Министерство образования РФ приказало регионам перевести школьников на дистанционное обучение. Такое решение принято 14 марта после заседания оперативного штаба по предупреждению распространения коронавирусной инфекции Covid-19. «ГиГ» выяснил, с какими проблемами могут столкнуться все участники образовательного процесса.
Прогнозы сбываются
На дистанционное обучение в школах можно было перейти и раньше. Возможность удаленного освоения образовательных программ предусмотрена ст. 16 ФЗ «Об образовании». В ст. 34 этого закона указано, что обучающиеся по индивидуальным графикам и программам могут сдать экзамены и получить аттестат в образовательных организациях бесплатно. Но дистанционную систему обучения (ДСО) стали сначала внедрять в профессиональном образовании. Точкой отсчета считается 2012 год. Опыт оказался не совсем удачным. Во-первых, качество такого обучения получилось довольно низким, поэтому специалисты с «дистанционными» дипломами на рынке труда не котировались. Во-вторых, завершали обучение не более 3-5% от поступивших студентов, ведь многие молодые люди оказались не готовы самостоятельно осваивать азы профессии. Другое дело, когда человек хотел получить второе высшее образование либо повысить его. Новый способ обучения оказался востребован даже больше, чем заочная форма - не нужно тратить время и средства, чтобы ездить на установочные сессии, тем более что работникам частных предприятий такой отпуск получить теперь практически невозможно.
В школах ДСО стали вводить в 2017 году, в связи со стремительным развитием технологий и возросшими потребностями общества. Удаленная модель образования предполагает, что оно проводится без непосредственного общения учителя и ученика - через интернет, вне стен образовательного учреждения. При этом школа и учителя продолжают контролировать освоение программы, осуществлять подбор курсов с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Причем не ставилось цели полностью заменить традиционную форму обучения. Удаленка была актуальна при подготовке школьников по отдельным учебным предметам к сдаче экзаменов экстерном. Она упрощала жизнь детям, которые не имели возможности по разным причинам посещать школу вообще или в течение какого-то отрезка времени. С помощью ДСО можно ликвидировать пробелы в определенных предметах либо изучать их углубленно, вне школьного курса. Такая форма обучения удобна и при подготовке школьников к поступлению в учебные заведения определенного профиля. Тема является актуальной для одаренных детей и детей с ОВЗ, а также для сельчан и жителей удаленных регионов, где есть проблемы с педагогическими кадрами.
Еще одним аспектом является необходимость усвоения учениками знаний на время карантина, болезни, стихийных бедствий. Все эти проблемы решаются на расстоянии в прямом смысле слова. Авторы концепции ДСО прогнозировали, что без применения данных технологий невозможно будет представить школу уже через пару лет. Но никто не мог предполагать, при каких глобальных трагических обстоятельствах сбудутся эти предсказания. Сегодня очевидным плюсом дистанционного обучения является необязательность непосредственного посещения школы, которая является местом массового скопления людей.
Временные мера
Когда 16 марта российских учеников досрочно отправили на весенние каникулы, уже было понятно, что в этом году за парты они, скорее всего, не сядут. На следующий день, 17 марта, все региональные министерства образования получили приказ о переводе школ на ДСО. «Защита здоровья учащихся и всех работников системы образования - первостепенная задача, - прокомментировал это решение министр просвещения Сергей Кравцов. - У нас есть все возможности для того, чтобы ребята продолжали получать знания. Это то, что уже удалось создать благодаря работе в рамках нацпроекта «Образование», и, прежде всего, это ресурс Российской электронной школы, содержащий свыше 120 тысяч уникальных заданий и видеоуроков от лучших педагогических коллективов, и доступный всем онлайн. У нас уже есть опыт отдельных регионов по масштабному переходу на онлайн-обучение, важно его использовать и в других. Необходимую методическую помощь мы регионам окажем. Это временные меры, крайне важные для защиты здоровья населения».
Дату начала дистанционных занятий сначала определили 1 апреля, потом перенесли на 6-е. То есть всего за четыре недели школы должны подготовиться к работе в новых условиях и перевести на ДСО всех детей по письменному заявлению родителей или законных представителей.
Вместо компьютера
В странах, где инфекция Covid-19 развивалась раньше, чем в России, для школьников изменилась лишь обстановка во время обучения. Жительница Железногорска, которая сегодня находится на самоизоляции, рассказала, что во Франции уроки начинаются в то же время, что и раньше. Каждый ребенок садится перед домашним компьютером, видит на мониторе преподавателя, общается с ним, выполняет задания и так далее. Переменки, перерыв на обед - все как всегда. Только рядом не учитель и одноклассники, а мама. К сожалению, в нашей стране подобную модель дистанционного обучения можно осуществить разве только в Москве и Санкт-Петербурге.
