Обычно до работы добираюсь на машине, но сегодня по воле случая пришлось воспользоваться общественным транспортом. Живу в Сосновоборске, поэтому ехала с пересадками. Сначала на 119-м до КПП-1, а оттуда на двойке. Вот где и прочувствовала на себе, что такое режим самоизоляции во всей его красе.
Все шло своим чередом - я надела маску, прошла по салону, села на свободное место. Тут в закрывающиеся двери вбежал мальчуган лет десяти. Кондуктор строгим голосом приказала ему надеть маску, но у мальчишки ее не оказалось. Тогда блюстительница автобусного порядка сообщила, что ребенок никуда не поедет. Мальчик покорно вышел, остался на остановке один. Спохватились пассажиры, дескать, надо было взять пацана. Однако кондуктор пояснила, что не хочет получать штрафы, и со спокойной совестью все поехали дальше.
От остановки к остановке салон постепенно наполнялся людьми, каждый новый попутчик подвергался строгому контролю. Спустя некоторое время краем уха услышала, как позади меня мужчина пытается поддержать кондуктора - настойчиво рекомендует всем носить маски и утверждает, что железногорская больница переполнена ковидными пациентами.
А тем временем я приготовилась выходить. И вдруг с задней площадки донесся глухой звук от удара. Пассажир, который только что смело раздавал советы, вмазал кулаком соседу - за то, что тот приспустил маску. Пострадавший парень схватился за лицо, из носа хлынула кровь. От возмущения я оторопела, да и люди вокруг пришли в ужас, в голос стали требовать выгнать дебошира из автобуса. А тот высказал свое удивление и с возмущением спросил: «Вы че, против меня, что ли?»
Высоко задрав голову, «герой» вышел на одной остановке со мной. В окно отъезжавшего автобуса я видела, как парню помогают остановить кровь.
Люди! Что с нами стало? В кого мы с вами превратились? Неужели эта болезнь сделала из нас животных? Как же страшно стало жить! И страх уже не оттого, что ты можешь подхватить опасный вирус, - мы теряем человеческий облик, ожесточаемся. Что с тем парнем, которому разбили нос? Сколько еще таких пострадавших от ковид-психоза?
И где теперь тот мальчишка, который не попал в автобус на КПП? Почему в таком возрасте он остался без присмотра взрослых, да еще и в период самоизоляции - это вопрос к его родителям. А вот имела ли кондуктор право не пускать маленького пассажира в салон, и как в этом случае нужно поступить - по закону или по совести, мы спросили у директора ПАТП Сергея Плотникова. Он рассказал, что постоянно ведет разъяснительную работу с сотрудниками и придерживается указа губернатора «Об ограничении посещения общественных мест» и указа Роспотребнадзора о масочном режиме.
- В этой ситуации по закону кондуктор поступила правильно, а вот с точки зрения человеческих качеств, наверное, должна была сделать иначе - ситуация двоякая, - прокомментировал Сергей Георгиевич. - Конечно, по этому поводу будет проведена разъяснительная беседа, возможно, даже предусмотрим некоторое количество одноразовых масок в салонах автобусов для подобных ситуаций, хотя мы не обязаны этого делать.
В тот же день мы решили прокатиться на городских маршрутах и посмотреть, как ведут себя кондукторы и пассажиры. Оказалось, что не все такие исполнительные и правильные, как в утренней двойке. Большинство водителей без масок или с масками, но спущенными на подбородок.
- Да, я без маски, ну если хотите, могу надеть, - говорит Эдуард, водитель маршрута №9, лениво натягивая на подбородок видавшее виды средство индивидуальной защиты. - Знаете, как тяжело весь день в этой маске! Я и с пассажиров не требую. Кто я такой? Есть вот надзорные органы, пусть они и контролируют.
Пассажиры в масках через одного, но об указе знает каждый.
- Ну нет у меня маски, не взял с собой. Что закон нарушаю - в курсе. Мне все равно. И за ребенка я не боюсь, ничего он не подхватит, - говорит Олег. - Устали уже в этих масках ходить, в магазин надеваю, а здесь поторопились и забыли. А кондуктор ничего и не спрашивал, вот если бы здесь были маски, я бы надел.
Другие неукоснительно соблюдают правила и беспокоятся о своем здоровье.
- Надо беречь себя, находиться в общественных местах в масках, даже кондукторы не все их носят, ничего не боятся, - негодует Тамара Павловна. - Вот вы надели маску, вы себя предостерегли. Часто езжу в автобусах и замечаю, что многие люди без масок, а контролерам все равно.
- Если есть - надевают, если нет - что теперь сделаешь? - отвечает женщине кондуктор Михаил. - Не выгонять же человека? Ехать нужно - кому-то на работу, кому-то по делам, я не понимаю, как выгонять.
Да, пандемия по-прежнему никуда не делась. Меры предосторожности никто не отменял. И никто не знает, сколько мы еще будем жить в таком режиме. И соблюдать закон нужно! Однако при этом в любой ситуации оставайтесь, прежде всего, людьми, пожалуйста.
Елена АНТОШЕНКО