В 4 утра 2 апреля в Емельяново приземлился борт из Таиланда, регулярный рейс «Бангкок - Красноярск» прибыл по расписанию. В течение всего полета пассажиры находились в фильтрующих масках, температуру всем измерили - в норме. О том, что по возвращении придется две недели соблюдать режим самоизоляции, тоже все были в курсе. Однако по домам людей не отпустили, прямо с трапа их посадили в автобусы и увезли в обсервационный центр. Среди прилетевших были железногорцы.
Дело в том, что вышло постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации №9 «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019», и в Красноярском крае в том числе были введены изменения в режим изоляции лиц, прибывающих на территорию Российской Федерации. Их предписывалось помещать в обсерваторы для проведения медицинского наблюдения в течение 14 календарных дней.
Что такое решение стало неприятным сюрпризом для вчерашних отпускников - понятно, но и принимающая сторона, как рассказала «ГиГ» пассажирка того рейса, наша землячка Евгения, была не вполне готова.
- В Красноярске самолет встретили Росгвардия и Роспотребнадзор, разделили пассажиров на две части, нас отправили в геронтологический центр «Уют» (Красноярск, пр.Ульяновский, 4в. - Авт.), других куда-то в Манский район, в «Лесной», - рассказала по телефону женщина. - Видно, что времени на подготовку не было, персонал не обучен к работе в условиях обсерватора. Конечно, на ходу пытались что-то выстроить, но сначала-то было все как попало. Сотрудники центра разносили нам по комнатам постельные принадлежности, при этом они не были одеты соответствующим образом - в обычной своей одежде, волосы не убраны, были только какие-то маски. Никаких дезинфицирующих средств, даже мыла в комнате не было. А как нас кормили: едет тележка по коридору, на ней открытые кастрюли с едой, из которых в одноразовые тарелки накладывают, все выходят из своих комнат, чтобы взять порции. Только через день появились закрытые пластиковые контейнеры, в которые пищу раскладывали уже на кухне. Но по комфорту условия нормальные: сдвоенные двухместные комнаты с душем и туалетом, в комнатах было все необходимое - телевизор, холодильник, графин с водой, чайник. Однако двери все равно постоянно открывали, воздухообмен происходил. Сложно это место назвать обсервацией, скорее общежитие.
При этом, как рассказала нам Евгения, в аэропорту на парковке у них стоял личный автомобиль. Они прилетели с отпуска всей семьей - с мужем и дочкой, в квартире помимо них никто не живет. Кроме того, поскольку, улетая в Таиланд 19 марта, они уже знали о последующей двухнедельной самоизоляции, дома был приготовлен продовольственный запас. Тем не менее семью со всеми остальными пассажирами направили в так называемый обсерватор.
Спустя пару дней по предложению губернатора Красноярского края Александра Усса федеральный Роспотребнадзор внес изменения в постановление №9, и все же разрешил прилетевшим проходить период самоизоляции дома. В воскресенье железногорцы все-таки были доставлены в родной город.
- Из обсервации нас везли на карете скорой помощи, - рассказала Евгения, - медики были в противочумных костюмах. Мы - в фильтрующих масках, по пути у нас еще раз взяли анализы. Мы стали первым и единственным бортом в Красноярске, пассажиры которого попали в обсерватор, еще был новосибирский рейс из Бангкока. А пассажиров очередного самолета из Таиланда, который прилетел 3 апреля также в Новосибирск, уже развезли по домам на специальных автобусах. Но что более непонятно и несправедливо, - добавила Евгения, - когда мы прилетели из Таиланда, на тот момент там было 1700 случаев заболевания, и нас закрыли. А в Москве в то время - 3000 заболевших, и все прилетевшие из столицы люди распускались…
Кстати, с 6 апреля по указу главного врача региона начали действовать обязательные карантинные меры и для прилетающих в Красноярск из Москвы и Санкт-Петербурга.
Резонный вопрос: зачем ехали-то в Таиланд, если знали о ситуации? Как объяснила Евгения, билеты были куплены еще в начале октября, когда вообще никакого коронавируса не существовало. Эта железногорская семья - туристы самостоятельные, то есть летели не чартером, а регулярным рейсом. Таиланд небо для россиян не закрывал на тот момент, авиакомпания рейсы не отменяла, и, отказавшись от путешествия по каким-то своим соображениям, люди просто бы потеряли деньги. Так что изучили текущую обстановку, предприняли меры и отправились в давно запланированный отпуск.
Отдых, к слову, семья получила без каких-либо особых ограничений. А вот разное отношение к надвигающейся эпидемии у нас и в Таиланде железногорцы ощутили уже 19 марта.
- Когда мы прилетели туда, у нас только поговаривали про коронавирус, показывали, что творится в Европе, - вспоминает Евгения. - В Бангкоке сразу другое отношение: все тихо, спокойно на этот счет, но меры предприняты, хотя на тот момент там было только 7 случаев. При выходе из самолета нам сразу померили температуру, потом ее еще несколько раз измеряли - при посадке на внутренний рейс, по прилете на Пхукет, в отеле. На каждом прилавке, на каждой стойке - бутылки для дезинфекции рук. Весь персонал в масках. И это было еще до вспышек в Бангкоке. А как только ситуация обострилась, все без исключения тайцы тут же надели маски. И маски там доступны - лежат в магазинах разного размера, цены, качества, а также дезсредства разных объемов.
***
Другой железногорской семье позагорать на Пхукете так и не удалось. Сотрудница ГХК Екатерина собиралась с семьей лететь на тайский остров 11 апреля. Путевка была куплена в середине февраля, коронавирус еще всерьез не воспринимался, Таиланд не входил в перечень неблагоприятных стран. Тем более в турагентстве Екатерину успокоили, мол, они не станут рисковать жизнью и здоровьем своих клиентов, поскольку в случае неприятности будут вынуждены выплатить огромную страховку. Поэтому и переживаний поначалу не было.
- А когда уже закрыли Вьетнам, мы позвонили своему турагенту. Нам ответили, что пока официального письма о закрытии границ с Таиландом не поступит, с путевкой ничего сделать нельзя - ни аннулировать, ни перебронировать, ни депонировать деньги, - рассказала Екатерина.
Границы с Таиландом вскоре закрыли. Агентство предложило перебронировать путевку - лететь в эти же даты в Сочи. Правда, пришлось доплатить. Как рассказала Екатерина, в Таиланд покупали тур по одному курсу евро, а на Сочи пересчитали уже по новому - на этом семья потеряла несколько тысяч рублей.
- Но нам было уже все равно, очень хотелось в отпуск, - продолжает железногорка. - Переживали, ждали подтверждения брони. Бронь подтвердили. И тут новая новость… Закрыли черноморские курорты до 1 июня…
Понятное дело, апрельский отпуск у моря для семьи Екатерины не состоялся. А что с оплаченной путевкой? Деньги так и не отдохнувших клиентов будут заморожены - до конца 2021 года. Перебронировать поездку на более поздний срок эта семья отказалась. Вернуть внесенные средства Екатерине даже не предлагали.
***
Именно такой стратегии придерживаются сейчас туроператоры - ни в коем случае не аннулировать оплаченные путевки. При этом раннее бронирование открыто на сайтах всех агентств, по многим направлениям цены сейчас более чем заманчивые. Близится лето, желание улететь к морю возрастает с каждым днем, и только нам самим решать - рисковать или поберечь себя.
Ну а «ГиГ» призывает прежде всего подумать - и не только о себе, но и об окружающих. А отдохнуть еще успеем, было бы здоровье!
Валерия ПАЛАВАЕВА