Тема травматизма несовершеннолетних в результате дорожно-транспортных происшествий стоит в топе обсуждаемых сегодня вопросов - сразу после ситуации с таежными пожарами. Для жительницы Железногорска Валерии Шуцько актуальность проблемы связана с тем, что она каждое утро из окна своей квартиры наблюдает, как дети переходят дорогу в районе дома 33 по Андреева. Именно на этом месте два года назад под колеса автомобиля попал ее сын.
Вину не признал
Это произошло 14 июля 2017 года. Сыновья Валерии - девятилетние близнецы Андрей и Артем - захотели поиграть во дворе школы 101. Они вышли из своего дома по Андреева, 33 и побежали к навесному мосту. Пешеходного перехода здесь никогда не было, но через газон вела организованная дорожка. Это был привычный для братьев путь - сотни раз они именно так шли утром в школу из своего дома, а после уроков возвращались обратно. Андрей бежал первым. Мальчик благополучно пересек проезжую часть и оглянулся. В этот момент его брата Артема сбил автомобиль УАЗ «Патриот».
Мальчика госпитализировали в реанимацию с тяжелыми травмами. Водитель потом объяснял, что увидел ребенка, перебегающего дорогу, но совершенно не заметил второго.
- У сына были сложные переломы ног, - рассказала Валерия Шуцько. - За два года он перенес 4 операции. Сейчас ходит, но о серьезных занятиях спортом (Артем занимался кигбоксингом) не может быть и речи.
Водитель свою вину в случившемся не признал. Но суд вынес обвинительный приговор, поскольку водитель не принял меры к снижению скорости, когда увидел, что один школьник перебежал дорогу и находится рядом с проезжей частью (ребенок мог побежать в обратном направлении).
Однако приговор был обжалован. Поэтому в июле 2019 года проводился повторный следственный эксперимент. Фотографии данного процесса попали в социальные сети.
В зебре нет необходимости?
Между тем Валерия Шуцько два года безуспешно пытается достучаться до властей города по вопросу об организации пешеходного перехода в том месте, где пострадал ее ребенок. Женщину поддержали жители, проживающие в домах по Крупской, Андреева, Свердлова и Кирова. Они обратились в муниципалитет с просьбой срочно обеспечить безопасный маршрут для детей, посещающих школу 101 и учреждения дополнительного образования (Дворец творчества, музыкальную школу, Центр «Патриот»). «Ежедневно более 50 детей разного возраста пересекают проезжую часть дороги между домами Андреева, 31,33 по навесному мосту через р. Байкал до ул. Комсомольской и обратно, постоянно подвергаясь опасности», - сказано в письме. На стороне родителей выступил и депутат Владимир Фольц. Но администрация ЗАТО Железногорск ответила официальными письмами - необходимости строительства на данном участке пешеходного перехода не усматривает. Причины такого решения: во-первых, «отсутствие в указанном месте объектов притяжения пешеходов, общественно значимых, социальных, торговых объектов, объектов транспортной инфраструктуры и т.п.», а во-вторых, «по официальной статистике большинство ДТП с участием пешеходов происходит именно на пешеходных переходах из-за излишней безалаберности последних».
-Выходит, что муниципалитет не считает социально значимыми объектами школу и учреждения допобразования? - недоумевает Шуцько.
По второму пункту сложнее. Статистика - вещь упрямая.
- Многие люди, выходящие на зебру, почему-то считают, что они в безопасности и не смотрят по сторонам, - объясняет Константин Валюх, председатель комиссии Общественной палаты Железногорска по автодорогам и автотранспорту, до 2016 года Константин являлся заместителем начальника ОГИБДД. - Пешеходы имеют право пересекать под прямым углом проезжую часть, если в зоне видимости нет пешеходных переходов. Но человек, переходящий дорогу в таком месте, всегда будет более внимательным.
Есть еще один момент, формально не позволяющий оборудовать зебру - «ближайшие пешеходные переходы расположены вдоль улицы Андреева от указанного места в районе пешеходного моста и находятся на расстоянии 162 метров (в сторону ул. Горького) и 199 метров (в сторону ул. Свердлова)». А по действующим нормам расстояние между пешеходными переходами должно быть не менее 200-300 метров.
Но вряд ли эти 100 сантиметров являются решающим фактором. Скорее всего, дело здесь в том, что при оборудовании перехода потребуется установить дополнительные опоры освещения, обустроить тротуары и пандусы для маломобильной категории граждан. А это дополнительные расходы. Кроме того, нужно будет запретить стоянку автотранспортных средств на улице Андреева с обеих сторон в непосредственной близости от предполагаемого пешеходного перехода. И этому нововведению не обрадуются автовладельцы.
- Вопрос нужно решать при соблюдении баланса интересов всех участников дорожного движения, - считает Константин Валюх.
Но пока мы видим, что этого баланса нет - дорожку к мосту уже разобрали, и даже обсуждалась совершенно абсурдная тема о демонтаже навесного моста - изюминки старой части города. А железногорцы меж тем как ходили привычным маршрутом, так и ходят. Во время проведения следственного эксперимента сотрудники ГИБДД в этом смогли убедиться лично. Значит, будут бегать и дети. Даже если там поставить ограждения.
Марина СИНЮТИНА
В этом году в Железногорске под колесами автомобилей пострадали 7 детей, из них 5 - когда переходили дорогу, 2 - во дворе.