Суббота, 23 Ноября, 2024
Железногорск, Красноярский край

Бизнес: под ударом

24 апреля 2020 / Есть тема / 0
Последний месяц стал испытанием для многих. Но настоящий квест на прочность и непотопляемость проходят предприниматели, в особенности мелкие игроки на рынке услуг. В то время как на всех уровнях власти разрабатываются меры и программы экономической поддержки пострадавших в ситуации распространения новой коронавирусной инфекции, конкретные люди теряют реальные деньги.

Поможем, чем можем

В понедельник, 20 апреля, губернатор Красноярского края Александр Усс обратился к жителям региона и рассказал об антикризисном плане поддержки населения, а также малого и среднего бизнеса. Так, до 500 миллионов рублей увеличен лимит финансирования поддержки людей, оставшихся без работы, а также оказавшихся в трудной жизненной ситуации; порядка 26 миллиардов рублей будет направлено на социальную поддержку многодетных семей, инвалидов, ветеранов и других категорий граждан. Что касается малого и среднего предпринимательства, то в дополнение к федеральным мерам в крае расширен перечень видов деятельности, нуждающихся в государственной поддержке в первую очередь. Он в три раза шире, нежели на федеральном уровне, подчеркнул глава региона. По предварительным подсчетам, краевые меры поддержки получат 65 тысяч предприятий и предпринимателей, на что будет направлено порядка 3 миллиардов рублей. Соответствующие законы внесены в Законодательное собрание края для рассмотрения на ближайшей сессии.

Так какие же меры поддержки законодательно на данный момент предусмотрены для субъектов малого и среднего бизнеса?

Постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. №409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики» определены меры поддержки для организаций и индивидуальных предпринимателей, занятых в сферах деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции. Это налоговые и кредитные каникулы, отсрочки по оплате страховых взносов, мораторий на проведение процедур по банкротству и налоговых проверок. Подробная информация о мерах поддержки размещена на сайте администрации ЗАТО Железногорск в разделе «Бизнес», прокомментировала начальник отдела поддержки предпринимательства и развития территории Управления экономики и планирования администрации Оксана Дмитриева.

Согласно постановлению Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. №434, в перечень наиболее пострадавших отраслей попали авто- и авиаперевозки, аэропортовая деятельность, культура, организация досуга и развлечений, физкультурно-оздоровительная деятельность и спорт, туризм, гостиничный бизнес, общественное питание, дополнительное образование и негосударственные образовательные учреждения, бытовые услуги населению (ремонт, стирка, химчистка, парикмахерские и салоны красоты) - всего 19 кодов ОКВЭД 2 (код основного вида деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 марта 2020 г.). В ближайшее время в этот перечень также будут включены деятельность музеев и зоопарков и торговля отдельными видами товаров, в том числе автомобилями и автотоварами, а также розничная торговля непродовольственными товарами.

В любом случае, администрация Железногорска обеспокоена ситуацией, которая происходит в малом бизнесе, заверил первый заместитель главы ЗАТО по стратегическому планированию, экономическому развитию и финансам Сергей Проскурнин.

- Мы постоянно мониторим ситуацию и видим, что все очень и очень непросто, - прокомментировал Сергей Дмитриевич. - В большей степени наши предприниматели обеспокоены невозможностью работать, но в силу того что есть определенные рекомендации, направленные на локализацию распространения коронавируса, мы в первую очередь прислушиваемся к ним. Как только все будет хорошо и появится возможность - мы разрешим всем работать.
Из мер поддержки, которые осуществляются на муниципальном уровне, можно назвать освобождение от арендной платы за апрель-июнь 2020 года субъектов малого и среднего предпринимательства, занятых в отдельных сферах деятельности, наиболее пострадавших в связи с распространением коронавирусной инфекции.

Иным субъектам предпринимательства, - сообщила начальник отдела аренды комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Галина Шаповалова, - предоставляется отсрочка по уплате за апрель-июнь 2020 года на срок, предложенный арендаторами, но не более чем до 31 декабря 2021 года.

История первая: безысходность

Лилия Мусаева - хозяйка бутика женской одежды. С 20 марта магазин не работает, поэтому единственный доход женщины сейчас - это пенсия 10 тысяч рублей. Однако коммунальные платежи никто не отменял, благо, говорит Лилия, хоть пени начислять не будут. Также у предпринимателя есть обязательства перед банком.

- Я сначала думала, что кредитные каникулы - это когда мои платежи просто переносятся на 6 месяцев, то есть через полгода я продолжу платить по своему графику, - поделилась своими рассуждениями Лилия. - Но оказалось, что за эти месяцы все проценты мне будут начислены. В моем случае получается порядка 30 тысяч рублей плюсом. Но я все равно воспользовалась этими так называемыми каникулами, потому что нет выхода. Иначе были бы штрафные санкции за просрочки, и моя кредитная история была бы испорчена. Мне говорят: ну вы же все равно начнете работать когда-нибудь. Я, конечно, открою магазин, надеюсь на это. Но у меня осенний товар не продан, на покупку летнего ассортимента денег нет, и, следовательно, этот сезон я тоже в минусе. Конечно, не будет штрафных санкций за то, что я не уплачу вовремя налоги, но мне их все равно придется платить. Слава богу, у меня нет арендной платы - помещение в собственности, и нет нанятых работников, это просто меня спасает.

Лилия рассказала, что, конечно, она могла бы пойти на риск и по-тихому начать работать, как это делают некоторые продавцы в нашем городе, но зачем? Покупатели-то все сидят по домам, да и не до обновок сейчас.
- Вот таких маленьких предпринимателей, которые исправно платят все налоги и за коммунальные услуги, - подводит итог хозяйка бутика, - просто выкидывают за борт жизни.

История вторая: удержаться на плаву

Магазины канцтоваров в перечень особенно пострадавших не входят, но и работать им запрещено. Железногорская сеть быстро сориентировалась в ситуации и организовала бесконтактную доставку. Но спасет ли это бизнес с 20-летней историей?
- У нас спад товарооборота сейчас на 90 процентов как минимум, - рассказала экс-директор железногорской сети магазинов Татьяна Непомнящая. - Три торговые точки закрыты, и, естественно, пакетики с дистанционными заказами по 200-300 рублей, которые мы собираем и развозим, - это просто выживание. Только чтобы выплатить зарплату сотрудникам - работодателя обязали это делать. Вот мы и пытаемся работать, мы не можем оставить продавцов без денег. Мы абсолютно не почуствовали поддрежки от государства, ни на копейку. На данный момент законодательно никакие отсрочки по налогам для нас не оформлены, нашего ОКВЭДа нет в перечне особо пострадавших отраслей. И что имеем? Нам нечем заплатить налоги, идут просрочки оплаты поставщикам, по аренде. Я все понимаю, я не отрицаю существование этого вируса, меры предпринимать надо. Но наблюдаю какие-то двойственные стандарты: столпотворение народа в тех же продуктовых супермаркетах, а мелкий бизнес страдает.

История третья: бороться самому

Ирина Иванова, владелица салона красоты в Железногорске, вместе с красноярскими коллегами попытались сдвинуть ситуацию с мертвой точки и организовывали флешмоб #безопаснеевсалоне.
- Многие мастера были вынуждены взять инструменты и пойти по домам, - рассказала нам предприниматель. - Даже если выйти в тот же магазин у нас в городе, видно, что мужчины ходят стриженые. Только получается, что рискуют и клиенты, и парикмахеры. Если в салоне мы всегда обрабатывали и инструменты, и поверхности, у нас были дезинфицирующие средства, то дома организовать такое пространство невозможно. Многие парикмахеры остались совершенно незащищенными в этой ситуации. Например, у нас это был единственный семейный доход, сейчас мы остались абсолютно без средств. И ни один банк не предоставил нам кредитные каникулы - просят предъявить либо справку, что больны коронавирусом, либо 2-НДФЛ. Хотя и кредит, и ипотеку я брала только как предприниматель, это мой единственный доход на протяжении 6 лет. Вживую заявления не принимают - оформляйте через сайт. Заявка принята, ответа нет, пришли только сообщения от всех банков, что необходимо внести очередной платеж. А бизнес не просто теряет доход, а уходит в минус. Аренда - она у нас коммерческая, коммунальные платежи, взносы в ПФ, налоги, оплата онлайн-сервисов - все это, естественно, никто не отменял. Да, есть отсрочки на полгода, но сумму все равно потом вносить. Есть мастера, которые сразу закрыли ИП, потому что непонятно, сколько нам еще сидеть по домам. Но я даже так не могу сделать, потому что на мне договор аренды, касса, расчетный счет, терминал - все эти нити придется разрывать. И потом, чтобы вернуться в работу, заново все собрать будет очень сложно.

Общий крик

И это только три истории. «Мы просим государство помочь предпринимателям, несущим убытки. Если этого не сделать прямо сейчас, после окончания карантина Россия может остаться вообще без бизнеса», - призывает ресурс biz-alert.ru. Сделать карту тонущего бизнеса предложил один из предпринимателей, он позиционирует проект как некоммерческий и призывает терпящих бедствие бизнесменов не отмалчиваться, а заявлять об этом. На данный момент на этой карте отметились три организации из Железногорска. Всего на вечер вторника там было зафиксировано 3100 криков о помощи.

Валерия ПАЛАВАЕВА

По данным за прошедшую неделю, в течение апреля 2020 года в железногорском Центре занятости населения зарегистрировано 16 человек, которые пришли из бизнеса, сообщил Иван Чуприна, директор ЦЗН.
Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения