Четверг, 09 Января, 2025
Железногорск, Красноярский край

Всем аутсорсинг?

4 февраля 2020 / Есть тема / 0
Железногорское образование стоит на пороге больших перемен. До него добрался аутсорсинг, концепцию которого в январе презентовал директорам школ и руководителям учреждений дополнительного образования заместитель главы ЗАТО по социальным вопросам Евгений Карташов. Поскольку все новое и креативное, как правило, вызывает сначала если не откровенный негатив, то понятную настороженность, газета решила разобраться, как нововведение может отразиться на железногорских образовательных организациях.
 
Модный и базовый
 
Вкратце: принцип аутсорсинга состоит в делегировании части неосновных функций компании сторонним исполнителям - с целью снижения себестоимости и улучшения качества продукции. За последние десятилетия аутсорсинг как новая форма производства смог проникнуть во многие отрасли, в том числе и в социальную сферу. Впрочем, в нашей стране серьезно стали интересоваться данной темой только с 2005 года, после того как российский президент посетил Индию, на долю которой в то время приходилось 50-80% доходов от аутсорсинга во всем мире. Впоследствии появилась новая стратегия, направленная на повышение привлекательности России как исполнителя заказов, отданных на аутсорсинг, а сам модный тренд стал активно внедряться внутри страны.
 
Сейчас сложно полностью перечислить, какие виды и функции производственной деятельности еще не связаны с аутсорсингом. И уже несколько лет на его рельсы пытаются перевести российские школы. Обоснование данного процесса звучит буквально так: «Школы должны заниматься образованием. С другими видами деятельности учебного заведения: - уборкой помещений, питанием, охраной, ремонтами - может успешно справиться сторонняя профессиональная организация». По идее, это должно быть школам выгодно, ведь в таком случае не тратятся средства на оплату больничных и отпускных сотрудникам, выполняющим определенные работы, не идут на них отчисления в Пенсионный фонд и прочее. Освободившиеся деньги можно использовать, к примеру, на развитие или премии учителей. Это и есть оптимизация расходов.
 
Заглянуть за горизонт
 
Об оптимизации расходов на городское образование говорил и Евгений Карташов перед презентацией концепции аутсорсинга. Он сообщил директорам, что глава ЗАТО уже неоднократно ставил этот вопрос перед ним и Управлением образования. Кроме того, с позиции региональных властей социальная сфера Железногорска избыточная. В 2020 году экономическая ситуация обострилась, в связи с чем и было принято решение - передать неосновные функции образовательных учреждений на аутсорсинг. И прежде всего - уборку помещений.
 
- Кто-то может назвать это несбыточной мечтой, - комментировал Евгений Карташов слайд презентации, где молодые люди в униформе позировали с клининговым оборудованием. - Но сегодня уборка в школах должна выглядеть именно так - чисто, красиво, с применением новых технических средств.
 
Однако замена школьных техничек на сотрудников клининговой организации - это не самоцель. Главная идея, по словам Карташова, системно подойти к обслуживанию наших образовательных организаций. Поэтому на аутсорсинг предлагается перевести и другие работы. Например, в 97-й школе собираются обкатывать систему «Умное зрение» - она предусматривает установку программного обеспечения, которое распознает силуэт человека и принимает решение, опасно его приближение к зданию или нет, и отправляет сигналы на специальные пульты охраны. Эта система будет также распознавать вероятность коммунальных аварий в здании. Положительный результат эксперимента (если он случится) позволит в дальнейшем отказаться не только от сторожей, но и от вахтеров и гардеробщиков. Высвободившихся средств хватит для того, чтобы воспользоваться услугами специализированной охраны, считает Карташов.
 
Сторонние организации займутся ремонтами и обслуживанием школьных зданий, приобретением оборудования, а также питанием. Кроме избавления директоров от лишней головной боли, такая организация хозяйственной деятельности позволит сэкономить. Для этого конкурс на определение исполнителя услуги нужно проводить централизованно и крупными лотами. Евгений Карташов также упомянул о возможности создания некоего стабилизационного фонда, которым можно будет воспользоваться в случае некачественно оказанной услуги.
 
В заключение заместитель главы ЗАТО по социальным вопросам подчеркнул, что пока никаких положений и документов, относящихся к реализации плана, не существует. Директорам представлена лишь модель, которую требуется дорабатывать. Причем каждая образовательная организация вправе решать, согласиться ли с данной концепцией или продолжать работать как раньше. Но в таком случае придется самостоятельно решать проблемы дефицита. С теми же, кто будет действовать по предложенной схеме, муниципалитет разделит ответственность.
 
