В Железногорске выборы. Жители многоквартирных домов определяются с новой управляющей компанией, которую кровь из носу выбрать надо прямо здесь и сейчас. Иначе… А что иначе, господа? Вариантов ответов на этот вопрос много - смотря кого спросите. Мы решили разобраться, на что в первую очередь обращать внимание в бурном потоке предложений.
Бизнес - ничего личного
Согласитесь, всегда сложно, когда вдруг внезапно в нашу жизнь приходит что-то очень новое, и с этим надо не просто смириться, а действовать в соответствии... Просто потому, что от этого нового будет зависеть качество нашей с вами жизни. Сегодняшняя реальность Железногорска людей тревожит. Когда ГЖКУ - банкрот (хотя предприятие только входит в эту процедуру), возникает закономерный вопрос: что же делать? И здесь есть несколько вариантов: дождаться новой муниципальной управляющей компании, перейти в какую-нибудь из 23 частных УК или создать свое ТСЖ. Например, на собрании жильцов дома по Советской Армии, 34 и 36 в минувшую субботу люди решили, что им нужна новая управляшка. Только как выбрать, когда столько предложений на рынке: от инфантильных до открыто агрессивных?
- С каждым днем все больше и больше будет таких собраний, - говорит Анатолий Новаковский, депутат городского Совета депутатов. - Потому что открылся рынок, и он однозначно будет забран или муниципальной компанией, или частными. Конечно, в основном, сегодня работа идет по девятиэтажкам. Не надо забывать, что управление домами - это бизнес. Частники торопятся - надо успеть забрать хорошие дома, дома без особых проблем. А для муниципальной компании, к сожалению, останутся те, которые никому в бизнесе не нужны: хрущевки, старая часть города, «деревяшки».
Анатолий Новаковский в Железногорске является куратором партийного проекта «Народный контроль» и мониторит ситуацию в сфере ЖКХ. По его мнению, есть четыре принципиальные позиции, которые надо помнить при выборе новой управляющей компании.
Итак, первое: договор с любой УК надо заключать только на один год - это важно, потому что если вам не понравится качество работы управляшки, вы не продлеваете с ней отношения и идете искать лучший для себя вариант.
Второе: тариф на жилищную услугу должен быть однозначно ниже тарифа ГЖКУ - минимум на 13%, так как ни одна частная УК не платит НДС.
Третье: у выбранной вами компании должны быть договоры с аварийной службой и лифтовым хозяйством (если дом многоэтажный) - это ваша безопасность, за этим необходимо следить, запрашивать документы на собраниях.
И четвертое: жители должны напрямую платить за воду, тепло, электричество ресурсоснабжающим организациям (КрасЭКо-Электро и Красноярскэнергосбыт).
- Прямой договор с ресурсоснабжающими организациями - единственно верный вариант, все остальное похоже на мошенничество. Собрал деньги, обанкротился и исчез, а жители остались со своими интересами и проблемами, - убежден Анатолий Новаковский. - Еще хочу акцентировать внимание железногорцев на том, что, по мнению председателей советов МКД, которые совсем недавно собирались и обсуждали перспективы работы новой муниципальной УК, гарантией надежности и качества услуги могут быть бывшие работники ГЖКУ в составе новых управляющих компаний.
Кроме этого, не будет лишним изучить технический и профессиональный ресурс УК: на словах все научились рекламировать свои услуги, но, как показывает практика, теряются бизнесмены и предприимчивые ведущие собраний на конкретных вопросах о ресурсе, ремонтах, технике. К примеру, руководители УК «ЖЭК-26» на собрании с собственниками признались: «Нам не надо много домов в обслуживание, мы хотим качественно работать на тех МКД, которые возьмем. Большое количество разорвет ресурс и уронит качество. Для нас важен имидж компании». Это честно. Тем более учитывая, что опыта взаимодействия частных управляшек в Железногорске нет - у нас все больше рвут друг из-под друга, нежели на помощь бегут.
Не прогадайте!
На Саянской, 23 собрание в минувшее воскресенье шло по четкому сценарию. Здесь можно аплодировать активистам, которые определились, с кем и как хотят жить дальше, и выбор свой, прямо скажем, лоббировали. Наверное, это неплохо - хотя бы потому, что люди потрудились изучить рынок. Но сомнения в рядах собравшихся все же сквозили. Здесь агитировали за УК «Очаг» - никаких оценок давать не собираемся: заинтересованные лица все сами рассказали и дали повод задуматься. Руководитель УК с импровизированной трибуны заявил о своих амбициях: ему надо 30 домов Железногорска, больших и доходных (это же бизнес, и компании надо не просто выживать, а процветать). Трижды жители спрашивали про работу с должниками, ответ был незамысловатым: «В моих руках рубильник, поэтому все решаемо». Здесь, конечно, возникают главные вопросы. Какой рубильник? УК «Очаг» поставляет ресурс?! Это была оговорка или заведомо ложная информация? Здесь же, на Саянской, 23, возник призыв к тому, что если жители выберут данную УК, то от прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями придется отказаться - все деньги собственников идут на счета компании, а там уже распоряжаются, расщепляют и закрывают платежи. Как к этому можно относиться, вы читали выше.
Собрание завершилось, люди разошлись думать, но их предупредили - проголосовать придется в заочной форме. Чем дело закончится, можно только гадать.
- Жители обращаются постоянно, поэтому хожу по собраниям как контролер, - рассказывает нам депутат Семен Ташев. - Первое отличие добросовестной компании от недобросовестной - это прямые договоры. Собираешься ли ты, друг, крутить деньги за ресурс? Это же три четверти всех средств, которые платим за коммуналку. Один из главных критериев: если убеждают уходить от прямых договоров, насторожитесь, перепроверьте, задайте вопросы!
Депутат Ташев подчеркивает, что в любом случае решение по выбору УК принимают жители, а управляшкам сейчас надо убеждать людей перейти именно к ним. Это же конкурентный рынок! В Железногорске есть из чего выбирать.
- Рынок только зарождается, и в очень сжатые сроки придется менять реальность. Решая сейчас локальные задачи, необходимо обозначать перспективу. Пришло время создавать Ассоциацию управляющих компаний города, - считает Ташев, - это диалоговая площадка, где смогут договориться все: и управляшки между собой, и коммунальщики с собственниками, и бизнес с властью. Ассоциация должна стать брендом. Эту идею надо продвигать.
Надежда ОБИДОВА