Суббота, 23 Ноября, 2024
Железногорск, Красноярский край

Галитофобия: соли много, эффекта ноль?

7 февраля 2020 / Есть тема / 0
Только вот не надо сейчас возмущений и новой волны критики в сторону коммунальщиков - мол, засыпали город гадостью и спят спокойно. Во-первых, критика бесследно не проходит и всегда имеет какой-то резонанс. А во-вторых, нет пока другого варианта антискользящего реагента для железногорских дорог и тротуаров. Нет. Но зато появилось стойкое убеждение, что чем бы ни посыпали тротуары, как бы ни пытались бороться с ледяными накатами, абсолютно довольных горожан не будет - все равно найдутся те, кому все не так и все не то. Такие вот дела.

Альтернативы нет
 
Коммунальные службы многих городов мира борются со снегом. Но в нашем городе это какая-то отдельная история. Зачем посыпают дороги и тротуары солью? Эта химия влияет не только на состояние машин, но и обувь нашу разрушает. И теперь эта проблема актуальна не только в мегаполисах, где средства для растапливания льда и снега используют очень активно. Например, коммунальные службы Москвы ежегодно закупают около 500 тысяч тонн реагентов на сумму порядка 6 миллиардов рублей. А в Железногорске за зиму расходуют от 20 до 50 тонн галита, МБУ «Комбинат благоустройства» это обходится примерно в 200 тысяч рублей и волной негатива от горожан.
 
- Зима нестандартная - с резкими и затяжными оттепелями, - комментирует Николай Пасечкин, директор КБУ. - На тротуарах складывается следующая ситуация: с северных и северо-восточных сторон домов активная капель с крыш, и на тротуарах образовался чистый лед.
 
Ледовое покрытие плотное, толстое, порядка 15 сантиметров толщиной. Победить его механически в теории можно - 20-тонным грейдером. Но он не зайдет на тротуар, к тому же выступают балконы, большой технике сложно пройти, и тракторам это не под силу. Решение здесь одно, уверяет Пасечкин, - галит. Без альтернативы. Иначе гололед, травмы, пущая ругань горожан. Кстати, галит применяли всегда на тех улицах, которые северные, - Андреева, Советской Армии, четная сторона Свердлова, Решетнева. Правда, справедливости ради оговоримся, что так массово сыпали галит обычно в начале марта. Но нынче зима выдает температурные сюрпризы.
 
Николай Николаевич, конечно, предполагает, что лед на тротуарах можно скалывать вручную, нанося насечки. Но это крайне трудоемко, необходимо колоссальное количество людей и трудовых ресурсов, поэтому практически нереализуемо. Еще можно посыпать щебнем - это, кстати, КБУ практиковал очень долго. Но щебень, по словам директора предприятия, быстро скатывается и разметается.
 
А лед надо растопить. Именно поэтому принято решение применять галит - техническую соль (поваренную), которая при температурах до минус 7-10 градусов быстро и эффективно топит лед. Галит легок в работе, доступен - у него низкая цена (примерно 4700 рублей за тонну), он сохраняет свои свойства даже при морозах до минус 30. Он легко размягчает ледяную корку, даже если она плотно сцепилась с дорогой, и в результате образует кашицу - рассол, застывающую при более низкой температуре, чем вода.
 
- Растапливание снега происходит в течение 4-5 часов, - делится опытом Пасечкин. - Когда человек попадает внутрь этого процесса - между тем как соль распределили, размели и собрали - конечно, это воспринимается как каша. Те фотографии, которые были выставлены в социальных сетях и вызывали гнев, это кадры, где только начинают рассыпать галит, и он неравномерно распределен на тротуаре. Соглашусь, что неприятно, если попал в кашу и испортил обувь. Но ведь всегда есть выбор, и можно обойти участки, где заметна соль, которую еще просто не успели размести.

Плюс на минус
 
Видимо, не бывает в жизни так, чтобы все хорошее было хорошо. Всегда остается оборотная сторона и послесловие (оно, как мы понимаем, у каждого свое). Вот и с дорогами-тротуарами зимой та же история: скользко - плохо, опасно, некомфортно; антискользящий галит - еще хуже и неприятнее. Где справедливость-то? Как быть в этой ситуации: не замечать критики и возмущений и действовать просто по инструкции? Так, наверное, можно, но тогда придется забыть, что кто-то о нас по-настоящему заботится и думает об эффекте и результатах работы.
 
- Я понимаю, что эффект, к которому мы стремились, не совсем достигнут, - рассуждает Николай Николаевич. - Есть такое понятие - социальная эффективность. Вообще, чем характеризуется эффективность? Это соотношение результата к потраченным ресурсам. Социальная эффективность немного сложней, она выдает степень удовлетворенности конечного потребителя. Конечным потребителем нашей услуги является население. Так вот, степень удовлетворенности от того, что мы поборолись со льдом, не наступила, люди не увидели, что нет льда - они увидели, что тротуары некрасивые и страдает их обувь (или машина). Мы не достигли того результата, который называется социальной эффективностью. Мы не достучались до каждого горожанина: то, что мы сделали, - это безальтернативно, и что люди не получили травм именно в результате наших действий.
 
Как рассказал Николай Пасечкин, он запросил данные у КБ-51: в этом году количество людей с переломами, полученными на улицах, существенно меньше, чем в предыдущие периоды. А по логике должно быть наоборот, потому что у нас скользкость в этом году образовалась не в марте, а вот сейчас. Комбинат благоустройства победил скользкость, человек ее не увидел, не пострадал, но и не оценил усилий коммунальщиков и воспринял все как должное.
 
- Что ж, будем работать и искать варианты, которые устроят всех, - добавил Николай Николаевич.
 
Кроме этого, директор КБУ, который, собственно, и попросил «ГиГ» обратить особое внимание горожан на проблему и попытаться взглянуть на нее со всех сторон, обещал, что весной сделает развернутый анализ состава воды в городском озере, чтобы увидеть, есть ли негативное влияние стоков с дорог на экологию голубой жемчужины. Сразу оговоримся, директор МБУ КБУ уверен, что никакого негатива нет, но ему необходим документ, чтобы предъявлять его особо недоверчивым горожанам.
Что ж, скорее бы весна - снег и лед растают, станет безопаснее, но совершенно точно актуализируются другие проблемы. Как без них-то?
 
Надежда ОБИДОВА
 
Свойства галита
Вкус - чистый соленый, без каких-либо привкусов.
Цвет - большей частью белый, но встречается сероватый и с желтым оттенком, различные цветовые варианты зависят от места происхождения соли и способа ее добычи. Нормами допускается присутствие темных частичек в виде нерастворимого осадка благодаря наличию в составе оксида железа.
Запах - отсутствует, соль не должна иметь никакого постороннего запаха.
Вид - сыпучий кристаллический материал, не имеющий никаких механических примесей.
Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения