрести в интернете, утверждают подростки.
Прокомментировать информацию, полученную от школьников, мы попросили одного из представителей правоохранительных органов края, занимающегося наркопреступлениями.
- В сети есть специальные сайты с хорошей технической разработкой, - объяснил современную схему распространения наркотических средств наш источник. - Есть реклама интернет-магазинов с рейтингом, с прайсами того или иного наркотика. Существует возможность общения клиентов, оставления комментариев. Предусмотрены бонусы: покупаешь больше - платишь меньше. Для того чтобы зайти на подобный портал, нужно установить специальную анонимную программу, которая скачивается тоже в интернете. Технически такую программу отследить невозможно.
Молодежь сегодня в основном общается в телеграм-каналах, в так называемых курилках. Это свой маленький мирок, свой сленг. Там и дается реклама этих интернет-магазинов. Их организатору безразлично, сколько лет человеку, покупающему наркотик, - 60 или 13. Продажа идет бесконтактным способом. Вся переписка ведется в мессенджерах, никто даже голосовые сообщения друг другу не отправляет. Основная часть тех, кто общается в «курилках», это покупатели, которые одновременно работают закладчиками, то есть курьерами, они берут товар у оптовика и раскладывают его в разных местах. Набор курьеров ведется обычно в социальных сетях.
- В «ВКонтакте» и в «Инстаграме» часто предлагают работу подобного рода, - подтвердила Даша. - Но, грубо говоря, барыжить там не получится - органы запросто могут прочитать твою переписку. Но есть «Телеграм», более защищенная сеть. Мне как-то тоже поступило такое предложение. Под моей фотографией в «ВКонтакте» написали: «Вот наш телеграм-канал. Заходи, пообщаемся. Работа в твоем городе». Я зашла туда и поняла, о чем речь. Мне стало интересно, как это работает, и я ответила им, что живу в Железногорске, соврала, что мне 18 лет. И мне сразу ответили огромным сообщением.
Даша показала нам это сообщение. Вот цитата из него: «Ты получаешь адрес. Местоположение посылки. Товар всегда расфасован и упакован. Спайс, соли. Поэтому и высокая зарплата. Продавать, предлагать, барыжить и распространять ничего не нужно, все без встреч. От тебя требуется этот товар разложить на твое усмотрение и скинуть координаты мест, где оставил. После сдачи отчета процесс повторяется. Оплата 250 рублей за клад. Допустим, если в день раскидать по 20-30 кладов, получаешь около 5 тысяч рублей в день. Оплата за неделю в среднем 50-80 тысяч рублей. Уйти можно в любой момент, мы за руку никого не держим. У опытных курьеров уходит 2-3 часа на раскладку. Со временем будешь получать больше: больше кладов - больше денег. Актуально?» - подробно объяснял вербовщик.
По славам Даши, она из любопытства продолжила переписку. Ее попросили прислать фотографии паспорта, в том числе страницу с регистрацией по месту жительства. А также селфи с паспортом. И написали: «Если фото не будут отправлены в течение 15 минут, то значит, человек не может принимать важные решения сразу».
- На «слабо» ловят - это обычный прием у вербовщиков, - объяснил наш источник из правоохранительных органов. - В свое время для трудоустройства требовалось заполнить анкеты, где, например, необходимо было указать свои увлечения, где отдыхал и так далее. Кандидатов заверяли: «Мы одна команда. Если что случится, мы наймем вам адвоката». Это, конечно, бред. А вот если закладчик собирался «слиться», его начинали запугивать, дескать, мы про тебя все знаем, к тебе придут и ноги переломают.
Курьеры-невидимки
Как правило, курьерам рекомендуют оставлять закладки где-то на улице: в дупле дерева, в брошенной на землю пачке сигарет и так далее. Наш собеседник Денис рассказал, что однажды наблюдал, как оставляют закладку. Он был в гостях на Ленинградском проспекте, стоял у окна и увидел, как в клумбе роются парень с девушкой. Они положили в землю небольшой черный пакет, зарыли его и ушли. Это происходило прямо среди бела дня, практически у всех на глазах.
Даша в свою очередь вспомнила, как шла с подружкой от «Аллеи» до «Эскадры» и увидела ребят 17-18 лет, которые что-то раскапывают под деревьями. Когда парни удалились, любопытные девчонки подошли к этому месту и обнаружили небольшой черный сверток. Они поняли, что это закладка, и оставили ее там.
По словам третьего нашего юного собеседника, Артема, незаконным бизнесом в Железногорске занимаются в основном совершеннолетние. Взрослые, как правило, не имеют дела с подростками.
- Я знаю, что мои одноклассники спрашивали одного барыгу, можно ли им работать закладчиками. Но он им отказал. Мол, если тебе нет 18, то в тюрьму пойду я, а тебе ничего не будет. Он говорит, что сам раньше работал закладчиком и что это очень опасно: «Даже когда у тебя нет товара, а ты слышишь сирену полиции, тебе все равно страшно». Кроме того, не факт, что тебе вообще заплатят. Это часто бывает.
А вот Денис считает, что возраст закладчиков начинается от 13 лет. Но как дети объясняют родителям, откуда у них появляются деньги?
- Я спрашивал об этом, - рассказывает Денис. - Говорят, если родители случайно увидят часть денег, 5-10 тысяч рублей, то объясняем, что получили их как волонтеры. С 14 лет в банке можно получить молодежную карту, куда допускается положить до 150 тысяч рублей.
Наш источник из правоохранительных органов объяснил, что зарплата закладчику часто переводится на киви-кошелек, который можно зарегистрировать на номер «левого» телефона. Современные гаджеты позволяют при помощи киви-кошелька оплачивать любые покупки.
Соблазн легких денег
Возрастная категория тех, кто втянут в незаконный оборот наркотических веществ, в последние годы действительно изменилась. В 2008 году торговали в основном наркотиками растительного происхождения - из рук в руки. Возрастная категория - от 25 лет, малолеток фактически не было. Сейчас это максимум 20-25 лет и много подростков.
- Наркобизнес значительно помолодел, потому что стал доступнее, - говорит полицейский. - Вся информация есть в интернете. Для подростков это соблазн легких денег, в первую очередь. Не надо учиться, приобретать профессию. И, как они думают, нет никакой ответственности, ведь прямой контакт покупателя с продавцом исключен. И они очень сильно ошибаются!
Недавно железногорские оперативники задержали двух жителей города, которые распространяли наркотики путем закладки. У них были изъяты расфасованные партии. Возбуждено уголовное дело.
В Красноярске в это же время поймали двух закладчиков. Молодые люди устроились работать в воскресенье, а в среду их бизнес бесславно закончился. В пятницу парни уже поехали в СИЗО. С учетом веса, который у них изъят, и того, что это однозначно организованная группа, им светит от 10 до 20 лет. «За что вы меня задержали? - недоумевал один из курьеров. - Я не отрицаю, что разложил, но это не мой наркотик. Меня попросили сфотографировать место и отправить фото. Я не знаю, кто это заберет».
Но это лукавство, курьеры прекрасно понимают, что совершают преступление. Среди знакомых наших юных собеседников есть те, кто в 16-17-летнем возрасте попадались на закладках. Но тот, кто их брал на работу, уже на зоне. Причем сразу по трем статьям: поджог автомобиля, взлом квартиры и хранение наркотиков.
Плохо человеку!
Даша, Денис и Артем уверяют, что сами никогда не пробовали «дурь». Потому что знают о последствиях. И совсем не из бесед, которые проводят в школе полицейские.
- Одно время у меня был приятель, который кололся, - рассказал Денис. - Ему наркоту из Красноярска привозили. Потом он решил бросить. А как бросить, когда ломка сразу начинается? Я это все видел. Он не выдерживал и вкалывал. Это было ужасно! И потом каждый раз говорил, что нужно переходить на что-то более легкое. Но однажды у него ничего не оказалось, и я не знал, что делать. Времени гуглить не было, и я написал барыге: «Плохо человеку!» Он приехал и вколол.
Денис говорит, что в тот момент у него даже не возникло мысли позвонить в скорую, ведь приятель - несовершеннолетний. Не дай бог родители узнают! Самое трагичное в этой истории то, что именно родители, сами не зная того, привозили сыну вещества. Парень стал наркоманом благодаря своему красноярскому родственнику. Тот посылал в Железногорск с матерью (!) мальчика шприцы в красиво упакованных коробках под видом посылок от сайта «Сюрпризатор». Просил женщину не вскрывать подарок. Иногда в посылке было 10 шприцев…
Просто показалось?
- Мы имеем техническое обеспечение, чтобы выявлять наркопреступления, - говорит наш собеседник из правоохранительных органов. - Но мы работаем по факту и в основном ловим «мясо» - курьеров. А что они могут сказать?! Безусловно, вычисляют и операторов магазина. Но чем больше магазин, тем сложнее его структура, и до центрального руководства фактически невозможно добраться. У нас несколько лет назад был в разработке магазин, имевший пять подразделений в нескольких городах. Его руководство спокойно живет в Таиланде. Мы вели куратора по Сибирскому федеральному округу, под ним работало 15 операторов, имелся склад в каждом городе, где хранилась основная партия наркотиков.
Сейчас все упростилось. В сети постоянно открываются мелкие магазины. Чтобы установить местонахождение хорошо законспирированной торговой точки и все проверить, необходимо судебное решение. Мы обрабатываем кучу информации, делаем запросы в банки, отслеживаем движение средств по киви-кошелькам. Все это очень долго. А магазин торгует каждый день. Мы поймали 15 человек, выкосили вроде бы. А через 3-4 месяца они набрали новых работников. Наркосайты блокировать невозможно, поскольку они находятся, как правило, на арендованных серверах за границей. На самом деле это очень страшно. Это спрут. Правоохранительные органы прикладывают максимум усилий по выявлению наркопреступлений и по профилактике, но когда в обществе нет осуждения наркомании, эти действия похожи на борьбу с ветряными мельницами.
Сейчас говорят, что наказание по наркостатьям несоразмерно большое. Для закона не имеет значения, сколько ты отработал: один день или полгода. Ты разложил наркотики - ты преступник. Это правильно. Неправильно, что родители готовы всячески оправдывать своего ребенка, они не хотят признаться себе, что он наркоман: «Может, устал, попил пива, наверное, мне просто показалось». Люди боятся взять своего ребенка и пойти с ним сдать анонимно анализы. Следить за детьми бесполезно, сейчас у всех есть телефоны с выходом в интернет.
Над подростком должен довлеть не просто страх неотвратимости наказания, а то, что употребление наркотиков неприемлемо по своей сути, ведь нормальный человек не сядет голой попой на костер.
Есть такое мнение, что наркотики необходимы, чтобы люди определенного психотипа просто вымерли - эта зараза косит более слабых, морально неустойчивых. Как бы пафосно это ни звучало, они - генетический мусор.
Но что делать, когда потребитель наркотиков - водитель автобуса, который садится за руль сразу после грубой грязной инъекции; когда в числе наркоманов терапевт одного из городских лечебных учреждений и хирург-офтальмолог из другого; когда в наркотическом угаре уроки ведут школьные учителя? Такие случаи зарегистрированы в Красноярском крае. На одной из ж/д станций Березовского района на пульте железнодорожной развязки работала дама, которую задержали, когда она в состоянии наркотического опьянения переводила стрелки! Страшно.
Среди многих, кто ежедневно работает с этой категорией преступлений, существует жесткое мнение - в школах необходимо вводить тестирование на наркотики у детей, начиная уже с 3-4 классов. В 2015 году эта инициатива уже обсуждалась, но тогда она была похоронена уточнением «по письменному согласию родителей».
* * *
На днях моя знакомая сообщила, что ее сын все-таки прошел обследование на наркотики. Она настояла. Результат, к радости матери, по всем позициям оказался отрицательным.
Анастасия ЗЫКОВА