Эта цитата первого заместителя главы города по финансам и стратегическому развитию на прошедшей неделе - пожалуй, главная и где-то даже всеобъемлющая. Деньги «отбирать» придется, и первыми под удар попали культура, спорт и образование. И если в культуре и спорте все тихо - грустно, невыносимо, но тихо, - то образование молчаливых реформ не приемлет. Все должно быть четко и, главное, понятно. Где взять денег, если их нет?
Никто никуда не бежит
Предыстория, прямо скажем, странная, но имеет место быть. Начнем с детских садов. Их тряхнуло знатно, я бы даже сказала, тектонически. А дело все в одном-единственном листке бумаги, на котором заместитель главы Железногорска по социальным вопросам предлагает (чисто теоретически) изменить структуру работающей системы дошкольного образования города и сократить штат. Цель, видимо, одна: экономия (она не совсем коррелируется с главной целью образовательных учреждений, конечно, но это в данных обстоятельствах, видимо, неважно). В предложенной схеме оптимизации, по мнению педагогов-дошкольников, смешалось все: люди, ставки, бюджеты, оргтехника.
Заведующие детскими садами ждать не стали и записались на прием к главе города. Подготовились и очень структурированно изложили свою позицию: никто не хочет революций. Если очередная оптимизация и иная схема работы неизбежны, то все готовы это принять - только постепенно и так, чтобы в решениях, важных для огромного сообщества родителей и дошколят, принимали участие профессионалы. То есть люди, которые в системе работают, знают ее, совершенствуют и хотят продолжать это делать для будущего города. Не знаем, специально был сделан вброс экспериментального документа или нет. Было ли это ошибкой или преждевременным непродуманным и несогласованным решением, остается только догадываться (потому что о существовании этого плана не знал никто, кроме его автора).
Первые эмоции улеглись. Более того, после встречи с главой ЗАТО Игорем Куксиным все поняли, что произошло и как с этим можно справиться. Главная проблема финансирования дошкольного образования на сегодняшний день связана с необходимостью доплат низкооплачиваемым категориям работников до регионального прожиточного минимума. Эти деньги больше не компенсируются из краевого бюджета.
- Один из элементов непонимания и раздора - это те самые «исходные материалы», которые вдруг возникли в соцсетях и всех взбудоражили, - комментирует ситуацию первый заместитель главы ЗАТО по финансам Сергей Проскурнин. - Для меня эти бумажки тоже стали открытием и удивлением. На их основании нельзя делать никаких выводов. Объясню, что происходит на самом деле. У нас нет в этом году средств на региональные выплаты. Это тяжелое испытание. Вызов. Обсуждались различные варианты выхода из тупика. Решили, что в детских дошкольных учреждениях сейчас ничего не трогаем, большей частью переходим на так называемое нормирование - пытаемся сделать так, чтобы и людей не уволить, и максимально решить проблему. Когда денег ограниченное количество, нужно перераспределять возможности среди людей - увеличивать объемы работы. Этот вариант и предложило профессиональное сообщество. Да, тяжелый вариант. Тем не менее он лучший из того, что существует. Нам надо как-то пережить этот непростой период.
Итак, с садиками временно точки над i расставили. Власти согласились с доводами заведующих и приняли решение не спешить.
Борьба за качество
Образование должно заниматься образованием - это главный тезис реформ и оптимизации сегодня. Порой возникает, конечно, ощущение подмены понятий. Правда, тут есть нюансы. Всем известно, что главный функционал детских садов, например, давным-давно определен как «присмотр и уход». А для этого совершенно точно необходимо создавать условия, в число которых входят чистота и безопасность. Тревога заведующих вполне понятна: они пока не представляют, как им организовать работу без кастелянш, техничек, дворников. Просто потому что каждый должен отвечать за свое дело - клонировать без дополнительной оплаты труда никого не получится. Игорь Куксин на совещании акцентировал внимание на том, что решение управленческих вопросов, обеспечение закупочной и хозяйственной деятельности необходимо централизовать и сделать максимально профессиональными. А вот автоматизировать некоторые виды работ вполне может получиться, считает главный финансист Железногорска Сергей Проскурнин. Более того, он знает, что в бюджете есть немного средств для приобретения специальных машин для уборки территорий детский садов - об этом он рассказал нам, журналистам.
