Усыпить дикое животное - это более гуманно, считают жители Царевского, 7. Не все, конечно. Мы пообщались с некоторыми жильцами этого дома. И они уверены, что создавать приюты, стерилизовать собак и отпускать их потом на свободу в помеченных ошейниках - это плохие решения, они опасные.
Бродячие собаки, по мнению наших собеседников, реальная угроза для горожан. В последнее время они сбиваются в стаи. Одна такая уже несколько лет живет в лесочке на Царевского и год от года только увеличивается, в том числе за счет собак, которые прибегают сюда с территории стихийного городка для бездомных собак за КПП-3а.
- Здесь скоро будет собачье царство, а не улица генерала Царевского. Псы огромные, грязные, вонючие, страшные, взлохмаченные, - совершенно не скрывая страха и раздражения, рассказывают супруги Сергей и Ольга. - И с каждым годом стая прирастает. В нашем доме живут семьи с детьми, очень много детей. Собаки постоянно бегают по двору, воют ночью - реально воют, как волки на луну. Лично у нас и наших соседей страдает сон, невозможно уснуть под такой аккомпанемент, жутковато. И окна закрывать - не выход, душно в квартире.
Дети, живущие в новостройках на Царевского, часто бегают в лесную полосу, и родители вынуждены запрещать им гулять там. Хотя и во дворе сейчас бывает страшно, признаются жильцы. Никто ведь не скажет с уверенностью, бешеные эти псы или нет. И конечно, не хочется ждать, нападут ли эти особи на человека, и, не дай бог, на ребенка. Ведь собака считает своей территорию, на которой живет, и охраняет ее. Надо срочно искать выход!
- Мнение мое такое: во-первых, не стоит создавать питомники, их надо запретить. Собаке там некомфортно, она живет в клетке, - пытается наметить пути решения проблемы Сергей. - По моему мнению, животных таких надо усыплять. Я не живодер, я люблю собак, трепетно отношусь к домашним животным. Но точно знаю - в питомниках и точках передержки собаки мучаются, никто там за ними надлежащим образом не следит. Собака должна быть при человеке, но, знаете, не до фанатизма: не по 50 и 120 хвостов держать в саду или коттедже (знаю такие истории и в нашем городе).
Есть еще проблема, которую обозначили жители Царевского, - за территорией КПП-3а целый городок для бродячих собак. Там животных подкармливают, но зоозащитники, уверяют супруги Сергей и Ольга, абсолютно не следят, как ведут себя эти своры, когда выходят в городскую черту или к КПП.
Проблема есть. Проблему надо решать. И так, чтобы устраивало всех: и защитников, и противников, и тех, кто просто физически боится гулять по городу. Возможно, нужен более высокий уровень для принятия законодательных решений.
Хозяева Первомайского
Кто-нибудь что-нибудь когда-нибудь сделает с бродячими собаками? И это уже не вопрос - это крик души и извечная дилемма: как решить проблему, чтобы и люди спокойны, и собаки целы. Жительница дома 69 по улице Таежной Людмила Лашина обратилась через группу «Гражданин Железногорска» в «Вайбере» с просьбой сделать хоть что-нибудь с бродячими собаками. Женщина прислала видео, на котором хорошо видно, как стая животных бегает возле дома. «ГиГ» встретился с Людмилой, и как только мы подъехали к подъезду, поняли - здесь небезопасно: неподалеку расположились шесть крупных псов.
С отчаянием в голосе Людмила Лашина стала рассказывать:
- В последнее время у собак повысилась активность, видимо, сезон размножения наступил, свадьбы собачьи. Теперь, кроме того что с опаской хожу по улице, так еще и по ночам стало невозможно спать. У меня сын с ОВЗ и очень чутко реагирует на посторонние звуки, да так, что потом долго успокаивать приходится - ему излишнее волнение и напряжение противопоказаны. Он вздрагивает и беспокоится, когда воют и лают собаки эти. Приходится закрывать окна и жить в духоте.
Проезжая по 9 кварталу, даже напрягаться не надо, чтобы заметить, что бродячие собаки чувствуют здесь себя очень вольготно и спокойно. А возле забора школы 93 вообще устроили коллективное лежбище и уже считают это место своей территорией - рычали и вставали в оборону при попытке сфотографировать их. Так что пришлось надеяться на мощность объектива. А если в опасной близости пройдет уткнувшийся в телефон школьник?
В выходные из окна квартиры Людмила заметила, как на мальчика кидались уже знакомые ей псы. И как назло никого рядом на улице не было. Хорошо, ребенок догадался зайти в ближайший подъезд.
Что интересно, одна особь из агрессивной своры - домашняя собака, и ее хозяйке неоднократно делали замечания. Но та на все доводы машет рукой и отвечает: «На то и собака, чтобы лаять».
Людмила - противник жестоких методов борьбы с полудикими четвероногими и видит решение проблемы в создании муниципального приюта, куда сердобольные железногорцы могли бы приносить корм, а волонтеры помогали бы пристраивать собак. Стерилизация и возвращение собак в место их обитания тоже, по ее мнению, проблему не решит. Ведь кто сможет поручиться, что голодное животное не начнет бросаться на людей и перестанет лаять и выть по ночам?
Людмила и неравнодушные жители улицы Таежной написали заявление в ЖЭК с просьбой принять меры. И надеются, что в скором времени им можно будет спокойно спать и ходить по улицам, не опасаясь за свое здоровье.
комментарий
Николай ПАСЕЧКИН
директор Комбината благоустройства
- Попытки примирения зоозащитников и борцов против свор собак абсолютно бессмысленны. Это просто очередная волна спора, криков, агрессии. Да, это серьезная проблема для Железногорска. За последний год по заявкам и обращениям горожан или полицейских сотрудники КБУ отловили примерно 1000 агрессивных животных, примерно столько же бегают по своим территориям. Сейчас основная популяция собачьих свор двинулась в сады - там есть еда. Но никто не отменял традиционных зон скопления агрессивных животных: территория за «Сибирским городком» - опасной стала дорожка от Курчатова до подъема на Ленинградский; за бывшей кондитерской фабрикой собаки роют норы и живут в них; Саянская - здесь постоянная стая; Царевского, Ленинградский, 26 и 18г - численность собак на этих территориях пополняется еще и животными, которые прибегают из импровизированного приюта за КПП-3а, где для этого даже земля выделена, но по сути собаки безнадзорны; Ленинградский, 57 - там жительница постоянно кормит собак, и они живут во дворах. Да что уж говорить, сейчас и в старой части города, где всегда было относительно спокойно, появляются во дворах бродячие псы.
В Железногорске, как, собственно, и везде, общество поделилось на три части: активные зоозащитники, равнодушные и возмущенные (это те, на кого собаки нападали, или покусали родных). Это непримиряемые сообщества. И любые попытки примирения абсолютно бессмысленны - все выливается в агрессивные споры и обвинения. А рационального решения сейчас просто нет, нет его объективно. Законодательная база тоже слишком слаба. Вот вступит с 1 января 2020 года в силу новый федеральный закон о гуманном обращении с животными, и можно будет снова приступать к обсуждению иных подходов в решении вопроса с бродячими собаками. А пока это очередное сотрясание воздуха общественностью и журналистами.
Газета выступила - что сделано
Согласимся с мнением и опытом Николая Пасечкина, но все же попробуем в очередной раз актуализировать проблему и попытаться найти оптимальное для всех решение. Жить в страхе - не наш вариант. Согласны?
Редакция «ГиГ» собирает истории и мнения, пишите нам, звоните, если знаете, как можно разрешить спор и решить проблему бродячих животных в Железногорске. По крайней мере, первые результаты у нас уже есть.
Напомним, в редакцию обращалась председатель садоводческого кооператива №47 Зоя Сантьева с просьбой помочь решить проблему бродячих собак. Дело в том, что в фермерском хозяйстве неподалеку животных прикармливают, и сытые и агрессивные псы свободно гуляют по соседним территориям и бросаются на садоводов. Так вот, после публикации в газете - это была короткая заметка - Зоя Сантьева позвонила в редакцию и поблагодарила за быстрое решение локальной проблемы. Собак не видно, они пропали с территории кооператива. Очевидно, нашлись люди, которые присматривают за ними.
Подготовили Юлия ТРЕТЬЯКОВА и Екатерина МАЖУРИНА