Проблема первая: не у всех детей дома есть компьютеры и выход в интернет. В Железногорске на онлайн-совещании директоров, которое состоялось 27 марта, прозвучало, что у пятисот школьников есть сложности с дистанционным обучением.
- Добиться стопроцентного охвата дистанционным образованием нереально, - считает директор школы 100 Владимир Люто. - Но работать в таких обстоятельствах нам все равно необходимо. Опыт удаленки в нашей школе уже есть. Когда осенью 2019 года в Железногорске была вспышка пневмонии и классы закрывали на карантин, на дистанционное обучение перешло начальное звено.
В 95-й, например, вопрос с теми детьми, у кого нет выхода в интернет, решили таким образом: классные руководители будут общаться с родителями через «Вайбер».
В других школах собираются выставлять так называемые бэби-ящики, куда педагоги будут выкладывать задания, которые должны забирать родители. Обратная связь осуществляется точно таким же способом. Но насколько это будет отвечать противоэпидемической безопасности?
Придется выкручиваться!
Выяснилось также, что к полноценному дистанционному обучению оказались не готовы не только школьники, но и сами школы.
- У нас онлайн-уроков точно не будет, - говорит Лилия Бучинская, учитель русского языка и литературы школы 106. - Ведь до сих пор не у всех педагогов имеются в кабинетах и дома компьютеры. А если они и есть, то нет веб-камер и микрофонов. Занятия у нас будут проводиться следующим образом: через электронный журнал все дети будут получать домашнее задание со ссылками, где можно найти нужную информацию. Каждого ребенка прикрепили к одной из бесплатных образовательных платформ (Российская электронная школа (РЭШ), Московская электронная школа (МЭШ), Яндекс-платформа - «ЯКласс»). Они предоставляют множество вебинаров, онлайн-уроков, там теория и практика, тесты и проверочные работы. Учителей никто не ограничивает в выборе образовательной платформы, но при входе на каждую необходимо регистрироваться и вводить пароль, поэтому мы стараемся, чтобы весь класс по всем предметам был прикреплен к одному электронному ресурсу. Мои дети раньше занимались по пяти предметам на платформе «ЯКласс». Я тоже буду ею пользоваться. Платформа удобна тем, что тесты сразу проверяются - и выдаются оценки. Конечно, если ситуация затянется, мы сами будем составлять тесты. Большой минус - обратная связь. Родители меня спрашивают: «Как вы будете проверять теорию?» А никак. Теперь все будет проверяться через практические занятия. Понятно, что трудно отследить, кто выполняет задание сам, а кто списывает. Или, например, как проверить, выучил ли ребенок стихотворение? Дети будут записывать звук на телефон и отсылать мне по «Вайберу»? Но у меня 120 учеников! Я рассчитываю на сознательность родителей - они могут сами принять стихи у своих детей. Надо отдать должное, родители моего класса очень ответственные. Они постоянно читают все сообщения в чате, отвечают на вопросы, переживают. Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам, обучающиеся вроде как должны сами найти знания и сами их усвоить, но наши дети к этому не готовы - им нужно все объяснять, разжевывать. Однако ситуация, в которую мы попали, не оставляет нам другого выхода - будем как-то выкручиваться.
Классный руководитель онлайн
По мнению Игоря Рыженкова, директора школы 98, к дистанционному обучению оказались больше не готовы сами родители.
- Я им, конечно, сочувствую, - говорит Игорь Валерьевич. - Особенно тем, у кого дети в начальные классы ходят, или где в семье несколько школьников. Выпускников мы давно приучили самостоятельно заниматься. С учениками начальных классов родителям придется рядом находиться. И как-то эти вопросы им придется решать. В любом случае, маленькие дети не должны быть дома одни. К сожалению, родители привыкли привести детей в класс и забыть. Часто приходится слышать: «Ну я же работаю!», когда спрашиваем, почему ребенок пришел к третьему уроку. Однако в образовательном процессе всегда участвуют три стороны: школа-ребенок-родитель. У нашей школы в плане оборудования на 90 процентов все готово. Провели совещание с директорами по скайпу - все работает, перебоев с интернетом нет. Планируются уроки в онлайн-формате. В тестовом режиме они уже опробованы с одним учеником. Все наши преподаватели подключены к образовательной платформе «Zoom». Мы ориентируемся на то, что с 6 апреля все дети приступят к дистанционному обучению. Планируется, что с утра они садятся за компьютеры и занимаются. А классный руководитель будет вычислять «прогульщиков» и организовывать онлайн-посещаемость. С них ведь никто эти обязанности не снимает. Придется найти удобный для всех способ для организации детей: сообщение в мессенджере, телефонный звонок.
Дмитрий Протопопов, директор школы 95, сообщил, что для взаимодействия педагогов и учеников предполагается использовать электронный дневник и созданную группу «Дистантобразование».
- Качество дистанционного обучения во многом будет зависеть от мастерства учителя, с точки зрения подбора материала и комментария к нему, - рассказал Протопопов. - Сейчас наши педагоги осваивают базовые образовательные платформы, а также «Google Класс», «Решу ЕГЭ», Яндекс.Учебник» и другие. Учителя также будут сами записывать ролики с использованием видеопрезентаций, а что-то будет проводиться в режиме индивидуальной консультации.
Виталий Лесняк, директор лицея 102, считает, что дистанционное образование - не самый лучший вариант обучения.
- Главные недостатки - это отсутствие реальных практических занятий, реального взаимодействия и реального опыта, - утверждает он. - Но мера эта вынужденная. Мы опросили наших детей и сотрудников о наличии у них техники и возможности выхода в интернет. Так вот есть практически у всех. Сейчас, во время каникул, учителя пытаются опробовать бесплатные образовательные платформы. Но у меня есть большие сомнения, что они будут использоваться, ведь все школы страны одновременно перейдут на дистанционку. Я напомню прошлогоднюю запись в первый класс. С 00 часов 1 февраля был открыт портал, куда можно было подать заявление. Ресурс проработал всего 4 минуты и рухнул.
Ресурсы виснут
Обозначилась еще одна серьезная проблема: бесплатные образовательные платформы не рассчитаны на глобальное подключение. По тому же поводу серьезно тревожится и Елена Дубровская, директор лицея 103 «Гармония».
- Наши педагоги сейчас пытаются освоить Российскую электронную школу, но ресурс постоянно висит, - вздыхает Елена Николаевна.
Журналисты «ГиГ» тоже решили посмотреть, как работает платформа РЭШ. Удобный интерфейс позволяет быстро в ней разобраться. Но полностью посмотреть теорию видеоурока не удалось - действительно все зависло.
- Предвидя такую ситуацию, мы ищем другие возможности, - рассказал Виталий Лесняк. - Конечно, у нас есть электронный журнал, можно общаться и по скайпу. Хорошо, что мы живем в этом городе, где хорошие сети и более-менее неплохая связь. В районах края это большая проблема. Но, как это бывает при каком-то дефиците, образовательные платформы уже предлагают за деньги.
А деньги, надо сказать, немалые. Например, на ресурсе «Учи.ру» стоимость образовательного пакета со скидкой 85% обойдется в 2790 рублей. Не все родители смогут себе позволить эти траты, особенно когда в семье не один ребенок. Даже если дети одного возраста и учатся в одном классе, платить нужно за каждого.
- Учебную программу никто не отменял, но я бы отпустила детей на все время карантина, - говорит Елена Дубровская. - Ничего страшного не произойдет, предметы мы потом нагоним. Все силы надо направить не на образование, а на здоровье, чтобы у нас не повторился итальянский сценарий. Сегодня всем нужно находиться дома. Появилась уникальная возможность побыть с семьей и узнать что-то новое, ведь в интернете открылись все мировые музеи, театры, дополнительное образование, доступ к которому раньше был затруднен. У нас есть родители, которые дома занимаются со своими детьми общим образованием и делятся своими находками в сети. И это гораздо лучше, поверьте, чем контролировать детей, как они выполняют тесты по школьным предметам. К сожалению, нет ни одного национального проекта по образованию, в котором бы основное внимание уделялось здоровью. А ведь к нам в первый класс в этом учебном году пришли 100 малышей, из них 98 - с патологиями.
***
Итак, педагогам, школьникам и родителям через несколько дней придется приспосабливаться к новой реальности, в которой живут уже многие страны. Какими в этот период будут потери, зависит от каждого из нас. По поводу проведения ЕГЭ еще ничего не понятно, пока экзамены перенесли на поздний срок. И проводить их собираются тоже дистанционно. Мы с трудом представляем, как это будет происходить. Во-первых, система не выдержит нагрузки, а во-вторых, никакой объективности в этом случае не будет. Еще есть вариант: школы выставят годовые оценки 9-м и 11-м классам, а вступительные экзамены вузы станут проводить сами. И если эти экзамены станут проходить не в формате ЕГЭ, то бедные одиннадцатые классы! Нам жаль их искренне.
Марина СИНЮТИНА