- Мне кажется, что точек напряжения в этой истории три, и мы с ними работаем. Вариант объединения всех в один детский садик - это первое напряжение (с этим придется разбираться); второе - никакого сокращения людей пока не предвидится - думаю, здесь мы сняли тревогу. И третье - мы рассмотрели вариант помочь образованию в приобретении хотя бы технических средств. Важно понимать, что сейчас есть шанс перейти на более качественное обслуживание зданий и сооружений детских садов и школ. И при всем этом главой города поставлена главная задача - не ухудшить качество.
Предельно честно
В тот же день, когда власть конструктивно договорилась с дошкольным образованием о пошаговых действиях, прошло еще одно совещание - с директорами школ и учреждений дополнительного образования. Есть мнение, что конструктива там не получилось. Затянули переговоры и, видимо, уже сделали много лишних шагов, смачно сдобрив их эмоциями. Слово «аутсорсинг» уже становится просто неприличным произносить вслух, потому что оно раздражает. Да и суть проблемы вовсе не в нем. Собака порылась в местном бюджете, и там вдруг не оказалось денег, которые вот кровь из носу быть должны.
- Так получается, что МРОТ у нас растет, - снова рассуждает Сергей Проскурнин. - Помните, на 60 процентов его мгновенно повысили, и это привело к коллапсу в распределении фонда оплаты труда. Субъект полтора года нам деньги давал, но при этом сказал следующее: эта финансовая поддержка временная, придумывайте варианты. В культуре и спорте такой остроты нет. Здесь виноваты все, я считаю. Легко давать деньги. Тяжело их отбирать. А мы попали в ситуацию, когда приходится думать, это можно было сделать в прошлом году.
Почему не сделали, непонятно, и думается нам, структурированного ответа на этот вопрос пока нет нигде. Есть факт: не сделали. Теперь разгребаем, простите. Причем разгребают последствия сейчас всем миром - кто-то совершенно конкретный недоделал и недосчитал, кто-то (тоже совершенно конкретный) поторопился с презентациями невыверенных (популистски-фантастических и хорошо, что пока только теоретических) реформ.
Но ситуация такова: чтобы размотать искусственную позу, в которую, извиняюсь, изогнули железногорское образование, сейчас придется прибегнуть к аутсорсингу. Не войдя в эксперимент, теперь уже и не поймем, как оно работает и будет ли эффективным.
- Я никакой гигантской катастрофы в этом не вижу, - убеждает журналистов и педагогов Сергей Дмитриевич. - Любую проблему нужно рассматривать с разных точек зрения. А у нас на первый план вышли негатив и сопротивление. Да, было недофинансирование в пределах 49 миллионов рублей: по детским садам оно составило 27 миллионов, по школам 16 миллионов и по допобразованию порядка 5 миллионов. А если бы все начали вовремя, с 1 января, то для образования сэкономили бы порядка 7 миллионов рублей. Это я беру при условии средневзвешенной цены. Чем дольше мы тянем, тем больше утягиваем себя. Это простое правило, его надо принимать.
Итого на совещании с директорами школ решили-таки, что правильный вывод на аутсорсинг является оптимальным решением. И пришло время свыкнуться с этой мыслью и ускоренно бежать в этом направлении. Выяснилось, кстати, что мероприятий, связанных с сокращением работников школ, не проводилось и не проводится, об этом доложил руководитель Управления образования Валерий Головкин. Сократили ставки, а уборщицы если и увольнялись, то сугубо по собственному желанию. А собственно сокращать глава города предложил администрацию. Протокольные решения были следующими: передать здания садиков и школ в Управление имущественным комплексом, отказаться от установки пластиковых окон в пользу механизации уборки территорий в образовательных учреждениях, модернизировать охрану в школах. Все решения должны быть приняты к 18 февраля.
P.S.
За кадром осталась еще одна проблема, и она, на мой взгляд, куда более масштабная. Заведующие детских садов говорят сегодня, что у них впервые возникла ситуация оттока детей и недокомплекта. Люди семьями уезжают из города - в некоторых ДОУ на конец 2019 года было минус 20 ребятишек, а это влечет за собой отток серьезных финансовых потоков из дошкольного образования. Законы у нас таковы, что деньги приходят за детьми, это называется подушевым финансированием. И если тенденция сохранится, кризисом накроет всех. Увы. А сейчас заведующие рисуют планы, новые схемы и варианты комплектования, чтобы попытаться сохранить зарплаты сотрудникам и работу своих учреждений. А за садиками пойдут школы, которые не смогут комплектовать первые классы… Не дай бог, конечно. Но это повод задуматься. Всем нам, между прочим.
Нинель АНДРИАНОВА