- Успешные примеры аутсорсинга в школах имеются во многих регионах страны, в том числе Красноярске, - сообщил директорам Евгений Карташов. - Со стороны региональных властей мы получили одобрение нашего проекта. Под него можно просить соответствующие ресурсы.
 
Однако пока директора школ оптимизма вице-мэра не разделили. А депутат Анатолий Новаковский, присутствовавший на презентации, заявил прямо:
- За те деньги, которые есть у нас, клининговую компанию мы не найдем!

Чтобы выжить
 
Накануне на депутатской комиссии по социальным вопросам эту же мысль озвучивал Валерий Головкин, руководитель Управления образования. Валерий Геннадьевич объяснил депутатам, что передача на аутсорсинг некоторых видов работ в школах - мера вынужденная. Продиктована она обстоятельствами, в которых в 2020 году оказалось железногорская социалка, когда краевая дотация уменьшена на 170 миллионов рублей, и 45 миллионов из них недополучит городское образование. Причем вся сумма отнесена к фонду заработной платы персонала, который содержится за счет средств местного бюджета. Это самая низкооплачиваемая категория должностей - школьные технички, сторожа, дворники. Проблемы с оплатой труда этих работников начались еще в 2019 году после резкого (с 10 592 рублей до 18 048 рублей) увеличения МРОТа и одновременного сохранения прежнего объема фонда заработной платы в образовательных организациях. В 2020 году уровень МРОТа может достигнуть 19 408 рублей. И в утвержденных условиях стоит главная задача - выжить.
 
Оптимизацию расходов на образование решено было проводить согласно дорожным картам, разработанным отдельно для загородных лагерей, детских садов, а также школ и учреждений допобразования.
 
- Никогда такого дефицитного бюджета для образования мы не имели, - отметил Валерий Головкин на депутатской комиссии. - В 2015 году у нас отняли 10 миллионов рублей - сняли их с текущего ремонта. Последствия сказываются до сих пор. Недостаток в 45 миллионов будет ощущаться еще болезненнее, поскольку эти деньги заберут из фонда заработной платы.
 
Дорожная карта для школ и учреждений дополнительного образования уже утверждена Сергеем Проскурниным, первым заместителем главы ЗАТО по стратегическому планированию, экономическому развитию и финансам, и согласована с Евгением Карташовым, сообщил Головкин. В рамках этой дорожной карты в каждом образовательном учреждении проведены расчеты и определен объем услуги по уборке помещений. Также известен объем средств, которые каждое учреждение должно передать в Управление образования. Чтобы определить поставщика услуги, УО проведет торги одним лотом. Это все должно произойти в течение первого квартала текущего года. И не позже 1 апреля должен быть заключен контракт. На площади всех тринадцати школ (включая филиал лицея 103 в Шиверах) плюс четырех учреждений допобразования зайдет клининговая компания. Уже разработано и подготовлено техническое задание с учетом СанПиНов, ГОСТов по уборке помещений и других нормативных актов федерального уровня, определен объем оказания услуги, а также периодичность ее реализации.
 
Клининг - это бизнес
 
Работа по реализации дорожной карты проделана огромная, однако главный железногорский педагог не скрывает своего беспокойства: все может пойти совсем не так, как запланировано.
- Чтобы начать торги, мы должны определить начальную и максимальную цену контракта, - объяснил депутатам Валерий Головкин. - С этой целью запущен мониторинг клининговых компаний.
Выяснилось, что желание поучаствовать в этой истории изъявили четыре железногорские фирмы. Причем клининговые услуги не являются в этих компаниях основным видом деятельности. Еще один потенциальный участник присутствует в федеральной сети. По словам Головкина, уже получен ответ от одной местной фирмы, и обозначенная цена сопоставима с ценами краевого центра. Таких средств у Управления образования нет.
- Клининговые услуги в школах не могут быть дешевыми, они обойдутся дороже, чем работа техничек, - заявил Валерий Головкин на депутатской комиссии. - Если торги провалятся, то после 1 апреля в школах убираться не будут. Все технички давно в курсе предстоящих изменений: кто-то уже уволился по соглашению сторон, другие попадут под сокращение. В итоге за все будут отвечать директора образовательных учреждений, а пострадавшими окажутся дети. Но еще не поздно отыграть назад - уговорить уволившихся вчера техничек вернуться.
На депутатской комиссии присутствовал вице-спикер Заксобрания края Алексей Кулеш. По его мнению, аутсорсинг в школах обрекает низкооплачиваемых работников на нищету, потому что клининговая компания будет платить еще меньше, либо - в серую, уходя от налогов.
- Любая клининговая компания - это, прежде всего, коммерческая структура, главная задача которой зарабатывать деньги. Если это возможно в Красноярске, где работают гастарбайтеры, то в Железногорске, который является экономическим аквариумом, это может вызвать социальный взрыв, - предупредил вице-спикер.

Ведро на колесиках
 
Сотрудник клининга отличается от уборщицы тем, что у него ведро на колесиках, сказано в одном анекдоте. В этой шутке заключена истина. В отличие от других регионов, в красноярские школы клининг зашел лишь в 2017 году. Но вместо бравых людей с современным оборудованием полы в образовательных учреждениях трут те же самые технички, вооруженные лишь швабрами и тряпками. Но тут уж кому как повезет.
Вот один из примеров. В 2019 году отличилося ООО «Суббота», выигравшая тендер в Октябрьском районе краевого центра. С приходом этой компании начались задержи по оплате уборщицам. В красноярском управлении образования пояснили, что они деньги за услуги перечисляли в срок. В Трудовой инспекции, куда пошли жаловаться женщины, сказали, что они подписали не трудовой договор, а филькину грамоту. Зарплату на карту уборщицы получали переводом не от компании, а от неких посторонних лиц. Прокуратура отписалась, что нет актов выполненных работ, поэтому и денег нет, и посоветовала обратиться в суд. В судебном порядке трудовые отношения между истцами и ответчиком были установлены, а иск полностью удовлетворен. Однако денег женщины так и не получили - фирма самоликвидировалась.
Есть прецеденты в том же Красноярске, когда клининговая компания действовала от имени подставного лица. Все происходило по уже известной схеме. Уборщицы добросовестно мыли полы в школах, управление образования аккуратно перечисляло клининговой компании деньги, но до сотрудников они не доходили. В правоохранительные органы и суд жаловаться было бесполезно.
И разве подобное могло бы произойти, если бы уборщицы являлись школьными работниками? К слову, пока шли разбирательства, сотрудницы клининговой компании отказывались трудиться задаром. Получается, что желание оптимизировать расходы вышло боком. Причем не одной школе, а сразу нескольким, ведь аутсорсинговая фирма выигрывает большой лот и становится по сути монополистом на данном рынке.

Экономить, но не шашкой
 
О рисках говорили и директора железногорских школ.
- У меня вызывает тревогу, что все жизненно важные услуги отдают на аутсорсинг - электрические и инженерные сети, охранную и пожарную сигнализации, - поделился своими сомнениями Игорь Рыженков, директор школы 98. - Нас сегодня обслуживают разные железногорские фирмы, и меня все устраивает. На крупные лоты будут заявляться не известные нам красноярские организации. Начнется бардак с обслуживанием, а мы в любом случае за это будем отвечать. Мы это уже проходили.
- В этом правовом поле живет весь мир, и только Железногорску это мешает? - удивился Евгений Карташов. - Рисков, конечно, много, мы отвечаем за детей. Я согласен с вами, что прежняя схема безопаснее и привычнее. Но есть экономика, в рамках которой нужно жить.
- Давайте экономить, но не шашкой, - парировал Рыженков. - Ежегодная смена обслуживающих организаций приведет к хаосу. Да, мы получим экономию, но не сэкономим по большому счету. Потому что новые фирмы не будут знать слабые места в наших сетях и зданиях, но они известны компаниям, с которым мы сотрудничаем продолжительное время.
- Искать способы исправить ситуацию нужно на уровне власти, - считает Валерий Головкин. - Необходимо восстановить объем финансирования образовательной отрасли.
Конструктивного обсуждения концепции аутсорсинга не получилось.
- Мы не будем ломать все сразу, это только модель! - завершил прения Евгений Карташов.
Вот только кто будет мыть в школах полы после 1 апреля, так и неясно.

***
 
Впрочем, в лицее 102 этот вопрос решен.
- Я имею большое желание не идти с вами в ногу, - сказал директор Виталий Лесняк после бурного обсуждения концепции аутсорсинга.
Не дожидаясь решения проблемы с зарплатой техничек, школа приобрела моющую технику, которая позволяет практически полностью заменить ручной труд нескольких человек. Правда, уже сегодня понятно, что швабры далеко убирать не станут - не все уголки здания школы доступны для машин…
 
Марина СИНЮТИНА
 
Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения